Пирамида взаимонепонимания
Мы всегда хотим как лучше, а получается то, что получается. Мы виним себя или близких, или дальних, или всех вокруг. Но мы не можем друг без друга! Системно-векторная психология дает нам шанс преобразовать пирамиду взаимонепонимания в пирамиду взаимодействия — это не сложно.
Мы рождаемся, живем и умираем.
Мы любим и ненавидим, женимся и разводимся, страдаем и наслаждаемся, растим детей, путешествуем, ссоримся, бегаем на работу и в спортзалы, спорим, портим жизнь себе и другим. Мы всегда хотим как лучше, а получается то, что получается. Мы виним себя или близких, или дальних, или всех вокруг. Но мы не можем друг без друга! Все вместе мы составляем единое целое, хотя сами этого пока не понимаем…
Системно-векторная психология дает нам шанс преобразовать пирамиду взаимонепонимания в пирамиду взаимодействия — это не сложно.
РОЖДЕННЫЙ ВОРОМ
24 % населения земли рождается ворами. Причина явления кроется в архетипичной роли кожного вектора, которая заключена в добывании пропитания для первобытной стаи. Где можно было взять пищу в первобытной саванне? Вариантов мало: пойти на охоту, отнять или украсть у другого племени. Все как в животной природе. Главное — добыть то, что необходимо.
Что же происходит с ребенком, носителем кожного вектора, в семье? Кожник растет подвижным, он готов проникнуть везде, всюду сунуть свой нос, схватить своими ручками самые неподходящие предметы. Родители реагируют на эти действия почти всегда одинаково: «Не трогай!», «Не лезь!», «Брось — бяка!», «Убери руку — там ток!», «Нельзя — разобьешь!», «Упадешь!», «Уронишь!», «Горячо!», «Это папин кошелек», «Это мамины духи» — и так до бесконечности. И по рукам его, по рукам!
Малыш познает мир, внутренние желания побуждают его к исследовательским действиям. Несмотря на все одергивания, шлепки и наказания, он все равно не может удержаться и тайно залезает в карман, в шкаф, в стол. Добывает себе что-то замечательное, неважно что, и радуется. Если кто-то его уличает — будет отпираться, врать: «Это не я взяла твою помаду, это кошка!» — говорит трехлетняя Даша.
Если в семье сильное давление и контроль, можно в садике стащить машинку или кукольное платьице, никогда не признаться в этом и испытывать чувство большого удовлетворения.
В школе кожным подвижным детям также сложно смирно сидеть и спокойно слушать учителя — они живут движением, новыми впечатлениями. И, уходя от учительского и родительского недовольства, выравнивают биохимию головного мозга мелкой покражей: в раздевалке вытаскивают мелочь, ключи из карманов, красивую ручку со стола у соседки... И получают хорошие состояния — архетипичная роль выполнена, выживание обеспечено.
Если такому ребенку не встретится взрослый, который наполнит его неразвитое еще архетипичное желание к добыче и покраже сублимированным действием, мы получим после пубертата вора, жулика, мошенника, который легко обходит закон и тащит все, что плохо лежит. Грабит слабого и ворует у сильного, тем самым получая свое куцее наслаждение. Хотя мог бы вырасти и стать спортсменом, танцором, инженером, экономистом, бизнесменом, офицером, законотворцем. А ведь путь этот начинался с невинного шлепка по ручкам: «Не трогай!», «Не лезь!», «Брось — бяка!».
Скажите, кто виноват в том, что ребенок, имея от природы прекрасные способности к добыче пищи и экономии, не смог адекватно развиться в специалиста, приносящего пользу обществу, став вором? Кто задумался над этим вопросом? Кто всегда ищет правых, виноватых, справедливость? Есть только один вектор, для которого характерны подобные мысли, остальным в голову не приходят такие вопросы.
