Профилактика возникновения поведенческих нарушений и задержек в развитии ребенка через призму системно-векторной психологии
Одна из важнейших тем современной психологии – это психофизиологическое благополучие подрастающего поколения. Почему такое огромное число детей имеет различные нарушения в развитии и отклонения в поведении? Как их предотвратить и вырастить поколение здоровых и счастливых людей?
Уникальный по своим результатам метод системно-векторной психологии Юрия Бурлана уверенно занимает свои позиции в научном мире. 24 марта 2017 года системные специалисты приняли участие в IV Международной научно-практической конференции «Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта».
Конференция традиционно проходила в Таганрогском Институте имени А. П. Чехова (филиал) «Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)». В ее работе приняли участие более 240 человек: руководители органов управления образованием различных регионов России, образовательных организаций, ученые РФ и стран ближнего и дальнего зарубежья, педагоги начальных классов, воспитатели ДОО, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования, студенты и магистранты.
Специалисты, работающие по методу системно-векторной психологии Юрия Бурлана, освещали в своих докладах целый ряд острых и животрепещущих вопросов современной педагогики и детской психологии. Конечно, они не могли не затронуть одну из важнейших тем для всех нас сегодня – психофизиологическое благополучие подрастающего поколения. Почему такое огромное число детей имеет различные нарушения в развитии и отклонения в поведении? Как их предотвратить и вырастить поколение здоровых и счастливых людей?
Ответы на эти вопросы аудитория специалистов получила из доклада Евгении Астреиновой «Профилактика возникновения поведенческих нарушений и задержек в развитии ребенка через призму системно-векторной психологии Юрия Бурлана», текст которого мы приводим полностью ниже.
Профилактика возникновения поведенческих нарушений и задержек в развитии ребенка через призму системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Педагоги и психологи серьезно обеспокоены ежегодно растущим числом отклонений в поведении и развитии у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Главным психиатром России, Зурабом Кекелидзе была озвучена шокирующая статистика: около 70% детей в школе сегодня имеют те или иные нарушения, связанные с асоциальным поведением или неспособностью адекватно усваивать учебный материал [1].
Это ставит под угрозу наше будущее в целом, ведь пройдет совсем немного времени, и сегодняшние школьники составят основу молодого поколения страны. Сложившаяся ситуация требует от нас срочного реагирования и грамотных усилий в области психологической реабилитации наших детей. Научный метод, раскрытый в системно-векторной психологии Юрия Бурлана [2], позволяет сделать это максимально точно, с учетом природных способностей и свойств каждого ребенка.
Рассмотрим основные проблемы, с которыми сегодня сталкиваются педагоги и психологи при взаимодействии с ребенком.
Часть 1. Неусидчивость и сниженное внимание
Подавляющее большинство детей, которым свойственна неусидчивость, чье внимание быстро истощается и требует новизны и перемен, определяются в системно-векторной психологии Юрия Бурлана как носители кожного вектора. От природы им заданы высокая двигательная активность, стремление конкурировать и соперничать, добиваться имущественного и социального превосходства. Они рациональны и прагматичны, обладают логическим складом ума и в своих действиях склонны руководствоваться соображениями пользы и выгоды.
Как создать оптимальную модель воспитания и обучения для такого ребенка?
-
Высокая двигательная активность таких детей, их стремление к новизне и переменам требуют реализации в ежедневных длительных прогулках, смене впечатлений. На пользу пойдут танцы и конкурентные виды спорта.
-
Полезным стимулом для чувствительной кожи таких детей могут стать массаж и водные процедуры, работа с песком или глиной, пальчиковые краски.
-
При воспитании ребенка с кожным вектором необходимо категорически исключить любые физические наказания. Особо чувствительная кожа такого ребенка реагирует сверхстрессом на любое подобное воздействие.
-
Детям с кожным вектором необходим четкий режим дня. Необходимо создать систему разумных запретов и ограничений, правил.
-
Учитывая склонность такого ребенка ориентироваться на соображения пользы и выгоды, при его воспитании необходимо использовать систему поощрений. Это может быть материальное поощрение или желанная покупка для мальчиков. Для девочек предпочтительнее предлагать поход на прогулку или посещение игрового центра.
-
Наиболее удачной системой наказания является ограничение ребенка с кожным вектором в пространстве или времени: отмена прогулки, сокращение времени просмотра мультфильмов и т. д.
