Причины агрессивного поведения подростков
Нарастающая агрессивность подростков стала притчей во языцех. Причины агрессивного поведения обсуждаются в СМИ — не очень и вполне себе специалистами. Выясняются на серьезных форумах и конференциях профессурой. И конечно, в быту. Бабушек у подъездов не менее, чем преподавателей и полицию, беспокоит агрессивное поведение современного юного поколения и причины его возникновения.
Что говорить о родителях? Мам и пап шокируют подростковые истории. Испытав лично на себе взрыв агрессивного поведения детей, пугаются по-настоящему. И паникуют, передавая по цепочке знакомым, родителям, друзьям и родственникам свои рассказы, как бы пытаясь разобраться в причинах и предупредить тех, у кого «младшенькие, пока неиспорченные» детки.
Результат нулевой. Что делать со всем этим? Какие причины толкают вчерашних благополучных, послушных и адекватных младших школьников к агрессивному поведению в подростковом возрасте? Какие причины позволяют избивать слабых и оскорблять старших, включая родных и близких?
Давайте разберемся в этом вопросе с помощью знаний, полученных на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».
Формы агрессивного поведения
Они бывают самыми различными. Разбираясь в психологии, мы станем различать агрессию, направленную на других, и агрессию, направленную на себя, так называемую аутоагрессию. Это может быть вынужденная мера в конкретной ситуации, неожиданная и специальная провокация группой подростков.
Например, агрессия, направленная на травлю более слабого, отличающегося (именем, одеждой, физически и поведением) от основной массы ребенка.
Агрессивное поведение детей принимает порой уродливые формы ничем не оправданного жестокого насилия. Вышедший на экраны во времена Советского Союза фильм «Чучело» Ролана Быкова просто потряс общественность. Сейчас, в двухтысячных, сюжет смотрится милой детской шалостью, а причины еще более жесткой агрессивности детей в современном мире по-прежнему скрыты.
Агрессивное поведение детей. Истоки
В возрасте до трех лет ребенок находится под крылышком матери. Именно она дает чувство защищенности и безопасности, которое так необходимо для правильного развития чада до пубертата. Пока еще по сути своей это зверек.
И в этот период ощущение безопасности для ребенка особенно необходимо, потому что он полностью зависит от родителей.
Если мама находится в хорошем психологическом состоянии, то ребенок бессознательно будет испытывать доверие к окружающему миру. И наоборот, при плохом мамином состоянии он начнет внешнюю среду воспринимать как опасную, что может в будущем проявиться в агрессивном поведении.
Примерно в шесть лет ребенок проходит первичный пубертат — происходит малозаметный, но отрыв в самостоятельность. Милые попытки применять полученные навыки, желание познавать и учиться чему-то новому: «Я сам! Купите конструктор! Хочу ездить на велосипеде!» — не настораживают, а радуют. Агрессивность просьбы не перерастет в злобу или обиду, если вы по-доброму объясните, почему, например, дорогую покупку придется совершить позже.
Часто в это время родители учат ребенка давать сдачу или отдают его в секцию единоборств, конечно, из благих намерений защиты, не понимая, что они создают причину для агрессивности в будущем. Любые приобретенные навыки ребенок старается применить. Он попросту будет искать повод для драки.
Если вы учите ребенка делиться, помогать друзьям, доброжелательно относиться к чужому имуществу, слышать просьбы других — агрессивность детей нейтрализуется. Идет нормальное взросление.
Во вторичном пубертате (возрасте 14–16 лет) поведение уже частенько вызревает в социально-педагогическую проблему. Навыки, полученные в процессе воспитания, требуют своей обкатки. Все, что было (большей частью вами!) заложено в сердце и душу ребенка: культура поведения, умение общаться с другими людьми, социальные навыки, привычки и принципы — обретает свою форму.
Причины агрессивности — причины взросления
Причины в данном случае исходят из самой природы. Подростки готовятся вылететь из родительского гнезда в самостоятельную жизнь! Меняется гормональный фон, активизируется рост физического тела, у девочек и мальчиков наступает половое созревание. Одновременно с этими изменениями организма кардинально перерождается психика человека. Перед вами уже не послушный наивный малыш, которого вы знали раньше, время складывать кубики — в прошлом.
Подростки пробуют свои силы быть взрослыми. Выходя за пределы родительской защищенности и безопасности, они пытаются быть самостоятельными, естественным образом трансформируя поведение, по большей части по примеру окружения. Самооценка колеблется от резких заморозков до жары в пустыне. Возрастает влияние улицы.