Эти люди 40-50 тысяч лет назад охраняли пещеру, имущество, детей и женщин, когда воины первобытной стаи уходили на войну или охоту. До сих пор это скромные и надежные люди, на которых можно спокойно оставить своих жен, свой очаг, свой бизнес. Когда охотники возвращались с добычей, вождь справедливо делил ее между всеми членами стаи. И наши охранники справедливо получали свою долю: «Вот тебе, Вася, кусок мамонта и вот тебе еще хвост леопарда!» «Спасибо, — говорит Вася, — спасибо за мамонта, только лишнего мне не надо, хвостик заберите».
И действительно, им некомфортно, если дают незаработанное, незаслуженное, — это ведь несправедливо. Честные, лишней копейки не возьмут. А если недодали при распределении? Это тоже трагедия, тоже несправедливость. Так возникает обида на неправильно поделившего. Это он виноват!
Сама суть анального вектора заключена в пребывании в пещере или около нее и в ожидании справедливого распределения благ. Конечно, он выполняет свою архетипичную роль: охраняет имущество, женщин и детей, управляет хозяйством, накапливает и фиксирует опыт стаи, передает его подросткам, учит ребятишек искусству войны и охоты, мастерит что-то (золотые руки), в пещере у него всегда порядок. Вот он какой замечательный, а вождь (государство) мало мамонта выдал, пенсия маловата, квартира ему новая положена, бесплатное молоко, уважение, почет!
Горько и несправедливо это! Вот и мучается годами: обида на маму, на одноклассников, на коллектив, на государство. Если у него тоже, как и у кожного ребенка, в детстве не сложилось, не дали адекватно развиться, то последствия могут быть не менее серьезные. И анальные люди оказываются в тюрьмах рядом с кожными ворами за то, что отомстили за несправедливость, за неверность жены, за предательство друга, за садизм, за педофилию.
В повседневной жизни мы наблюдаем этих людей в роли учителей, писателей, историков, ученых. Развитые и реализованные — это лучшие из профессионалов, золотые руки! Это хранители обычаев и традиций. И критики, желающие вернуть прошлое: «Нам нужен царь!», «Сталина на вас нет!», «Нас спасет только сильная власть!» — на что другие им отвечают: «Что вы, красота спасет мир, любовь!»
Сколько людей верит в это! Увидишь эти величественные горы, это бескрайнее море, этот рубиновый закат, вдохнешь этот пьянящий запах леса — и умереть хочется от счастья.
Как можно думать о войне, о мести, о деньгах, когда вокруг красота такая! Впитать в себя ночные запахи тропических цветов, эти тревожные и прекрасные огненные блики.
Романтика, любовь, сладкий страх ночи, ужин при свечах, купание в лунной дорожке... Увлечение эзотерикой, мистикой, религиями — все это помогает наполниться эмоциональным пустотам неразвитого зрительного вектора. От гороскопов до фильмов ужасов, от фэн-шуй до походов ночью на кладбище. Самая высокая эмоциональная амплитуда от горя и тоски до эйфории, самая быстрая смена настроений. Это архетипичная видовая роль дневной охранницы стаи не дает покоя зрительникам по сей день.
Увидеть среди яркой листвы ядовитую змею или затаившегося в траве аллигатора, тигра и подать вовремя стае сигнал опасности, испугавшись и выстрелив облаком феромонов страха. Такая вот непростая видовая роль: наслаждаться красотами и пугаться, пугаться, пугаться... Бояться всю свою жизнь, не поняв никогда своего бессознательного. Редко анальный кавалер устоит перед соблазном напугать шутя кожно-зрительную девочку. Таковы правила игры!
По мере развития зрительный ребенок перестает бояться за себя, начинает сочувствовать другим, переживать за них и таким образом выводит свой страх наружу: через искреннее сочувствие и сострадание — в любовь. Зрительные люди прекрасно чувствуют состояния, настроения других людей, они лучшие эмпаты и хорошо реализуют себя в культуре и искусстве. Только они различают бесконечное число цветовых оттенков и запахов. Золотые головы: поэты, художники, артисты. Интеллигенция, на которой держится вся культура.