-
Вербальное унижение недопустимо. Особенно то, которое ставит под сомнение способность ребенка состояться и быть лидером, принижающее его до роли «неудачника».
-
В дошкольном возрасте все учебные мероприятия для такого ребенка желательно проводить в форме игры, где обязательно присутствует хотя бы отчасти двигательная активность.
-
Хорошим побудительным мотивом для ребенка с кожным вектором может стать участие в различных соревнованиях и конкурсах.
Если ребенок с кожным вектором имеет все необходимые благоприятные условия для своего развития, он растет способным организовать себя и других, ответственным и целеустремленным, его конкуренция и стремление к превосходству реализуются в конструктивной форме.
Неблагоприятные условия воспитания или обучения задают ребенку постоянный стресс и становятся причиной поведенческих отклонений, в том числе таких, как стремление к покраже и систематическая ложь.
Часть 2. Упрямство и агрессия у детей и подростков
Такие проблемы, как упрямство и агрессия, характерны для детей с другими свойствами психики. Системно-векторная психология Юрия Бурлана определяет их как носителей анального вектора. От природы это медлительные и малоподвижные дети. Они устремлены не к подвижным играм с ровесниками, а к спокойным и сидячим играм, к чтению книг. Их отличает аналитический склад ума, внимание к деталям, стремление делать все тщательно и скрупулезно, «на совесть».
Упрямством и агрессией такой ребенок реагирует на неблагоприятную для себя модель в воспитании и обучении. Как минимизировать этот риск?
-
Такому ребенку необходимо намного больше времени для выполнения любого действия, чем его ровесникам. Психика его ригидная, с присущими ей сильными реакциями торможения. Это необходимо учитывать и предоставлять такому ребенку больше времени на выполнение задания или усвоения какого-то навыка.
-
Для ребенка носителя анального вектора очень важно завершение выполняемого действия. Он стремится довести все до совершенства, «до точки». Если его систематически обрывают в действии, он реагирует упрямством и протестом.
-
Если такого ребенка обрывают в речи, у него могут развиваться речевые нарушения, например, заикание.
-
Ребенок со свойствами анального вектора от природы очень отзывчив на заслуженную похвалу. Если ему дают недостаточно такого поощрения, или он, наоборот, систематически получает негативный отклик, то негативная оценка взрослых закрепляет его природный страх перед началом нового действия. На длительной дистанции это приводит к стремлению бесконечно откладывать любые дела.
От природы такие дети обладают феноменальной памятью, способны быть благодарными и стремятся уважать других, особенно старших. Однако при неблагоприятных условиях феноменальная память становится злопамятностью, возникают обиды, стремление к мести.
Агрессивные тенденции могут поначалу проявляться вербально. Позже ребенок проявляет немотивированную агрессию к животным, стремится причинить им боль. Физическая агрессия в адрес других людей говорит о длительном и систематическом нарушении условий воспитания и обучения такого ребенка.
Часть 3. Истерики, страхи и чрезмерная эмоциональная лабильность у детей и подростков
Дети, обладающие высокой эмоциональной амплитудой и подверженные множественным страхам, определяются в системно-векторной психологии Юрия Бурлана как носители зрительного вектора.
От природы им задана особая чувственность и широчайший эмоциональный диапазон. Их наиболее восприимчивый сенсор (глаза) требует адекватного развития, например:
-
Раннего обучения играм с цветами и формой.
-
Занятий рисованием, аппликацией, фотографией.
-
Посещения художественных выставок и музеев изобразительного искусства.
Однако еще большее внимание следует уделить чувственному развитию малыша со зрительным вектором:
-
С раннего возраста при воспитании такого ребенка следует категорически исключить любые сказки с сюжетами «каннибалистического» толка.
-
Вместо этого, как можно раньше следует вводить чтение литературных произведений на сострадание, таких как «Девочка со спичками» Андерсена или «Белый Бим, черное ухо». Сострадание героям помогает ребенку переключиться с собственных эмоциональных раскачек и истерик на сопереживание другим. Это абсолютно необходимая основа развития здоровой чувственности ребенка.
-
Дети со зрительным вектором с интересом воспримут и театральные постановки. Принцип выбора спектакля тот же – сюжеты на сопереживание и сострадание.
