Программа для развития детей с аутизмом на основе системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Презентация на Международной конференции в Таганроге
В феврале 2016 г. в Таганрогском институте имени А. П. Чехова состоялась III Международная конференция «Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта», в рамках которой проведена секция «Опыт проектирования единой инклюзивной (интегрированной) образовательной среды». На секции была сделана серия докладов, в основу которых положена концепция системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Руководитель секции кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики, руководитель лаборатории «Особый ребенок» А. В. Виневская презентовала развивающую программу для детей с аутизмом «Птичка-невеличка». В печатной версии обзор программы был опубликован в статье «К вопросу о методиках, созданных на основе парадигмы системно-векторной психологии Юрия Бурлана: презентация программы для детей с аутизмом „Птичка-невеличка“» в журнале Ceteris Paribus. 2016. № 1-2. С. 40-48.
Предлагаемая программа получила положительные рецензии кандидата педагогических наук Лопаткина Е. В. и доктора педагогических наук Гребенщикова Г. Ф., прошла сертификацию в системе добровольной сертификации учебно-методических и научных изданий в сфере общего образования. В сертификате соответствия указано, что программа соответствует требованиям методическим, педагогическим, эргономическим, устанавливаемым в НД МТБ РАО 3 – 2006 «Учебно-материальная база общеобразовательного учреждения. Часть III. Педагогико-эргономические требования к средствам обучения». ГРНТИ – 14.29.09: Методика преподавания и воспитания в специальных школах и дошкольных учреждениях для детей с отклонениями в развитии. ФГОС ДО, утвержденного приказом Минобрнауки России №1155 от 17 октября 2013 г.
В своем выступлении на конференции Астреинова Е. А., психолог православного семейного центра «Отрада» г. Донецк, обобщила собственный опыт работы с семьями аутичных детей и отметила значимость системно-векторной психологии Юрия Бурлана как для диагностики аутизма, так и для выстраивания корректного маршрута развития аутичного ребенка.
Одним из результатов внедрения программы является предстоящее открытие экспериментальной площадки в специальной школе г. Таганрога, также запланированы лекции для педагогов и родителей по содержанию программы.
Научная работа в этом направлении продолжается. Написан ряд научных статей (одна из них: «Практическое применение системно-векторной психологии Юрия Бурлана для сенсорной интеграции детей с расстройствами аутистического спектра»), идет работа над книгой об аутизме, где будет описан системный подход в изучении причин аутизма и работе с аутистами.
Подводя итоги, можно сказать, что традиционные методики дают недостаточный эффект в процессе коррекционно-педагогического взаимодействия с детьми, имеющими различные нарушения развития. Системно-векторная психология Юрия Бурлана позволяет адресно определять и использовать подходящие методы взаимодействия с детьми, имеющими нарушения развития, минуя длительный период «притирок» и подбора наугад возможных эффективных коррекционных методов и средств.
Что касается конкретно работы с детьми, то благодаря новому знанию о человеке – системно-векторной психологии Юрия Бурлана – можно выстроить перспективную траекторию интеграции ребенка с аутизмом, опираясь на знания об особенностях каждого вектора.