Да, это мы, не наполненные реальной любовью, верим в чудеса, в инопланетян, в сглаз, в обереги, снимая этим свои страхи. Так верим своим иллюзиям, что можем обмануть полиграф, что исцеляемся верой от смертельных болезней. Имея хорошо развитую речь, мы можем красиво и красочно рассказать о пришельцах, а медлительные анальные люди подумают: «Ну нет же дыма без огня, значит, что-то такое и вправду есть».
Несколько типичных зарисовок.
...Детский лагерь. Ночь. В темной палате горит свеча, тихо шепчутся девочки: «А вот у меня, когда я была в деревне, такое было! Ко мне домовой приходил! Просыпаюсь ночью, а он мохнатой лапой по лицу мне гладит! Я так испугалась! А однажды он бабушку чуть в бане не задушил! А в речке у нас водяной живет, он девушек перед свадьбой в воду утаскивает!»
...Мальчишки возвращаются из школы: «Ребят, есть возможность заработать! Сейчас принимают десятикопеечные монеты Питерского завода 1999 года по сто рублей за каждую! Мой брат из копилки взял, сдал и комп новый купил!»
...В суде. Выходит очередной свидетель и рассказывает, как было дело. Как обвиняемый выхватил нож из сапога, как ножны выпали на асфальт (они еще такие коричневые кожаные были, с крестиком швейцарским сбоку). И как ударил потерпевшего в живот, и как побежал потом за угол магазина... А когда бил ножом, запачкал рукав свитера кровью. Он, наверное, его потом выбросил или сжег, чтоб следов не оставлять...
И суд ему верит, потому что свидетель столько деталей правдивых запомнил, не мог же он все выдумать. И зрительные девочки верят в домового и водяного. И кожные с анальными мальчики верят в легкий заработок. Все верят — дыма-то без огня не бывает! А верят потому, что это оральный вектор говорит с вами по вашим нехваткам о том, что вы хотите услышать, не различая сами, где у него правда, а где вымысел. Испытывая постоянную потребность говорить и говорить, он нуждается в ваших ушах. Именно оральник, имея врожденную способность к индуцированию, то есть создавая своим говорением новые нейронные связи, способствовал превращению раннего человека в человека говорящего.
Развитые оральные люди — это прекрасные лекторы, чтецы, ораторы, артисты, юмористы, — мастера разговорного жанра. Приходит оральник — и вот он уже душа компании: рассказывает анекдоты с матерком, балагурит, подкалывает. Вокруг оживление, все его любят. Мужчины посмеиваются, зрительные девочки хохочут до слез, и лишь один, там, в углу, морщится, словно от боли...
Я ненавижу ваши шутки, я ненавижу ваш смех, ваш визг, глупое щебетание, это ваше мельтешение, ваши тупые споры! Я готов убить за эту пошлость и этот мат! Я ненавижу эти праздники! Какой в этом смысл? Что я вообще здесь делаю? Мне так больно, так мучительно отбывать свой срок в этом мире. Эти ваши «надо», «должен», «сделай»...
Только ночью в полной тишине мерцания звездного неба начинает отпускать ледяная рука, сжимающая сердце. Вроде что-то проясняется, выстраивается... и начинает ощущаться смысл. А утром — все сначала: невыспавшийся, угрюмый, прикрыв глаза темными очками, задраившись наушниками с хард-роком, едет в холодном трамвае в очередной бессмысленный день.
— Не трогайте меня, люди, я ухожу от вас в грохот металла, в тишину, в глубь океана, я ухожу от своего тела в героин, с высоты двадцатиэтажного дома в вечность, потому что мое Я — бессмертно...
Но это непоправимая ошибка. Все должно быть по-другому. Мы перепишем все с тобой, пока ты еще не в точке невозврата.
Ты — звуковик — предназначен для особой роли. Все человечество незримо связано с тобой. Если плохо тебе — плохо всем: происходят аварии, катастрофы, дефолты, войны, эпидемии, падения — все плохие состояния людей. И если тебе хорошо — всем становится чуть радостнее, спокойнее без видимых причин. У тебя особая миссия — через свои наполнения, через познание высших законов природы уберечь человечество от грядущих катастроф. Нужно только преодолеть последнее препятствие — выйти из своего внутреннего во внешний мир.
