Подросток не вылезает из компьютера — что делать?
Игровая зависимость — одна из серьезных опасностей для современных подростков. Они с младенчества имеют дело с разными гаджетами, и переключить их внимание на что-то другое крайне сложно. Особенно в подростковом возрасте (пубертате), когда происходит переход ребенка из детства во взрослую жизнь. Он уже легко может дать словесный отпор родителям, но еще не может совладать с бушующим в нем непониманием окружающих.
Чем опасен и важен пубертат
Пубертатный период — это финиш детства и старт взрослой жизни. Все те качества, что заложила природа в характер ребенка, а родители все детство развивали, окончательно формируются, чтобы на полную катушку применяться в дальнейшей жизни (реализовываться).
Сейчас подросток сталкивается со многими трудностями: заново занимает позицию в коллективе взрослеющих сверстников, испытывает первую любовь, учится проявлять себя в обществе. Нагрузка колоссальная, а он еще не умеет справляться со стрессом сам. Поэтому снимает напряжение как умеет — часто через игру или зависание в интернете. Нужно родительское плечо, которое поддержит и направит. Ведь кажущиеся сейчас незначительными ситуации могут иметь серьезные последствия.
Пубертат еще то короткое время, когда есть возможность исправить многие пагубные установки и сценарии. Главное — уметь их распознать и найти подход к подростку.
Надавить авторитетом или ограничениями уже не получится. Он все равно найдет способ играть. Необходимо построить мостик общения с ребенком, чтобы, уходя в свободное плавание, он знал, куда можно вернуться потом.
Умение выстраивать общение — задача родителя, ребенок еще учится жизни. Делиться своими переживаниями он будет только с тем, к кому есть доверие, кто его понимает. «В компьютере» он может общаться с теми, с кем ему интересно и просто. С теми, кто принимает его чувства и мысли всерьез.
Теперь можно не гадать, а знать
Чтобы помочь ребенку справиться с игровой зависимостью, нужно увидеть его особенности и отличия от свойств характера родителей. Вам, например, интересны общение, сильные чувства, психология отношений. Конечно, странно наблюдать своего необщительного ребенка, который всеми силами пытается отстраниться и побыть в тишине.
А это всего лишь разница в свойствах характера. И когда ее природа понятна — уходит и напряжение в отношениях. Вместо возмущения приходит искренний интерес, и получается говорить на одном языке.
На тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана внутреннее устройство человека перестает быть загадкой. Там раскрывается, что мы отличаемся индивидуальной внутренней начинкой — психикой. От рождения. Она задает разные стремления, удовольствия, образ мыслей. Тренинг помогает определить, по какой причине человек убегает в компьютерный мир. Становится понятно, чего ни в коем случае делать не стоит, а на что обратить внимание, чтобы ребенок получил должное развитие своих свойств. И его дальнейший жизненный успех был реальный, а не виртуальный.
Когда увлеченность компьютером — тревожный сигнал
Ребенок предпочитает одиночество или общество бездушной машины? На самом деле это желание к глубокому сосредоточению, в котором может родиться гениальная идея. Обычно молчун, но если скажет что, то осмысленно и серьезно, по сути. В терминах тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана такой человек является обладателем звукового вектора.
Ребенок со звуковым вектором имеет природную склонность к поиску смысла существования, что может проявляться в поиске иных реальностей, в особом интересе к виртуальной реальности — к компьютеру. Именно в звуковике заложен потенциал сделать это будущей профессией, например стать программистом. Но есть грань между интересом к возможностям компьютера, увлечением из удовольствия и побегом в виртуальный мир, когда человек не находит себе места в мире реальном.
Другим детям дашь возможность встретиться с друзьями, развлечься — они отлипают от компьютера. А ребенок со звуковым вектором может с головой уйти в виртуальный мир так, что его за уши не оттащишь.
Если он перестал общаться с друзьями и не хочет присоединяться к любым другим развлечениям, кроме компьютерных игр, — это сигнал тревоги. Замкнувшийся в себе ребенок не идет на контакт: на попытку заговорить отвечает безэмоциональным взглядом в пустоту или сильным раздражением, будто его отвлекли от важных мыслей какой-то чепухой.
Упустить связь с ним сейчас может быть опасно для него и окружения.
Интроверт, сосредоточенный на себе
Ребенок со звуковым вектором ищет ответы на внутренние вопросы: «Кто Я? Как устроен этот мир?», не всегда осознавая этот поиск. Его мысли выходят за пределы воображения, в бесконечность. Его больше занимает вопрос о том, где кончается небо и как появилась Вселенная, чем скучный материальный мир: что купить, что поесть.
