Подростки уходят из жизни. Как уберечь ребенка?
Неразделенная любовь, проблемы с учебой, напряженные отношения с родителями, травля в школе – наиболее частые официальные причины самоубийств у подростков. Однако такое случается в жизни почти каждого школьника.
В чем истинная причина возникновения суицидальных мыслей в подростковом возрасте? Как распознать роковые перемены в поведении подростка и не дать подойти к черте?
Статистика подросткового суицида неумолимо растет. Дети летят в окна, глотают таблетки, бросаются под колеса… Даже благополучные, сытые, одетые…
Объяснений нет.
Родители в шоке.
Психологи разводят руками.
Педагоги трагично молчат.
Родные и друзья перебирают в памяти все моменты жизни в попытках понять причины, догадаться, что привело к такому страшному решению? Как был упущен тот переломный момент, когда подросток утратил ценность собственной жизни?
Неразделенная любовь, проблемы с учебой, напряженные отношения с родителями, травля в школе – наиболее частые официальные причины самоубийств у подростков. Однако такое случается в жизни почти каждого школьника.
Значит, было что-то еще? Возможно, стоит копнуть глубже: скрытые психические проблемы, прием наркотиков, секта, группы смерти?
В чем истинная причина возникновения суицидальных мыслей в подростковом возрасте?
Как распознать роковые перемены в поведении подростка и не дать подойти к черте?
Совсем недетские трудности современных подростков раскрывает Системно-векторная психология Юрия Бурлана.
Дети третьего тысячелетия
В современном мире отпрыски сильно отличаются от своих родителей буквально во всем. Это удивительные дети нового поколения Z. Они способны перерабатывать гораздо больше информации, чем взрослые, они буквально рождаются с десятью пальцами, прилипшими к клавиатуре ноутбука – юные хакеры, одаренные полиглоты, потенциальные вундеркинды.
Наши врожденные психологические желания с каждым поколением увеличиваются. Дети рождаются с объемом психики, который намного превосходит объем взрослых. В результате отличия в мировосприятии отцов и детей становятся просто огромными.
Сложнее всего сегодня детям со звуковым вектором. Ведь их потребности лежат за пределами того, что может дать материальный мир.
Звуковики – это абсолютные интроверты, которым бывает сложно общаться с другими. Задумчивые дети со взрослым взглядом. В этом взгляде читаются вопросы без ответов, а внутренний мир таких ребят – это целая Вселенная без границ. Они ставят взрослых в тупик своими недетскими вопросами, на которые может найти ответ не каждый взрослый. Они стремятся понять жизнь, они жаждут смысла, но не могут найти его. Они хотят знать, кто же они и зачем пришли в этот мир, иначе зачем жить.
Бессмысленное существование для них болезненно. Причем настолько, что они могут ошибочно выбрать уход из жизни как избавление от страданий.
А между тем именно звуковики наделены колоссальным объемом психики, самым большим среди других векторов. А значит, их возможности для реализации поистине безграничны. Звуковик может стать выдающимся музыкантом, ученым, философом, поэтом или изобретателем. Если сможет себя найти…
Поворот не туда
Родителям бывает сложно понять мысли подростка, сложно общаться с ним, сложно понять, что ему нужно. Это пропасть непонимания, которая порождает взаимное отчуждение, а в результате приводит к тому, что подросток остается наедине со своими проблемами, которые он часто не в состоянии решить.
Особенно опасно, когда это звуковик. Отсутствие взаимопонимания со сверстниками и родителями приводит к замыканию в себе, начинает расти эгоцентризм, когда подросток думает: «Я самый умный, непризнанный гений», – когда он не находит своего места в этой жизни.
Когда смысла жить нет, жизнь превращается в боль, и подросток впадает в депрессию. Попытки уйти от болезненной реальности иногда уводят в наркотический дурман, в зависимость от виртуальных игр, такие подростки вступают в группы смерти в соцсетях. В поисках хоть какого-нибудь смысла жизни звуковики в плохих состояниях попадают в религиозные секты, даже могут сбежать в ИГИЛ.
Решаясь на самоубийство, звуковик на самом деле не хочет уйти из жизни, он стремится избавиться от боли, ему кажется, что он освобождает бессмертную душу из заточения бессмысленного тела.
Путь не в окно, а в жизнь
Что же нужно делать родителям, чтобы защитить своего ребенка от депрессии и суицида?
Обеспечить ему условия для развития и реализации его природных свойств.
Базовым ощущением, необходимым для полноценного развития психологических свойств любого ребенка, является чувство защищенности и безопасности, исходящее от матери. И маленький ребенок, и подросток нуждаются в нем вплоть до окончания периода пубертата.
Для ребенка со звуковым вектором крайне важна атмосфера тишины и возможность уединения. Любой шум, крики, ругань, а особенно оскорбления в его адрес крайне губительны для развития звуковика. Они буквально выжигают нейронные связи в его голове. Ребенок пытается защитить свой самый чувствительный сенсор – ухо – от негативных смыслов, замыкаясь в себе, отдаляясь от мира.
Тишина, общение спокойным голосом, еле слышная классическая музыка способствуют развитию свойств звукового вектора. Ведите с ним ненавязчивые беседы перед сном в полной темноте, шепотом, словно пытаетесь рассказать ему самый большой секрет или самую важную тайну на свете.
Искренний интерес к мыслям ребенка, его мечтам и идеям, которые его вдохновляют, к его проблемам и переживаниям, безусловная поддержка и желание помочь формируют эмоциональную связь между ребенком и взрослым.
Чтобы уберечь ребенка от суицида, мало заботиться о нем: кормить, одевать, дарить подарки – его нужно понимать. Он не расскажет вам о своей внутренней боли, потому что сам не понимает, что с ним происходит. Это вы должны ему объяснить.
Звуковому ребенку нужен взрослый, которому он смог бы задать свои вопросы и главное – получить ответы. Ответы даже на незаданные вопросы.
Взрослый, которому не страшно задать любой вопрос, потому что его сложно чем-либо удивить. Системный родитель готов к вопросам о жизни, смерти, Вселенной, душе и духе, смысле жизни и замысле Творца, и тому подобным. Он открыт к диалогу с ребенком, готов поразмыслить вместе с ним.
Стремление звуковика к познанию мира, к развитию абстрактного мышления можно направить в изучение естественных наук, в получение музыкального образования, интерес к языкам – в лингвистику, программирование или литературу, потребность в познании человеческой психики – в медицину или нейробиологию, и так далее.
И тогда ребенок способен раскрыться. Даже самый замкнутый интроверт.
Стимулируя мышление ребенка, подталкивая и направляя его к реализации, мы, родители, помогаем ему состояться в жизни, ощущать радость, тогда он будет готов на новые свершения. Дальше он пойдет сам. И дальше он выберет жизнь. Просто потому, что увидит в ней смысл. Свой собственный смысл. А это стоит наших усилий!
Системное мышление родителей – лучшая прививка против детского суицида. Понимание, эмоциональная связь с родителями, развитие природных талантов, адекватная адаптация среди сверстников, наслаждение от жизни – гораздо более эффективный и результативный способ, чем лекции и профилактические беседы о ценности жизни. Регистрируйтесь на ближайшие бесплатные онлайн-лекции по системно-векторной психологии и откройте секрет, как наладить взаимоотношения с вашим ребенком.