Философия, религия, музыка, поэзия, физика, математика… Все, что раньше наполняло жизнь звуковика особым смыслом, не закрывает больше зияющей пустоты, и депрессия все чаще становится его уделом. Но депрессия — это не нормальное состояние! Звуковик, находя свою реализацию, познавая себя — когда-то через философию и религию, сегодня раскрывая скрытое в бессознательном управление человеческой жизнью, и своей, и жизнью каждого из живущих, — чувствует, что перед ним наконец его путь, его дорога к дому.
— Нет ничего внутри, не ищи. Все снаружи, никаких ограничений, свобода. Свобода воли, свобода выбора.
СВОБОДА ВОЛИ, СВОБОДА ВЫБОРА - А ЗАЧЕМ?
Какой он — свободный выбор? Выбор партии, выбор депутата, выбор учебного заведения, выбор жены, мужа. Какую выбрать колбасу из 5-6 сортов по одной цене, какие сапожки — те или эти? «Да не нужен нам этот выбор, не предлагайте! Я — как все: как бригадир скажет, как мужики решат, я что, самый умный? Как научили в детстве, как начальство велит».
У мышечного вектора самая серьезная, самая значимая видовая роль: быть демографической основой человеческой стаи, основанием пирамиды. На полюсах оси мышечного вектора находятся жизнь и смерть, убийство и воспроизведение жизни без всяких там зрительных эмоций. Убийство в самом широком смысле: убить мамонта и накормить всю стаю, убить врага, чужого, а самому погибнуть на поле брани — лучшая смерть. В состоянии мир — с легкостью рожать детишек каждый год, строить дома, пахать землю. Это очень добродушные и простые люди, которые всегда вас накормят и обогреют.
Но и в этом состоянии подсознательно проявляется особое отношение к смерти. «Ну, слава богу, отмучился! Пусть земля ему будет пухом» — известие о смерти ненадолго оживляет нас: мы с интересом обсудим причину и обстоятельства смерти, мы всегда подставим свое плечо под домовину и на кладбище будем руководить, потому что лучше всех знаем, что и как делать, а сделано все должно быть «по-людски» — это ключевое слово! А потом вновь уходим в монотонию — наше естественное и комфортное состояние.
У большинства людей есть мышечный вектор, однако их мы не называем мышечными — он сливается с другими нижними векторами, усиливая их. Если же у вас нет мышечности, вы с сожалением понимаете, что никогда не станете абсолютно своим в милой, доброжелательной разновекторной компании, которая и объединяется этим МЫшечным вектором, как нитка объединяет бусы.
Знаете ли вы, почему в некоторых местах есть обычай называть взрослых на ВЫ? Это не вежливое обращение, это отделение от МЫ. Есть МЫ и есть ВЫ. Это разделение хорошо наблюдаемо в противостоянии наш двор — ваш двор; наша школа — ваша школа; наш район — ваш район и так далее.
Все составляющие стаю вектора, исполняя свои видовые роли, подчиняются уретральному вождю, имеющему высший ранг по природе, по рождению.
Природа мудро наделяет людей свойствами, позволяющими реализовать свои видовые обязанности. Имея первое право на поклевку и используя его по справедливости, уретральник несет на себе ответственность за стаю. Вождь никогда не устает работать на стаю, он живет на ускорение, на увеличение, весь наружу, на отдачу.
С рождения уретральные дети никому не подчиняются.
Дерзкие, быстрые, рано взрослеющие, непредсказуемые, отважные, неприступные, благородные и милосердные — они наслаждаются отдавая. Уретрального ребенка нет необходимости ограничивать, он сбалансирован по природе, не имеет тяги к владению ни имуществом, ни другим человеком, ни своим телом. Его нельзя наказывать, то есть понижать в ранге, так мы рискуем не дать развиться психическому и получить после пубертата отчаянного бандита, волка-одиночку или последнего труса в неврозе.
