Общение с ребенком. Пушистый кролик вместо мамы
«Мамочка, мамочка пришла!» — с диким восторгом в широко распахнутых глазах девочка 5 лет ждала маминых объятий возле порога. Ее кудряшки так забавно торчали в разные стороны, что на секунду сменили раздражение на замученном лице на улыбку. «Привет, зайчик», — ласково улыбнулась она ребенку, мимоходом чмокнула в щеку и начала раздеваться. Общение с ребенком было прервано входящим звонком.
Однако «хвостик» упорно не отставал. Девочка продолжала щебетать, пытаясь привлечь внимание дорогого человека, что-то рассказывала, активно жестикулируя, улыбалась и тянулась к матери, словно цветок на солнечный свет. Еще бы, она так ждала этих минут, у нее накопилось столько новостей! «Ну, обрати же на меня внимание!» — кричало все ее существо.
Но маме было не до этого. Погруженная в невеселые размышления о проблемах на работе, она рассеянно кивала, явно пропуская мимо ушей информацию о сегодняшнем дне ребенка. «Когда же она успокоится, наконец?» — мелькнула досада на ее лице. Она постаралась свести на нет общение с ребенком и строгим голосом сдержанно произнесла: «Иди пока поиграй, мама устала и придет чуть позже».
Поздно вечером пришла мама, поцеловала девочку на ночь, пожелав приятных снов. Выходя из комнаты, она услышала жалобный голосок: «Мама, оставь свет, мне страшно». Немного подумав, она оставила гореть ночник, размышляя о том, что надо бы показать ребенка психологу и понять причину страхов. На сегодняшний день общение с ребенком было закончено.
Она порой испытывала чувство, отдаленно напоминающее вину. Словно недодавала ребенку внимания. Но она не могла иначе. Бесконечная работа, дела насущные требовали предельной концентрации внимания и под конец дня совершенно выматывали. Ребенок подрастет и поймет, к тому же она сейчас ни в чем не нуждается.
На приеме психолог отметил излишнюю эмоциональность девочки, порекомендовав купить ей домашнее животное. Он привел ряд аргументов, объяснив, что у ребенка будет объект, на который она направит все свое внимание, научится ухаживать, заботиться и привыкать к порядку. Мать вздохнула, но, поразмыслив, решила, что в этом есть рациональное зерно.
Выбор пал на котенка. Восторгу ребенка не было предела! Она спала с ним несмотря на запреты, кормила, пела песенки, играла. Даже рисовала вместе с ним, оставляя следы красок на полу и обоях. Странным образом она стала меньше требовать внимания от уставшей матери, что ту несказанно обрадовало. Общение с ребенком было минимизировано.
Котенок рос вместе с девочкой, спустя пару лет он стал большим и важным котом, полноценным членом семьи, с которым установилась глубокая эмоциональная связь. Девочка даже купила ошейник, чтобы гулять с ним на улице, ведь ему так нравилось солнышко и травка. Он так смешно резвился на природе. Пушистый комок жизни, приносящий массу эмоций. У девочки блестели глаза от восторга, когда она смотрела на своего красивого четвероногого друга.
В один ужасный день этот друг попал под машину. Прямо на глазах у девочки. Она не сумела удержать поводок, отвлеклась всего на минутку. А когда повернулась, было уже поздно. После легкого шока (она сначала не поняла, что это конец) она разрыдалась так, словно потеряла самое близкое существо на свете! Это была не просто трагедия на один день. Это были горе и траур. Девочка перестала улыбаться, замкнулась, тяжело переживая утрату. И вдруг стала хуже видеть.
Мать начала водить ребенка по офтальмологам, пытаясь понять причину ухудшения зрения у ребенка. Кто-то говорил «наследственное», кто-то пожимал плечами и делал предположения, что дома недостаточно хороший свет… Кто-то советовал пить витамины и начать делать комплекс упражнений. Но болезнь не отступала и даже прогрессировала. Дойдя до минус четырех за несколько месяцев, зрение наконец перестало падать, ведь в доме появилось новое счастье — хорек! Милая и забавная зверушка, которую тоже можно было выгуливать на поводке…
Плохое зрение. Стоит ли покупать малышу животное?
Зрение в минус. Здесь описан типичный случай психосоматического заболевания, которое вызвано разрывом эмоциональной связи у зрительного ребенка. Зрительный вектор наиболее эмоциональный, живой, требующий внимания и готовый отдавать его. Эмоции у таких детей развиваются в «коридоре» от страха до любви.
Зрительные дети — это эмоциональные троглодиты, их нельзя просто погладить и спокойно удалиться. Ну уж нет. Ребенок будет с упоением рассказывать обо всем, что его волнует, радоваться солнышку и цветочкам, напевать песенки, тянуть руки и строить глазки. Он мгновенно выстраивает эмоциональную связь со всем живым, что попадает в поле его зрения. И с мамой, и с цветочком, и с плюшевым медведем и уж тем более с пушистым милым животным. Общение с ребенком в данном случае необходимо направлять в нужное русло, чтобы правильно воспитать и привить необходимые навыки.
Отдать ребенка на откуп животинке приходит в голову людям, у которых банально нет времени на ребенка, потому что он поглощает все их внимание. И проще заменить себя животным, с которым ребенок будет играть и дарить ему любовь. Абсурд, который приводит к тяжелейшим последствиям.
Потеря эмоциональной связи для такого ребенка страшна. Она чревата ударом по его самому важному сенсору — глазам. Любое событие, будь то гибель животного или члена семьи, переезд в новое место и потеря друзей или в детском возрасте потеря любимой игрушки способно увести зрение в жесточайший минус. А ведь именно через этот сенсор мы способны постигать 95% всей поступающей информации.
К зрительным детям нужен особенный подход, впрочем, как и к каждому ребенку. Свет, цвет, эмоции, самая частая смена эмоций — от слез до смеха и назад за одну минуту! Маленькие актрисы и актеры с выразительными глазками… У них особая задача в этом мире. Сочувствовать и сопереживать. Не надо покупать им животных, как бы они ни упрашивали. Найдите другой способ общения ребенка с живой природой. Не нужно даже «изобретать велосипед», готовые рекомендации есть на тренингах по Системно-векторной психологии.
Необходимо понимать, какой вред может принести с виду безобидное действие и не совершать фатальных ошибок, способных привести к необратимым последствиям.
Корректор: Анна Катаргина