Проблемы поведения в пубертате
Переходный возраст — самый тяжелый период в жизни любого человека. Он одинаково труден как для детей, так и для родителей.
Еще вчера мальчик помогал маме и хорошо учился. Сегодня огрызается, хлопает дверью, критикует родителей. Еще вчера девочка доверчиво рассказывала маме свои нехитрые новости и послушно в 21:00 была дома. Сегодня слова из нее не вытянешь, музыкальную школу бросила, бродит непонятно с кем до полуночи.
Родители подростков в растерянности от безысходности и непонимания, что делать с многочисленными проблемами поведения своих детей.
Дочь царапает себя…
У сына нет друзей, из дома почти не выходит…
Ребенок говорит, что не хочет жить…
Сын украл кошелек…
Дочка постоянно врет, перестала учиться…
Сын попробовал в компании алкоголь, подрался и попал в полицию…
Дочь подстриглась под мальчика и наотрез отказывается носить платья…
Сын постоянно сутулится и разговаривает матом…
Дочь ничем не интересуется, никого не любит и страдает от этого…
Возраст пубертата схож с тяжелым перепутьем: из точки А (детство) человек вышел — в точку Б (взрослость) еще не дошел.
Между молотом и наковальней
Новорожденный ребенок слаб физически и беспомощен психически. Без мамы не выжить. Через естественную психологическую связь с ней ребенок получает чувство защиты и безопасности.
Мамы так устроены — жизнь детеныша дороже своей собственной. Безусловная любовь к ребенку продиктована материнским инстинктом. У ребенка же безусловная любовь к маме в подкорку не встроена.
Когда во время пубертата ребенок пробует на вкус взрослость, самостоятельные желания, принятие решений — детская привязанность к родителям постепенно уходит. В ней нет больше необходимости — любимое чадо отправляется в автономное плавание. Иначе болезненный, но жизненно необходимый отрыв от корневой семьи не произойдет.
Чувство благодарности, сыновнего или дочернего долга, в результате которого выросшие дети захотят возвращаться в родительский дом, появится позже, как сформированные в человеке культурные ценности. Но в период становления личности, в пубертате — только отрыв.
Пубертат стремительно затягивает вчерашнего ребенка в зону турбулентности. Мощную встряску получает как тело — в виде активной гормональной перестройки, — так и неокрепшая психика, которая должна научиться другому способу взаимодействия с социумом. В мире взрослых людей человеку с инфантильным мировоззрением живется сложно и безрадостно.
Незнакомый взрослый мир притягивает и одновременно пугает. Подросток примеряет на себя социальные роли, пробует себя в разных жизненных ситуациях, смотрит на реакцию окружающих, учится расставлять приоритеты. А тут еще и первая любовь…
Эксперименты в социуме накладываются на бушующие гормоны и нестабильную пока еще психику. Подростка трясет не по-детски, ранимость соседствует с агрессией и перепадами настроения.
Из куколки в бабочку
Одновременно с глобальной перестройкой души и тела подростка в новый формат должны перейти и отношения между ним и родителями. Процесс не быстрый, нужно время, чтобы примерить и адаптировать новые для себя роли.
Родителям сложно принять превращение из куколки в бабочку, когда их еще вчера желторотый птенец вдруг расправляет крылья и начинает вылетать из родного гнезда. Сперва ненадолго, потом все более длительно. Пока, наконец, выход из-под родительской опеки не совершится навсегда.
В переходный период подросток, как никогда, нуждается в поддержке близких и твердой уверенности в том, что его поймут и примут любого. Нравоучения, давление, принуждение под флагом «я взрослый и знаю, как лучше» результатов не приносят, скорее вызывают обратную реакцию: внезапно повзрослевший ребенок уходит в себя и перестает делиться чем бы то ни было.
Как научиться понимать своего ребенка? Только глубоко зная его психику.
От осинки не родятся апельсинки?
Осиново-апельсиновая теория сбила с толку не одно поколение родителей. Родятся от осинки и апельсинки, и вишни, и прочие ягодки.
Каждый человек от рождения имеет определенный набор психических свойств. Группы таких свойств называются векторами, всего их восемь. От того, какие векторы есть у человека, зависят его желания, мысли, способности, формируется сценарий жизни.
Векторальный набор родителей и детей может совпадать, а может отличаться. Чаще встречается второй вариант, когда ребенок по характеру не похож на родителей.
Например, мама быстрая, активная, а сын по жизни медлителен. Мама бессознательно сравнивает чадо с собой, и ей хочется непременно его поторопить.
Основательный папа и слишком шустрая, на его взгляд, дочка, за которой с раннего детства глаз да глаз нужен. «В кого она такая непоседа? — сетует он. — Я ведь совсем не такой».
Через себя
Человек всегда смотрит на другого через призму себя. Когда образ мыслей и поведение другого человека оказывается отличным от нашего собственного, начинаются проблемы во взаимодействии.