Девиз уретральника: «Своя жизнь — ничто, жизнь стаи — все» реализуется и в отношении женщин. Четырехмерное высокое неограниченное либидо направлено в первую очередь на оставшихся без мужчин и не имеющих спроса самок: в возрасте, некрасивых, странных, с особенностями — главное, чтобы могли родить здорового ребенка, а от вождя это гарантировано! Муза вождя, его ранговая самка — самая красивая кожно-зрительная дневная охранница стаи. Это совершенная пара: он не стремится к обладанию, она не принадлежит никому и одновременно принадлежит всем.
Для уретрального вождя все дети — свои, но он, в отличие от анальника, не стремится передать свою власть сыну по наследству — интересы стаи прежде всего.
Его желание отдавать притягивает все 7 векторов, желающих получать, но один вектор все же вне подчинения. Мало того, его советы слушает сам вождь.
Его девиз — «Выжить во что бы то ни стало, любой ценой». Нет мыслей, нет рационального ума, нет морали. Стукач, интриган, надменный, презирающий всех, вялый, меланхоличный, слабый — такой может выжить только под крылом вождя. Зачем вождю такой? А у них древний бессознательный сговор альтруизма и сверхэгоизма, покрывающий все жизненное пространство стаи от и до: от обонятельного «выжить самому, но будучи частью стаи, так и быть, предотвратить общую опасность» — до уретрального «отдать свою жизнь ради других». Вождь гарантирует защиту обонятельнику, а тот обеспечивает выживание всей стаи.
Обладая интуитивным чутьем на опасность, интересуется исключительно тем неизведанным, которое может предоставлять угрозы существованию, чтобы в нужный момент прийти к вождю и сказать: «Все, уходим. Не знаю что, не знаю как, но носом чую опасность». И вождь не раздумывая поднимает стаю, и моментально все снимаются с места или занимают оборону. Всегда безошибочен, он настоящий царь бессознательного, не рационально, а интуитивно ощущающий угрозу.
Когда обонятельник попадает в коллектив, там сразу же начинается процесс бессознательного переранжирования, каждый занимает свое природное место, народ начинает работать, а он получает свое сбалансированное состояние — меланхолию. Люди его не любят, неосознанно боятся, особенно кожно-зрительные, мистифицируя его образ.
Из-за скрытия обонятельником своих феромонов трудно заметить его появление и исчезновение, зато он сам чует все — все мысли окружающих, и они ему глубоко неприятны. На более высоком уровне он ранжирует человечество финансами.
Ощущает обонятельник так называемым нулевым нервом, расположенным в кончике носа. Чем более развит обонятельник, тем более высокий уровень его чувствительности: он различает каверзные мысли и намерения окружающих, ощущает предстоящие проверки, дефолты, революции. Реализуется в финансах, политике, разведке, это может быть большой ученый в сферах, откуда идут угрозы человечеству: микробиолог, вулканолог. Его нехватки толкают его на создание безопасной среды выживания всей стаи для получения собственного сбалансированного состояния — меланхолии. Такая вот видовая особенность.
Обонятельный ребенок лучше развивается от сильного давления. Частая смена детского коллектива делает его сильнее, чувствительнее к давлению ландшафта. Приобретая способность сохранять себя в детстве, он потом переносит умение на стаю и уже через сохранение стаи в более сложных ситуациях сохраняет свою жизнь.
И вот перед нами целая пирамида самоуправляющейся, саморазвивающейся человеческой стаи, где мы все неизбежно вынуждены выполнять свои функции, создавая целостность.
Наше количество живого вещества увеличивается благодаря мышечному вектору, сохраняется благодаря зрительным, звуковым, обонятельным охранникам, кормится кожными усилиями, размножается и разговаривает, индуцируемое оральным вектором. Зрение создает культуру, кожа — закон, уретра расширяет пространство и ведет стаю в будущее, анальный вектор сохраняет прошлое и передает опыт молодой поросли. Вершина этой пирамиды — звуковой вектор, последняя мера, отделившая человека от животного, его задача — в осознании смысла существования, роли каждого человека и пути всего человечества...
