«Поколение дворников и сторожей» – откуда оно взялось и куда ушло. Часть 1
Говоря о ситуации, предшествующей появлению феномена русского рока, вспоминается один из выпусков «Ералаша», где мама говорит сыну: «Не водись с Прошкиным! Он тебя научит плохому!» Материнский запрет мальчуган воспринял с точностью до наоборот и вконец измучил несчастного Прошкина, преследуя его по пятам и теребя: «Прошкин! Ну, научи плохому!»
Таким вот «Прошкиным» стал для советской молодежи западный мир и, в частности – рок-музыка.
Феномен русского рока как ответ на звуковую нехватку советской молодежи 80-х
СССР. Конец 70-х – начало 80-х. До горбачевской перестройки остается еще несколько лет, но воздух уже пропитан ожиданием надвигающихся перемен. Хотя, казалось бы, кому и зачем они нужны – эти перемены? Государство пестует своих граждан как заботливая мать – кормит, одевает, учит, лечит. Не забывает и о пище духовной: самые лучшие отечественные и зарубежные фильмы, литература, музыка – всем этим в полной мере могли наслаждаться советские люди.
С одной стороны, это способствовало эмоциональному и духовному наполнению, но с другой – создавало ложное впечатление, что вся современная западная культура и сама жизнь имеет столь же высокий уровень, как то, что попадало на наши телеэкраны и книжные полки. Особенно у молодежи тех лет, благодаря которой возникло такое самобытное культурное явление конца XX века, как русский рок.
Говоря о ситуации, предшествующей появлению этого феномена, вспоминается один из выпусков «Ералаша», где мама говорит сыну: «Не водись с Прошкиным! Он тебя научит плохому!» Материнский запрет мальчуган воспринял с точностью до наоборот и вконец измучил несчастного Прошкина, преследуя его по пятам и теребя: «Прошкин! Ну, научи плохому!»
Таким вот «Прошкиным» стал для советской молодежи западный мир и, в частности – рок-музыка. Именно западные образцы дали молодым советским музыкантам пищу для переосмысления, чтобы затем явить нечто новое, способное зародиться только на русской почве.
Предыстория
Прежде чем начать системный разговор о тех, кого Борис Гребенщиков назвал «поколением дворников и сторожей», скажем несколько слов о западной рок-культуре. Сразу после Второй мировой войны весь западный мир вошел в новый период, который системно-векторная психология Юрия Бурлана определяет как кожную фазу развития. На смену так называемой анальной фазе с ее патриархальными устоями, монументальностью, стабильностью и постоянством приходит бесконечное разнообразие форм – как в человеческих отношениях, так и в искусстве.
Среди безусловно положительных веяний новой эпохи стоит отметить возросшую ценность каждой отдельно взятой жизни, и на этой волне все более заметны становятся те, кто до недавнего времени никак не проявлял себя в социуме, а на заре человечества вообще был обречен на смерть, едва родившись.
Это совершенно особый тип мужчин с кожно-зрительной связкой векторов. Нежный и чувствительный по натуре, неспособный убить даже букашку, не то что мамонта на охоте или врага на поле боя – такой мужчина был абсолютно бесполезен в первобытной стае, и участь кожно-зрительного мальчика была незавидна. Или погибнет, или съедят.
Постепенно в человеческой стае зародились первые ростки гуманизма, ритуальный каннибализм остался в прошлом, появилась медицина, кожно-зрительные мальчики начали выживать, однако видовой роли, которая позволила бы им прочно занять свое место в обществе, они так и не наработали по сей день.
В середине XX века в Америке и Европе произошло небывалое – такие необычные молодые мужчины начали объединяться в неформальное сообщество. Они называли себя «дети цветов», провозгласив пацифизм и «свободную любовь». Так появилось движение хиппи, собравшее в своих рядах не только кожно-зрительных мальчиков, но и молодежь обоих полов со звуковым вектором, которые стали идеологами новой философии и субкультуры.
Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что звуковой вектор наделяет своего обладателя стремлением постичь суть вещей и явлений, музыкальным и литературным талантом; а не в самом лучшем состоянии обладатели звукового вектора отличаются презрением к материальному миру и окружающим людям с их «простыми человеческими радостями». Именно для таких молодых звуковиков участие в движении хиппи стало способом выразить свой протест обществу потребления, и именно благодаря им на свет появилась рок-музыка.
Кризис смыслов
«Ну, хорошо, – скажет читатель. – С западной молодежью все понятно, а нашим-то чего не хватало?» Да в принципе, того же самого, учитывая, что у советского благополучия имелась и обратная сторона.
Во второй половине XX века СССР все еще продолжал жить ценностями эпохи, которую системно-векторная психология называет анальной фазой развития. Для нас она закончится только в 90-е, и наши герои сыграют здесь далеко не последнюю роль, но не будем забегать вперед.
Пока что жизнь течет относительно размеренно. Каждый, кто успешно закончил среднюю школу, может поступить в любое учебное заведение, не заплатив ни копейки, правда, уже ощутимой проблемой становится невозможность реализовать свои таланты в полной мере. Места, которые по праву должны были принадлежать молодым и талантливым, нередко занимались по принципу кумовства.
Любой, кто помнит время, о котором идет речь, не даст соврать: в идею построения первого в мире коммунистического государства, где, согласно терминологии Юрия Бурлана, главенствовали бы принципы близких нам ментально уретрального милосердия и справедливости, давно уже никто не верил – ни простые граждане, ни партийная верхушка.
Да, с телеэкранов и правительственных трибун продолжали звучать патетические лозунги. Но если для молодежи начала века они были прямым призывом к действию, наполнявшему жизнь высоким смыслом, то их дети и внуки не могли отделаться от ощущения фальши и пустоты. Особенно остро это чувствовали молодые люди со звуковым вектором.
«…И наши отцы никогда не солгут нам.
Они не умеют лгать,
Как волк не умеет есть мясо,
Как птица не умеет летать», –
пел Борис Гребенщиков в той самой песне, где назвал себя и своих современников «поколением дворников и сторожей».
«…Вопрошаем отцов, но не легче от стройных речей,
Не собрать и частичный ответ из подержанных фраз.
Их тяжелая юность прошла вдалеке от вещей –
Тех, которые так переполнили доверху нас!»
– вторил ему другой глашатай поколения Юрий Шевчук.
Говоря о том, почему самые развитые в интеллектуальном и чувственном смысле молодые люди своего времени ощущали себя чужими на позднесоветском «празднике жизни», стоит отметить еще и тот факт, что молодость – время музыки и танцев. Это вполне естественное, природное явление, связанное с поиском пары, но для звуковика и здесь необходим особый, высокий смысл. Иначе – зачем все?
Как понятны теперь веяния того времени, его настроения и мысли. Спасибо автору за интереснейший материал. Жду продолжения!
как узнаваемо все описано. Я как раз из того поколения, когда уже чувствовалась эта фальшь в лозунгах.
Спасибо автору за статью! Ждем продолжения с интересом. Действительно, русский рок был очень своеобразен, и оказал немалое влияние на молодых звуковиков, живущих в на пост-советском пространстве того периода