-
Как можно раньше начинайте привлекать внимание ребенка к состояниям и чувствам других людей. Можно попросить его помощи и участия, чтобы проведать пожилую соседку или навестить друга в больнице.
Ребенок, который получает должное развитие своих природных талантов в зрительном векторе и научается сопереживанию и состраданию другим, растет эмоционально уравновешенным, чувственно развитым человеком.
В противном случае его широчайший эмоциональный диапазон так и остается замкнут на собственных страхах и переживаниях.
Часть 4. Психические расстройства, игровые и наркотические зависимости, суицидальные устремления у детей и подростков
Наиболее тяжелые психологические последствия в результате ошибочного подхода в воспитании и обучении возникают у детей со звуковым вектором. Это внешне малоэмоциональные, погруженные в себя дети. Они рано начинают задавать недетские вопросы об устройстве мира и смысле жизни людей.
Наиболее чувствительной зоной такого малыша является ухо. Психическую травму ему могут нанести крики и разговоры на повышенных тонах, оскорбительные смыслы в речи взрослых, громкая музыка. В этом случае с ранних лет он глубоко уходит в себя, отгораживаясь от внешнего мира. Если мера его погружения настолько велика, что он утрачивает способность воспринимать смыслы речи и чувственно реагировать на людей, может возникать расстройство аутистического спектра.
Если степень психической травмы меньше, ребенок остается обучаемым, однако испытывает тяжелые проблемы в социализации: не может найти свое место в коллективе ровесников, становится «белой вороной». В подростковом возрасте он может ощущать бессмысленность и пустоту жизни, в крайних проявлениях – стремиться к суициду.
Ощущение бессмысленности жизни может толкнуть такого ребенка на попытку заменить реальность иллюзией – и привести к игровой зависимости. Порой дети со звуковым вектором ищут убежище от глубокой депрессии в употреблении наркотиков. Какие меры профилактики таких проблем можно предложить?
-
При воспитании такого ребенка необходимо соблюдать правила «звуковой экологии». Говорить с ребенком следует тихо и уравновешенно. Ссоры и скандалы в семье недопустимы.
-
Следует избегать громкой музыки и сильных бытовых шумов. Звуковой ребенок может реагировать на это болезненно, закрывая уши.
-
Полезна будет классическая музыка, ее можно включать тихим фоном во время свободных игр ребенка.
-
Звуковому ребенку нужно давать больше времени на его «отсроченный ответ», чтобы он успел «вынырнуть» из глубин своих мыслей.
-
Ранний интерес к устройству мира у такого ребенка можно поддержать с помощью энциклопедий по изучению космоса или тела человека. Он будет стремиться к познанию того, как все устроено.
-
Несомненную пользу таким детям приносит посещение филармонии, где можно сосредотачиваться именно на звуках классической музыки, не отвлекаясь на зрительные образы.
-
Несмотря на раннее развитие интеллекта и стремление к уединению, ребенку с такими свойствами необходимо прививать навыки социализации как можно раньше. По сути, этот навык является самым трудным для него в освоении.
Заключение
Подытоживая все сказанное выше, хочется подчеркнуть, что за исключением редких врожденных аномалий развития наши дети приходят в этот мир здоровыми и благополучными. За их нормальное развитие в ответе только мы, взрослые. И мы в силах, опираясь на точные научные знания в психологии, построить максимально благоприятную систему воспитания и обучения наших детей. Обеспечить профилактику возникновения любых поведенческих нарушений и искажений в развитии ребенка. Наши усилия в этой области сегодня – это будущее нашего общества завтра.
Список источников:
-
Кекелидзе З. И. «Критические состояния в психиатрии»: http://www.koob.ru/kekelidze/
-
Портал по системно-векторной психологии Юрия Бурлана: https://www.yburlan.ru
Астреинова Евгения Анатольевна
Психолог проекта «Особый ребенок» при семейном центре «Отрада» в г. Донецке, ДНР
Профиль деятельности: коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения в развитии и социальной адаптации
Александр, я рада, что Вы нашли полезную для себя информацию. Хочется, чтобы все наши дети росли здоровыми и счастливыми. Благодаря СВП это реально и достижимо
Спасибо, Евгения! Из вашей статьи мне стал понятен механизм воспитания ребёнка с кожным вектором!