Но за наше будущее в ответе не только звуковики: каждый из нас отвечает за то, чтобы все дети могли получить свое нормальное развитие в соответствии со своими врожденными способностями и потребностями, а впоследствии смогли реализоваться. От природы нам для счастья дано все, нужно только не мешать своими ложными представлениями и рационализациями.
Впереди у нас уретральная стадия развития, где все будут отдавать по способностям, а получать — по потребностям, эра милосердия.
Возможно, в эту пору чудесную удастся пожить и нам с вами :)
Корректор: Наталья Коновалова
Прочитала статью на одном дыхании!!! Спасибо за статью! Перед глазами снова первый уровень и объемная картина системно-векторной психологии.
Интересная статья. Пока не могу понять, кто мои дети. Очень интересно понять старшую дочь, чтобы помочь ей. Старшая дочь с задержкой психо-речевого развития, гиперактивная, любит музыку очень(получает удовольствие), замечает любую мелочь, если она появилась только; откуда-то знает, где искать конфеты(вообще, откуда узнает, что я их купила и спрятала); заранее знает, что я буду делать; не знает границы дозволенного(берет чужие вещи), открытая, общительная(хотя не разговаривает), но не со всеми(людей насквозь видит что ли), слушается и подчиняется лишь определенным людям, остальных игнорирует либо открыто смеется над ними; отличный нюх(если она не кушает определенную еду, можно смело выкидывать в мусорное ведро, потому что есть большой риск отравиться); любит красиво одеваться, интересуется косметикой в свои 6 лет, любит украшения. Могли бы предположить, какие вектора развиты у моей дочери? Я, пройдя ваши тренинги, смогла бы научить её разговаривать?
Олеся, Вы наблюдаетельная мама, и Ваше желание понять своих детей похвально. Счастье наших детей зависит от нас, родителей. На лекциях складывается необходимый объем знаний, который даст Вам более полное понимание себя и своих детей. Очень часто плохое психическое состояние ребенка зависит от мамы. Поэтому пройдя тренинг Вы сможете воспитать здоровых и успешных детей. Здесь о своих результатах пишут мамочки //www.yburlan.ru/results/all/otnoshenija-s-detmi
Замечательная статья! Спасибо!
это невероятно хорошая статья
спасибо вам
Конечно, это возможно! Приходите на бесплатные лекции, вы откроете для себя этот мир заново, сможете видеть то, что есть на самом деле, а не то что кажется, и естественным образом понимать себя и другого человека.
Действительно, интересная статья. Я пока не могу понять, какие векторы во мне преобладают, все еще не очевидно для меня... И я, конечно, сомневаюсь, действительно ли это возможно - раз и навсегда понять себя и других, сделать свою жизнь лучше, как тут везде пишут и говорят. И хочу верить, чтобы дать своим детям вырасти счастливыми и способными себя реализовать.
Прекрасный краткий обзор по векторам. Спасибо большое.
Танечка! Спасибо! Замечательная статья!
Не совсем понятно... Я увидел себя во всех векторах, корме, пожалуй, обонятельного. Что я, сверх человек?
Как знать...=)
На самом деле это очень частое впечатление - при беглом знакомстве с векторами действительно начинает казаться, что все это во мне есть! А все оттого, что очень легко спутать свойства: зрительная экстраверсия, открытость с собеседником и готовность весело с ним щебетать часами напролет - это не то же самое, что оральное говорение, например. Или же уретральная полигамия выражает себя совершенно иначе, чем частая кожная смена партнеров в поиске фактора новизны. Ну и так далее.
Об этом мы говорим всегда и ничуть этого не скрываем - никаких, пусть самых лучших письменных материалов абсолютно недостаточно для того, чтобы начать правильно понимать суть внутренних свойств человека. Для этого нужен тренинг, где вы не поверхностно узнаете, кто каков, но приобретете уже безошибочное видение и умение разделять внешне похожие проявления совершенно разных свойств человека. И тогда вы уже не ошибетесь ни в себе, ни в ком другом, и не будет досадных ошибок.
Классная статья!!!!
Шикарная статья! Мне очень-очень понравилась!!
Спасибо, Татьяна Анненкова! Очень интересная статья.