Почему люди такие злые? Хуже зверей…
Суровая правда в том, что нечеловеческая жестокость свойственна только человеку. Ни одно животное не сравнится с человеком по силе проявлений ненависти к себе подобным. Почему люди бывают такими злыми?
Каждый день в средствах массовой информации мы сталкиваемся с примерами ужасной жестокости. Избиения, убийства, массовые убийства, пытки…
Парень убил девушку из-за того, что она в компании посмеялась над ним. На теле жертвы нашли 122 удара. Экспертиза выяснила, что уже первый удар был смертельным. Психиатрическое освидетельствование показало вменяемость виновного.
Откуда берется эта нечеловеческая жестокость?!
Суровая правда в том, что нечеловеческая жестокость свойственна только человеку. Ни одно животное не сравнится с человеком по силе проявлений ненависти к себе подобным. Почему люди бывают такими злыми? Попробуем разобраться с научных позиций.
Человек — это животное
Лауреат Нобелевской премии немецкий зоопсихолог Конрад Лоренц под впечатлением ужасов второй мировой войны решил выяснить природу агрессии человека. Как зоолог и приверженец эволюционной теории, он решил начать с исследования природы агрессии у животных. Лоренц выяснил, что все животные имеют механизмы враждебного поведения по отношению к представителям своего вида, то есть врожденную внутривидовую агрессию, которая, как он доказывает, в конечном итоге служит сохранению вида.
Внутривидовая агрессия выполняет ряд важнейших биологических функций:
-
распределение жизненного пространства так, чтобы животное находило себе пропитание; животное охраняет свою территорию, агрессия прекращается, как только границы восстанавливаются;
-
половой отбор: только наиболее сильный самец получает право оставить свое потомство, в брачных боях слабого обычно не добивают, а прогоняют;
-
защита потомства от посягательства чужих и своих; родители прогоняют, но не убивают посягателей;
-
иерархическая функция – определяет систему власти и подчинения в сообществе, слабый подчиняется сильному;
-
функция партнерства – скоординированные проявления агрессии, например, для изгнания сородича или чужака;
-
функция питания – встроена в виды, которые обитают в местах, бедных пищевыми ресурсами (например, балхашский окунь поедает свою же молодь).
Считается, что основными формами внутривидовой агрессии являются конкурентная и территориальная агрессия, а также агрессия, вызванная страхом и раздражением.
Животные добрее людей?
Однако, проанализировав поведение более 50 видов, Конрад Лоренц заметил, что у животных, имеющих в своем арсенале естественное вооружение в виде огромных рогов, смертоносных клыков, сильных копыт, крепких клювов и т. п. в процессе эволюции выработались поведенческие аналоги морали. Это - запрет на уровне инстинкта применять свое естественное вооружение против животного своего вида, особенно когда побежденный демонстрирует покорность.
То есть в агрессивное поведение животных встроена автоматическая система стопов, которая мгновенно срабатывает на определенные виды поз, указывающих на зависимость и побежденность. Как только волк в жестокой драке за самку подставляет яремную вену на шее, второй волк только лишь слегка сжимает пасть, но никогда не прокусывает до конца. В битве оленей как только один олень почувствует себя слабее, он становится боком, подставляя противнику незащищенную брюшную полость. Второй олень, даже в боевом порыве, лишь касается рогами живота соперника, остановившись в последнюю секунду, но не завершив заключительного смертоносного движения. Чем сильнее естественное вооружение животного, тем четче срабатывает «система стопов».
И наоборот, слабо вооруженные виды животных не имеют инстинктивных запретов на смертельную агрессию к своему сородичу, так как причиняемый вред не может быть значительным и у жертвы всегда есть возможность убежать. В неволе, когда поверженному противнику бежать некуда, его гарантированно ждет смерть от более сильного соперника. В любом случае, как подчеркивает Конрад Лоренц, в животном мире внутривидовая агрессия служит исключительно целям сохранения вида.