Такие далекие интересы непонятны сверстникам, а сам ребенок со звуковым вектором может высокомерно считать окружающих приземленными и глупыми. Ему с ними скучно. А они еще гогочут и орут, давят на чувствительные ушки. Отталкивая людей как источник страдания, ребенок совсем отстраняется. Сам не зная себя и чувствуя себя непонятым, он не вписывается в окружение, страдает.
Остается легкий путь: сбросить напряжение в играх-стрелялках. Если ничего не предпринимать, это может перерасти в настоящую ненависть к окружающим и привести к ужасным последствиям. В поисках спасения от реальности звуковик в зависимости может пойти на повышение: от компьютерной до наркотической.
Родители должны стать проводниками ребенка в реальный мир. Понять ребенка и показать ему, кто он и на что он способен.
Шаги в реальный мир
Чтобы выйти из своей ракушки, для ребенка со звуковым вектором необходимо следующее:
1. Тишина как возможность для сосредоточения.
Для ребенка с гиперчувствительными ушками любые резкие и громкие звуки вокруг воспринимаются болезненно: хлопанье дверью, звон посуды, шумы города. А крик матери? Это травма для любого, а для ребенка со звуковым вектором — настоящая психическая атака. Она приводит к невозможности обучения и сосредоточения — его главной потребности. Звуковик может стремиться глушить восприимчивость наушниками с грохочущей музыкой, лишь бы не слышать никого вокруг. Максимально возможный тихий режим дома — предпосылка для того, чтобы ему хотелось вообще выходить на контакт с внешним миром.
2. Мирное окружение, а не минное поле.
Очень важен климат в семье, его создает женщина — мама. Стресс на работе, в отношениях — нужен лишь повод, и все валится на ребенка. Он будет стремиться удалиться от источника боли, закрываясь в себе. Тренинг «Системно-векторная психология» помогает нарисовать карту радостного семейного взаимодействия между всеми членами семьи и имеет психотерапевтический эффект, изменяя внутреннее состояние. Ваше спокойствие вместе с пониманием вашего ребенка сделает его восприимчивым и уже поможет изменить ситуацию, даже без всякого давления на него.
3. Умение понимать себя и окружающих.
Ребенок не осознает свои внутренние желания, а вы можете помочь ему найти ключ к познанию себя. Если получите понимание того, из каких пазлов складывается его внутреннее устройство по сравнению с окружающими. И так сможете вовлечь и заинтересовать ребенка, а счастье от раскрытия своей природы он будет связывать с вами. Тренинг Юрия Бурлана дает уникальные, воочию наблюдаемые знания, делая реальный мир намного привлекательнее виртуального.
4. Возможность занятия по интересам.
Нужно направить подростка в область, которая способна занять его абстрактный интеллект: чтение фантастики, занятие астрономией, математикой, робототехникой или музыкой. Особенно важна для его развития математика. А в компьютере можно изучать языки программирования, дизайн веб-сайтов или уже самостоятельно создавать игры. Важно не давить, не указывать, не запрещать, а заинтересовать. Подгадать момент, когда он расположен, задать правильные вопросы о его интересах, выслушать и мягко предложить идеи. Реализация внутренних желаний будет приносить удовольствие и даст возможность занять место в обществе согласно предназначению.
Наталья. Мой сын сутками играет в компьютер
Лариса. Отношения с сыном перешли на уровень взаимопонимания
«…Я пришла на тренинг спасать своего 15-летнего сына, который утопал в компьютерных играх, не имел друзей, никого из домочадцев не любил, скорее ненавидел всех – этот его взгляд убийцы резал без ножа…
После нашего тренинга стало понятно, что мальчику нужна альтернатива. А также стало понятно, что я – женщина – должна задавать тон в отношениях, что я мать, от которой зависит будущее моих детей, а не сами по себе, как сорняки перед компьютером – растите как хотите, вот и стала искать альтернативы и воплощать их в жизнь моего сына...
Теперь компьютерные игры стали разбавляться общением не только с новыми друзьями, но и со школы… Он стал задерживаться с ними после школы и приходить домой с хорошим настроением, чего раньше никогда не было! Круг друзей увеличился, появился интерес к жизни. У нас наладился диалог!!! Всем результатам результат!..»
Наладить связь с ребенком, помочь ему выйти из зависимости и скорректировать его будущее — реально. Это позволяет тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» — системное знание об индивидуальных врожденных свойствах и желаниях человека. У вас есть возможность проверить это в многочисленных результатах и на бесплатных лекциях.