Агрессивность через векторальные особенности
Проще всего рассматривать агрессивное поведение детей сквозь призму векторов. Вектор — это группа свойств и желаний, типов мышления и сексуальности. Всего их восемь.
Например, ребенок с кожным вектором, одним из основ воспитания которого является обязательная дисциплина, подчинение на базе ограничения, правильного соотношения запретов и поощрений, неожиданно начинает проявлять агрессию. Причины очевидны — неспособность либо нежелание подчинить себя правилам.
Помним: ребенок с кожным вектором, вовремя приученный к дисциплине, получает огромное наслаждение от ограничения себя. Это его природа!
Самоограничение позволит подростку в будущем контролировать свое поведение. Это не позволит ему проявить агрессию к кому-то, так как это является нарушением закона, правила, а следовательно, будет наказано.
Ребенок с анальным вектором, который всегда смотрел на маму как на главного человека в своей жизни и слушался практически беспрекословно, вдруг начинает критиковать, поучать, делать замечания. Разбрасывает вещи, забывая убрать на место, положить на полочки. Характеристики поведения в школе резко ухудшаются. Если раньше вам говорили, что ребенок неторопливый, но усидчивый и старательный, то теперь вы узнаете, что он ленится и грубит старшим.
Природой именно в анальном векторе задано желание быть хорошим, лучшим для мамы, стремление к чистоте и порядку. Если же такого ребенка критиковать во всем, начиная с его медлительности, не хвалить за прилежание, то возникают обиды и упрямство. Агрессивный подросток уже не молчит как ребенок, а в открытую проявляет свои негативные черты.
Причины агрессивного поведения ребенка с уретральным вектором так же кроются в его психическом, резко отличающемся от остальных характеристик.
Он не сумеет подчинить себя кому-то. Это природный вождь, который ведет свою стаю поначалу маленьких друзей на соседнюю улицу, чужой район и устанавливает там справедливость и милосердие, как он это понимает.
Родителям, которые станут пытаться подавить его авторитарно, вполне можно ожидать поджога и побега из дома. Навсегда. Поэтому от вас возможна только просьба в смыслах «если не ты, то кто?!» — как можно раньше возложите на него ответственность за его поступки, уважая и принимая его решения. Не создавайте себе лишние проблемы. Мир в семье этого стоит.
Какой должна быть коррекция агрессивного поведения
Во-первых, она должна быть адекватной. Максима: «взрослые как пример для поведения» — работает! Если вы сами не позволяете себе сводить выяснения отношений в грязные склоки и истерики — можете быть стопроцентно уверены, что и ваш ребенок возьмет на вооружение навык преодоления самого себя.
Во-вторых, профилактика агрессивного поведения подростков — это лучшее, что только возможно, и начинается она с осознания психики: своей собственной и ребенка. Только тогда, когда взрослый понимает корневые желания и свойства векторов ребенка, он может воспитать его так, чтобы развить их более полно, дав возможность жить счастливо.
В-третьих, вопросы развития человека — это всегда реализация заданной программы, и если были нарушения в виде побоев, оскорблений, громких разборок и иных запрещенных действий или слов, то агрессивное поведение станет естественным для вашего ребенка. Необходимо как можно быстрее разобраться в прошлых промахах и ошибках. Это лучше, чем быть похожими на семьи, где десятилетиями тянутся выяснения претензий и обид друг на друга.
Ну и в-четвертых, этот сложнейший в жизни каждого человека период перестройки тела и психики однажды закончится. Достойное проживание его заключается в умении понять, что ребенок порой и сам не желает обидеть, оскорбить вас. ПОНИМАНИЕ — вот ключ ко всему, что происходит в вашей семье. Родительские особенности влияния — это уже не тайна.
Тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» самым доскональным образом раскрывает любые человеческие проявления психики — включая поведение, характер, цели и смыслы, желания и свойства. Стоит только протянуть руку и кликнуть на отзывы людей, прошедших тренинг:
… за последние недели две мы общались больше, чем за последние года два! Сын, хоть и продолжает держать на меня обиды, но уже начал их проговаривать, "ВЫЛИВАТЬ" их на меня. И мы с ним стали строить конструктивные диалоги, разговаривать, разбирать те ситуации, из-за которых он носил в себе обиды. Вот, например, вчера разобрали с ним ту ситуацию, которая висела над нами уже года четыре. А раньше не могли спокойно о ней разговаривать, потому что оба не способны были достаточно внимательно послушать и услышать друг друга. И у меня забрезжила маленькая надежда, что мы сможем восстановить наши отношения, что снова сможем стать близкими людьми ...»
Если хотите узнать больше, записывайтесь на бесплатный тренинг "Системно-векторная психология" Юрия Бурлана.