Психологическое образование сегодня - заговор против старины Фрейда
Психологи не дают советов. Психологи не лечат «психов». Они оказывают психологическую помощь здоровым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Помогают увидеть решение проблемы, так как сам человек погряз в ней, словно болоте, и не может найти выход.
- Я хочу стать психологом, что для этого надо сделать? - огорошила меня вопросом старшеклассница Маша.
- Буду всем давать советы, как они должны поступать, - уточнила она.
Да-да. Именно такое представление у нее сложилось о профессии психолога после просмотров популярных телешоу. Выслушивать чужие проблемы и говорить, что делать. Не пыльная работа. Модная. Участники передач при этом отзывы о психологе всегда оставляют самые положительные, ведь все их проблемы разрешаются с необыкновенной легкостью.
Жалко было разочаровывать Машу. Не обучают на факультете психологии тому, как надо с экранов телевизоров учить людей жить правильно. Как и многому другому не учат, более важному и значимому для работы психологом.
Однако в психологическом образовании постулируется принцип: кто хочет, тот добьется, у кого не получается, тот недостаточно хочет. В приемных комиссиях уверяют, что перед абитуриентами, выбирающими психологический факультет, открыты все двери.
Попробуем разобраться, так ли это на самом деле.
Количество факультетов, выпускающих дипломированных психологов растет год от года. В одной Москве с 5-6 факультетов в классических университетах в 1980-е годы их число выросло до восьмидесяти.
Для поступления в вуз абитуриенту надо сдать ЕГЭ по русскому языку, математике, биологии, обществознанию, иногда требуют сдать историю России, иностранный язык или даже физику — по решению конкретного образовательного учреждения.
В связи со вступлением в силу Болонских соглашений теперь будущему психологу предстоит сначала освоить программу бакалавриата, потом поступить в магистратуру. Причем бакалавр-психолог не может занимать должность психолога, он не является специалистом.
Большим спросом пользуется второе высшее психологическое образование, а также аспирантура.
Мотивы, побуждающие выбрать профессию психолога, совершено разные. По большому счету, всех студентов можно разделить на три группы:
— те, кто осознанно выбрал профессию (из желания помочь людям, разобраться в себе, в окружающих, научиться влиять на поведение другого человека); отзывы о психологе такого типа в дальнейшем будут наиболее положительными;
— те, кто случайно попал на факультет (не добрал проходные баллы на другой факультет, стал жертвой родительской прихоти);
— те, кто пришел ради получения корочек.
Казалось бы, каждому — по потребностям. Между тем, большинство студентов уходят после получения психологического образования неудовлетворёнными.
Лишь последняя группа полностью удовлетворяет своё желание — заветные дипломы получают практически все студенты, так как действует принцип: не бывает плохих студентов, бывают плохие преподаватели, которые не подобрали нужный ключик к каждому студенту, не реализовали главный тезис новых образовательных стандартов — не учли их индивидуальные особенности.
Какие могут быть «двойки» и отчисления, если студент послушно ходил на все занятия? На психологическом факультете с замечательными преподавателями? Лишние проблемы никому не нужны.
В итоге получаем дипломированных специалистов, у которых, кроме присвоенной квалификации психолога, нет ничего другого для данной профессии. А в результате отзывы о психологе становятся только хуже, ведь необходимость в психологической помощи растет, но отвечать поставленным задачам психолог не в силах.
Психологи не дают советов. Психологи не лечат «психов». Они оказывают психологическую помощь здоровым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Помогают увидеть решение проблемы, так как сам человек погряз в ней, словно болоте, и не может найти выход.
Обучают трем основным направлениям в работе психолога:
1. Защите от наступления проблем (как проводить диагностику, профилактику, предпринимать превентивные меры).
2. Поддержке в трудный период (например, как применять разного рода терапии).
3. Коррекции поведения.
Готовят к тому, что психолог в своей деятельности может совмещать роли преподавателя, исследователя, практика.
Преподаватели работают над развитием таких личностных качеств студентов психологических факультетов, как усердие, логическое мышление, любовь к людям, стрессоустойчивость, эмпатия.
Знакомят с этическим кодексом психолога и главной заповедью «Не навреди». Объясняют, что нельзя быть психологом на все руки, нужно выбрать себе узкую нишу и там совершенствоваться, при этом помнить, что если после окончания вуза перестать учиться — умрешь как специалист.
Студенты, поступающие с целью познания психологии, разочаруются в содержании образования. Основной упор в классическом обучении делается на изучение всяческих теорий, концепций, парадигм. Тонны макулатуры из прошлого, которые расширяют кругозор и повышают умение работать с информацией, но не имеют значимого отношения к действительности.