Человека Лоренц считает от природы видом слабо вооруженным, поэтому не имеющим инстинктивных запретов на причинение вреда себе подобному. С изобретением оружия (камня, топора, ружья) человек стал самым вооруженным видом, но эволюционно лишенным «природной морали», поэтому легко убивающим представителей своего вида.
Тут есть один нюанс. Мы, люди, в отличие от животных, обладаем сознанием. В этом различии и скрывается корень жестокости человека к человеку по сравнению с внутривидовой агрессией животного.
Человек – это животное, которому всегда мало
Системно-векторная психология Юрия Бурлана говорит о том, что сознание формировалось постепенно в результате роста наших нехваток. У животных нет такого объема желаний, как у человека, они полностью сбалансированы и в этом по-своему совершенны.
Человек всегда хочет больше. Больше, чем у него есть, больше, чем может добыть, а если добыл, то больше, чем может съесть. Нехватка – это когда «хочу, но не могу получить», «хочу, но нельзя». Эта нехватка и дала возможность для развития мысли, которая и стала началом отрыва от животного состояния, началом развития сознания.
Неприязнь как двигатель прогресса
Системно-векторная психология Юрия Бурлана утверждает, что человек, в отличие от животных, ощущает собственную единственность, отдельность от другого.
Длительное время испытывая голод и не имея возможности его наполнить (наш вид был самым слабым в саванне – без когтей, зубов, копыт), человек впервые ощутил ближнего своего как объект, который можно употребить в себя, в пищу. Однако, возникнув, это желание тут же было ограничено. В дельте между желанием употребить ближнего своего в себя и ограничением на это желание рождается чувство неприязни к другому.
Но и это еще не все, однажды вырвавшись за пределы животного объема, наши желания продолжают свой рост. Они удваиваются. Сегодня купили запорожец – завтра захотели иномарку, сегодня купили иномарку – завтра захотели мерседес. На этом простом примере видно, что человек никогда не довольствуется полученным.
Наше постоянно растущее желание получать постоянно ведет и к росту неприязни. Лоренц доказал, что животные обладают внутривидовым бессознательным согласованным инстинктом, не позволяющим внутривидовой агрессии уничтожить вид. Для человека же внутривидовая неприязнь до сих пор представляет угрозу выживанию – так как непрестанно растет. При этом она же для нас и является стимулом к развитию. Именно для того, чтобы ограничить неприязнь мы сначала создали закон, потом культуру и нравственность.
Почему люди такие злые? Потому что они люди!
Человек – это нехватка наслаждения, желание. Не удовлетворяются наши желания – мы тут же чувствуем неприязнь. Мама не купила мороженого: «Плохая мама!». Женщина не удовлетворяет мои ожидания: «Плохая женщина!». Мне плохо, я не знаю, чего хочу: «Все плохие. Мир жесток и несправедлив!». Нравственные и культурные нормы не зря прививаются ребенку с раннего детства. Взаимопомощь, сочувствие, сопереживание другому помогают нам справиться со своими эгоистическими желаниями к получению удовольствия.
Удивительно, но человек не стал бы человеком, если бы однажды не вышел из природного баланса, не вырвался за границы собственных желаний. У животных нет возможности для возникновения ненависти, так как у них нет сознания. Но у животных нет морали, нравственности и культуры. Только люди способны на сумасшедшую бесчеловечность и жестокость. И вместе с тем только люди могут проявлять себя в самоотверженной любви и сострадании к другим, в величайших подвигах милосердия к незнакомым людям. Как в блокадном Ленинграде, когда несмотря на жесточайший голод, человек мог поделиться последним кусочком хлеба с умирающим и тем самым спасти ему жизнь.
Сегодня наши желания продолжают расти, а существующие ограничители на них перестают работать. Кожный закон и зрительная культура почти отработали себя. Сегодня мы стремительно врываемся в будущее, где человек уже не нравственен (так как его желания слишком высоки, чтобы быть ограниченными моралью и нравственностью), но еще не духовен. Сегодня мы готовы съесть любого, употребить весь мир, лишь бы нам было хорошо, настоящие троглодиты – но это не говорит о деградации. Это еще одна ступень нашего роста, ответом на который должно стать появление ограничителей нового уровня.