Свое поведение кажется родителям правильным, и есть еще общепринятые, обезличенные каноны поведения, а еще родительские ожидания. И вот в это прокрустово ложе обеспокоенные родители пытаются втиснуть подростка с и без того нестабильной психикой.
Кроме того, за последние несколько десятилетий окружающий мир претерпел настолько сильные изменения, что условия, в которых росли родители, отличаются от условий, в которых развиваются дети, — примерно как небо и земля. Не все привычные методы воспитания будут работать с новым поколением.
Между поколениями не хватает понимания, которое в этот непростой период необходимо ребенку как воздух. Не ощущая поддержку, подросток замыкается в себе и перестает делиться с родителями своими чувствами и переживаниями.
Проблемы в векторах
Кроме проблем поведения, характерных для подросткового периода в целом, есть индивидуальные особенности, которые присущи каждому вектору, ведь природные желания такие разные. И они никогда не повторяются.
В коллекцию поведенческих проблем подростков с кожным вектором входят мелкие кражи, бессмысленное вранье. Иногда от поведения ребенка в быту у родителей создается впечатление, что тот специально напрашивается на наказание.
Могут присутствовать и другие нарушения общепринятых рамок поведения — проба алкоголя и сигарет, драки. Так юные кожники повышают свой ранг в компании других подростков, реализуя стремление к лидерству.
Дети, в психике которых присутствует анальный вектор, в сложный для себя период могут проявлять упрямство, жестокость по отношению к животным, агрессию, в том числе вербальную, в сторону других детей, родителей или учителей.
Такие подростки тоже могут попасть в неприятную ситуацию, но по другим причинам, нежели подростки с кожным вектором. Им важны похвала и одобрение со стороны. В подростковом возрасте, когда авторитет родителей постепенно сходит на нет, такие подростки нередко совершают глупости под влиянием дурной компании.
Носители зрительного вектора от природы рождаются чувственными. Для того чтобы жизнь была в удовольствие, им необходимо делиться этими чувствами с другими. Они больше других страдают от ощущения черствости, отсутствия любви, если не могут выразить свои переживания. Ребенок становится тревожным, могут появиться темные цвета в одежде и мрачные рисунки.
Зрительный вектор в неблагополучном состоянии может спровоцировать истерики, ночные кошмары, иррациональные страхи.
Для привлечения внимания юные зрительники могут повреждать себе кожу и делают это демонстративно, бессознательно играя на публику.
Повреждения кожи склонны наносить себе и подростки со звуковым вектором. В этом случае причины такого поведения иные, нежели у зрительных детей. Если зрительные дети привлекают к себе внимание, то юные звуковики стараются порезы или царапины скрыть. Такие подростки наносят себе повреждения, чтобы телесная боль хотя бы на время заглушила боль душевную.
Депрессия — «болезнь» только звукового вектора. Не зная себя, не понимая, откуда у них душевная боль, звуковые подростки точно ощущают свою непохожесть и неспособность радоваться тем земным вещам, которым радуются остальные люди.
Звуковой вектор может приносить проблемы с общением вплоть до полного ухода в себя. Подросток теряет способность сосредотачиваться на смыслах слов, утрачивает интерес к происходящему вокруг и, как следствие, сильно скатывается в учебе.
Девочки со звуковым вектором в нехорошем состоянии могут ошибочно полагать, что им досталось тело не того пола и в мужском им будет лучше.
Почему возникают проблемы в поведении
Дети демонстрируют недопустимое поведение не потому, что они маленькие злодеи и изо всех сил хотят насолить родителям. Плохие поступки сильнее их сознания. Например, подросток может осознавать, что воровать плохо, но негативный сценарий, закрепленный на бессознательном уровне, толкает его делать это снова и снова.
Человек устроен таким образом, что он должен реализовать свои таланты, и начинает он это делать именно в пубертате. Иногда, в силу разных причин, врожденные свойства развиваются не гармонично, не так, как это задумано природой, и тогда подростки проявляют себя неприемлемыми в обществе способами.
Это не подросток трудный, это время для него очень трудное.
Преодолеваем сложности вместе
Механизмы возникновения поведенческих проблем в пубертате сложны и многообразны, в рамках одной статьи можно лишь обозначить их, затронув весьма поверхностно.
В пубертате критически важно не терять эмоциональную связь с ребенком, это та спасительная ниточка, которая поможет вам сохранить контакт, говорить на сложные темы. И здесь без понимания ребенка, его состояний, мотивов его поступков ничего не получится. Осуждая его, мы способны лишь оттолкнуть, и тогда достучаться до его сердца и разума будет чрезвычайно трудно.
Полное раскрытие человеческой психики, в том числе и своего ребенка, доступно на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Во время лекций приходит понимание психических свойств своего ребенка, что дает возможность разглядеть проблемы еще на стадии их возникновения, уберечь его от непоправимых ошибок и, без преувеличения, подарить ребенку счастливое будущее.
Посмотрите на результаты мам, которые тоже искали выход из кризиса подросткового возраста:
Корректор: Анна Мороз