Диагностические методы — проективные методики, тесты, опросники, анкеты, шкалирование — мало помогают в том, чтобы предотвратить возникновение проблем, определить грани возможных рисков в развитии конкретного человека. Приходится работать с последствиями, при этом, не зная глубинных причин возникших сложностей.
Стать самому себе психологом тоже не получается — одно из приоритетных правил психологов: хочешь избавиться от своих проблем — обратись к коллеге.
Все открытые вопросы, пустоты, оставшиеся после окончания вуза, преподаватели настойчиво советуют закрывать самим и смириться с тем, что работающий инструментарий для психологической практики надо нарабатывать самому.
Негативные отзывы студентов о психологическом образовании, в которых они говорят о неразберихе и хаосе в высшем психологическом образовании, преподаватели объясняют просто: хороший студент занимает позицию «обучающегося мудреца» и воспринимает непорядок в психологии, отсутствие точных ответов на актуальные запросы семьи, общества, личности как нормальную ситуацию. Она формирует в будущих психологах необходимый навык из массивного потока информации выделять полезную.
Если кому-то что-то не нравится — значит, они не смогли справиться с учебной нагрузкой, нет у них необходимых качеств и навыков для постижения науки, поэтому те и сваливают всё на плохих преподавателей и саму психологию как науку.
Смешно слышать подобные оправдания педагогов, когда о недостатках, а часто и бесполезности психологического образования говорят отличники по жизни, закончившие и психологический факультет с красным дипломом.
«Советую прочесть пару умных книг, изучить восточную философию, иностранные языки — это гораздо продуктивнее, чем идти на психфак и платить деньги за пустое образование. Поверьте моему многострадальному опыту. Учитесь на чужих ошибках...».
Студенты психологических факультетов, которых туда занесло ветром обстоятельств, тоже полны разочарования.
Аппетит к освоению профессии психолога так и не просыпается во время обучения. Скучно, вяло, неинтересно. Глупое времяпровождение. В процессе практики выясняется, что работать психологом не так уж легко, кроме того, далеко не престижно и высокооплачиваемо.
Такие «недопсихологи» бегут осваивать другие профессии, переводиться на другие факультеты, искать другую работу или оказывать психологическую помощь так, что клиенты в испуге разбегутся.
Итак, к сожалению, количество выпускаемых специалистов не переросло в их качество. Если раньше рост социальных проблем в России оправдывали недостаточным числом психологов, то сейчас говорят о несоответствии содержания психологического образования требованиям общества, уровню злободневных задач.
Проблему неквалифицированных и некомпетентных психологов ректора психолого-педагогических вузов, известные деятели в психологии предлагают решать следующими методами:
— создать твердый стандарт профессии,
— сократить количество психологических факультетов,
— ввести новые модули в психологическом образовании,
— сделать преподавание психологии практико-ориентированным, за счет уменьшения аудиторных часов и введения практики с первого курса,
— ввести обязательным вступительным экзаменом иностранный язык, чтобы будущие психологи могли сами изучать труды зарубежных психологов в оригинале, без искажения перевода,
— отдать предпочтение тренинговым формам обучения, вместо привычных лекций и семинаров,
— лицензировать психологическую деятельность,
— ввести профильные экзамены для возможности оказывать психологическую помощь населению,
— проводить в обязательном порядке супервизию в деятельности психолога (то есть получать профессиональные отзывов о своей работе от коллег),
— разработать систему повышения квалификации после окончания вуза...
В общем, всеми силами подтянуть российское психологическое образование под международные стандарты. При этом забывают три больших Но:
1. За границей не все так идеально, как нам представляют. И за границей точно также не могут справиться с ростом социальной напряженности, ростом количества суицидов и прочими проблемами.
2. Менталитет российского народа существенно отличается от народов других стран. То, что подходит западному человеку, не подходит нашему.
3. Меняют форму, но не содержание образования. В отсутствии реальной картины происходящих внутри личности процессов, в ворохе различных представлений и теорий изменить качество оказываемых психологами услуг, как и качество психологического образования, невозможно.
Понятно, что современное психологическое образование остро нуждается в переменах, способных коренным образом повысить его качество, уровень оказываемых психологических услуг населению, с тем чтобы положительные отзывы о психологе преобладали и оказывались следствием реальной помощи человеку.
Возвращаясь к вопросам: «А как это сделать? С чего начать», — мы предлагаем начать с главного: прежде всего, с перестройки на действенную методику работы с человеком.