Путь от животного к человеку
Системно-векторная психология Юрия Бурлана говорит, что в условиях возросших желаний и возросшей неприязни никакие ограничения на неприязнь работать больше не будут. Наше сосуществование в будущем будет построено не на запретах, а на полном исчезновении неприязни как таковой.
В противовес осознанию своей единственности и другого как объекта для насыщения своих нехваток системное мышление дает осознание другого человека как самого себя, а также осознание целостности человеческого вида. Это - новый уровень сознания, гораздо более высокий, чем внутривидовой животный бессознательный инстинкт. Это осознание себя частичкой всего человечества и осознание другого человека частью себя. И, как следствие, невозможность принести вред другому. Как человек не может нарочно причинить вред себе, так он не сможет причинить вред и другому, потому что его боль будет ощущать, как свою.
На самом деле люди не злые и совсем не хуже зверей, люди всего лишь еще недостаточно зрелые. Мы настолько выросли психически, что изобрели адронный коллайдер, но до сих пор не созрели до осознания себя. Ежедневные выплески агрессии, попрание всех норм морали и нравственности на уровне целых государств – это свидетельство о том, что время пришло.
И остановить агрессию проще, чем это кажется на первый взгляд. Всего лишь нужно увидеть глубинные причины происходящего и устранить их. Понять, что картина окружающего нас мира с жестокостью, убийствами, преступлениями – это результат того, что каждый из нас считает себя единственным и ощущает только свои желания. И ради своего «хочу» готов даже убить, если это понадобится. Но парадокс в том, что даже и это не наполнит человека счастьем. Ни тот, кто проявляет агрессию, ни тот, против кого она направлена, на самом деле не могут ощущать радость, и будут одинаково несчастными.
Исправить это можно, осознав истинные желания и возможности каждого из нас. Понимая внутренний потенциал человека и его намерения, мы сможем четко осознавать, чего можно ожидать от своего окружения и как наиболее адекватно проявлять себя среди других. Когда мы глубоко понимаем другого человека и мотивы его действий изнутри, мы не становимся жертвами неожиданной агрессии, ведь поступки людей становятся легко прогнозируемыми и предсказуемыми. Более того, мы можем осознанно выбирать свое окружение, в котором будем ощущать себя комфортно и безопасно. Было бы идеально, если б каждый человек в мире смог это сделать и все были бы счастливы, но даже если до этого еще далеко, то стоит начать с себя.
Зарегистрироваться на бесплатные онлайн-лекции по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана можно по ссылке: https://www.yburlan.ru/training/
Механизм, в психологии именуемый «зеркалом» - отображение в ком-то другом наших тщательно скрываемых негативных качеств. Особенно это касается недостатков, с которыми крайне трудно бороться, которые у нас, как говорится, в крови. И вдруг в вашем окружении появляется человек, в котором вы как в зеркале видите себя во всей «красе». А он и не думает прятать этот свой недостаток, а может, и не считает это недостатком! Тут и вспыхивает с неудержимой силой ваша неприязнь к этому человеку. Причем качество, которое вы в себе не любите и тщательно скрываете, может быть любое. Еще один известный факт: если в силу обстоятельств жизнь сталкивает в одном пространстве двух прирожденных лидеров, то они вряд ли воспылают любовью друг к другу. Подобная неприязнь порою лучше всяких тестов выдает тайное родство душ.
ДА, неприязнь двигатель нашего развития. Хотя нам еще предстоит пройти путь от животного к человеку
Очень сильная, смелая и своевременная статья. С проявлениями агрессии той или иной степени силы мы сталкиваемся ежедневно, но теперь многие могут впервые задуматься над истинными причинами этого явления. А тогда уже не далеко и до действий по уменьшению напряженности этой самой агрессии, чего большинство так хотело бы!