Системно-векторная психология Юрия Бурлана позволяет уйти от многочисленных теорий, разночтений и расплывчатого понимания происходящего с человеком. Системно-векторная психология позволяет точно дифференцировать людей по их врожденным свойствам (векторам), понимать глубинные причины их поступков, знать все вплоть до жизненного сценария конкретного человека.
Системно-векторная психология впервые объясняет и предлагает действенные способы работы с такими проявлениями человека как суицидальные мысли, страхи и навязчивые фобии, обиды, депрессии, отсутствие чувства радости и удовлетворения от жизни и даже помогает справиться с рядом психосоматических заболеваний.
Не «лечить» птичку методами, подходящими кошечке, и надеяться, авось, подойдет. Не прикрываться правом на ошибку — такого права у психолога нет, а, подобно хирургу, проводить математически точные манипуляции и получать ожидаемый результат.
Системно-векторная психология Юрия Бурлана не дает общих шаблонов, она дает точное понимание психики каждого человека. Системное мышление позволяет психологу не полагаться, как раньше, только на собственные ощущения при работе с конкретным клиентом, а четко понимать, кто обратился к нему за помощью и как ему можно помочь.
Помоги себе сам — этот принцип впервые реализуется в системно-векторной психологии. Люди, овладевшие знаниями системно-векторной психологии, свидетельствуют об уходе самых разных тяжелых состояний, причем эффект стойкий и длительный. А также о том, что системно-векторная психология стала для них эффективным способом работы с любыми своими состояниями и даже для помощи близким людям.
Любой человек, в определенной мере овладевший знаниями по системно-векторной психологии, сможет заблаговременно определять риски и вовремя их снижать. Не ждать, когда ребёнок выпрыгнет из окна и разобьётся насмерть, а заранее определить состояние звукового вектора и поговорить с ребёнком на его языке.
Помимо этого, системно-векторная психология Юрия Бурлана открывает широчайшие перспективы для развития психиатрии, педагогики, социологии и целого ряда других областей знания, касающихся человека и функционирования общества.
Качественное изменение психологического образования и повышение уровня психологической помощи — это не заоблачная мечта и не эфемерный проект. Это то, что сегодня может стать реальностью с использованием знаний системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Если есть жажда знаний, если есть база (а базой я считаю любовь к книге, к классике - Толстой, Чехов, Цвейг, Золя, Бальзак и десятки других непревзойдённых корифеев "душеописателей"), то никакие психфаки не страшны. А то я столкнулась на вышеупомянутом факультете с повальными невежеством и безграмотностью будущих спецов. Уж не знаю, компьютерный ли век тому виной... Сама я ещё в прошлом веке школу закончила, когда в почёте были книги... Я и сейчас читаю каждый день. Вот, посчастливилось набрести на этот портал, - прямо второе рождение переживаю, почти эйфорию. И всё же не жалею, что отучилась пять лет заочно на психфаке, да и работаю по специальности. Рада, что психоанализ не заглох, а получил дальнейшее развитие в трудах Толкачёва и Бурлана.
Я, частно практикующий клинический психолог, также когда то столкнулась с описанными проблемами (неразбериха с обучением в ВУЗе, нестандартизированная частная практика, ЗП психолога, все это имеет место быть), впрочем как и в любой науке нет системного подхода, и все таки хочу сказать - кто хочет, тот добьется, у кого не получается, тот недостаточно хочет...........Ищите и обрящете.
знакомая ситуация, описанная в статье. У меня есть диплом психолога. училась очно, по желанию, себе помочь и людям... Но, как и описано в статье, на факультете мы писали под диктовку в тетрадках педагогику Сухомлинского и цитировали на психологии Юнга, а практика - ну, я все ждала когда же будет эта практика.. она была, но настолько мало, и оторвано от реальности в целом, со всеми ее гранями и сложностями, что мое желание с первого пункта на 3 курсе съехало на третий пункт причины получения образования - корочки! после выпуска работала психологом, не долго, на жизнь не хватало, и было понимание, что помогать людям я как-то не особо в состоянии, все общие советы. сейчас чувствую гораздо большее понимание себя, людей и жизни в целом, с помощью системно-векторной психологии, и наполнение, так как это еще и, в каком-то смысле, духовное познание, не только научные, теоретические выкладки..
Меня больше другое веселит. Знаете ли вы систему бакалавр-магистр? она подразумевает под собой, что человек после того. как получил степень бакалавра, может поступить в магистратуру ЛЮБОГО факультета. т.е. был физик - пошел на историка, был филологом - стал юристом. И так с любом факультетом. В этом году моя подруга без проблем поступила после филфака в магистратуру психфака. После 2 лет обучения она будет считаться магистром психологии. И сразу же встает вопрос: она и ей подобные ведь не учились те 4 года, которые положен бакалаврам-психологам. значит, у нее будет пробел в тех знаниях, которые получали 4 года. Но при этом она станет магистром психологии и будет работать с людьми. И тут я не понимаю. как? как такое возможно?
Для психолога знакомство с Системно-векторной психологией открывает неограниченные горизонты в работе и позволяет ее применение во всех сферах и областях жизни.
Здравствуйте, Ольга! Вы написали очень интересную и довольно таки сложную статью. Читать ее интересно, за что хочется сказать отдельное спасибо! Если судить об уровне преподавания психологии на психологическом факультете Санкт-Петербургского университета им. А.А. Жданова, мне показалось, что на факультете люди в панике. Знакомая из Тулы попросила меня узнать, где в Питере она могла бы получить образование по психоанализу? Выяснил, что таки на факультете психологии Питерского университета такого профиля нет! Во как! Но чем тогда заняты профессора и доценты, преподающие предмет психологии студентам? Такое впечатление, что целостной картины миры в области психологии у профессоров Питерского университета нет. Есть, правда, некий Восточно-европейский институт психоанализа. Когда я проводил разведочные звонки, я не догадался спросить о том, известна ли им Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Ну, тем не менее, спасибо и за то, что даже целый институт определен психоаналитическим. И у меня возник такой простенький образ. Можно представить состояние психологической науки в современном мире, подобным состоянию астрономии до Коперника и Джордано Бруно. Существует мнение и такое, что о том, что Земля круглая, знал еще Аристотель. Но не в этом суть. А суть в том, что системно-векторная психология Юрия Бурлана – открытие, аналогичное открытию о том, что Земля не на трех китах стоит; что не Солнце вокруг Земли, а таки Земля вокруг Солнца обращается. Каждое такое открытие делает более ясной, полной картину мира. Но разве Джордано Бруго не сожгли в свое время на костре инквизиции за ересь? Точно так и любое новое течение воспринимается клерикалами в штыки. Но в наше время Интернет не дает оставаться в неведении. Конечно, порно навсегда заклеймило Интернет как помойку. Однако Интернет предлагает онлайн-тренинг, и очень близко то время, когда люди пройдут, наконец, ЛикБез, приобретая системное видение мира на тренингах Юрия Бурлана. И жить станет легче, жить станет веселее.
Юрий, увы, и ах. Думаю мало кто слышал про системно-векторную психологию Юрия Бурлана, хотя именно для профессионалов тут такое не паханное поле деятельности...
Стать психологом? Конечно - отдельный кабинет, спокойная атмосфера, чай, кофе... Главное - выслушать клиента. Приблизительно так думаю многие из тех, кто решается выбрать эту профессию. А как же клиент? Ведь выслушать его может любой, хоть собственное отражение в зеркале...
Многозначительные термины, сигара опять же)) Думаю, после фильма "Опасный метод" количество психологических новобранцев существенно увеличится.
Я знаю несколько человек с психологическим образованием, для всех них желание стать психологом было вызвано своими личными проблемами и больше ничем. Человек идёт сначала сам по психологам, ему не помогают, потом он решает войти в круг посвящённых, дабы "помочь себе сам" и идёт на психфак. Дальше проблемы интереснейшим образом множатся и усложняются.
Согласна, Ирина. Многие, и я не исключение, идут в эту профессию с желанием разобраться в себе. Но, к сожалению, запутываются ещё больше. Ни один пройденный тест ничего мне не объяснил. Элементарно было непонятно, почему темперамент у меня, мягко скажем непостоянный. Вчера я вела себя, как флегматик, философски созерцая поведение других и собственные мысли... Сегодня я сангвиник, легко общаюсь, шучу, танцую... Завтра я в полнейшей меланхолии... К окончанию ВУЗа пришла в депрессии, сдав госэкзамен бросила всё. Даже диплом не нужен. Можно было восстановится, но зачем? Ради корочки? Тратить силы и время на то, что никто никогда не увидит?
С нашего курса никто не работает по специальности. У многих неудавшиеся браки, у некоторых депрессии, которые они бесперспективно лечат антидепрессантами. Мне жалко потраченных лет и сил.
Сейчас, после тренинга я в полной гармонии с собой. Этого не даст ни один психологический ВУЗ.