Развитие ребенка, физическое и психическое
Вопросы о развитии ребенка волнуют всех родителей. Что должен уметь делать ребенок в полгода и старше, как определить, что он нормально развивается и не отстает от сверстников? Все это естественный для мам и пап интерес, ведь малыш рождается беспомощным человечком, которому нужно очень многому научиться.
Нередко родители чрезмерно увлекаются темой физического развития, забывая о психическом. Ребенок умеет держать головку? Родители безмерно радуются. Сам перевернулся? Опять восторги. Сел, встал, пошел. Все это очень важно, да, но развитие ребенка — это не только достижения тела, но и ума.
Адекватное развитие ребенка
Родители интересуются, каким должно быть развитие ребенка по месяцам. Все дети проходят некие общие этапы: к 2 месяцам они приспосабливаются к окружающему миру, к 5 месяцам у них устанавливается связь между зрением и осязанием, к 6 месяцам они могут брать предметы, находящиеся вблизи, а к году уже за полсекунды успевает схватить любые игрушки и так далее.
Очень много изменений происходит в маленьком человечке по мере его взросления. Однако не все эти процессы максимально полно описаны в педагогической и психологической литературе, ведь кроме общих навыков и умений у ребенка появляются свои особенности — характера, поведения, реакций. Их набор настолько индивидуален, что понадобились бы площади огромных библиотек, чтобы вместить в себя разбор таких особенностей. Или нет?
Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана дает возможность понять психические особенности ребенка без помощи томов психологической литературы, определить, как малыш развивается и как вписывается в усредненные нормы развития, принятые в нашей стране. Благодаря таким знаниям родителям становится ясно, почему их ребенок, например, не столь общителен, как другие, или почему он при всех их усилиях не является образцом сверхразвитости. А значит, знания окажутся полезными не только мамам и папам, но и их детям, которые в итоге получат адекватное своим способностям воспитание.
Как эти знания применимы на практике?
Чем старше ребенок, тем больше в его поведении проявляются особенности характера. Однако опытный системно мыслящий родитель даже у младенца сможет определить вектора. Например, если ребенку 8 месяцев, развитие, его темп и особенности поведения скажут о многом. Так, любознательный взгляд широко распахнутых ресниц, большая эмоциональность и улыбчивость свидетельствуют о наличии зрительного вектора. А задумчивость, глубокий взгляд, как будто направленный в себя, повышенная чувствительность к звукам — о наличии звукового.
Родители, понимая, кто их ребенок по векторам (звуковик или зрительник), смогут корректировать свои воспитательные методики, подбирать подходящие малышу развивающие игры, а также адекватно оценивать уровень развития ребенка до года и старше.
Если продолжить тему детей со звуковым и зрительным векторами, то стоит сказать об их отличиях. Эти дети будут развиваться и проявлять себя по-разному. Более того, многим эти дети покажутся полными противоположностями. Звуковик — тихий (и любящий тишину), замкнутый, безэмоциональный, спокойный, способный сам занять себя играми. Зрительник — шумный, эмоциональный, требующий к себе максимум внимания. А когда у ребенка есть оба этих вектора, то в его поведении мы сможем наблюдать смену состояний.
Физическое развитие детей из примера будет совпадать, однако для гармоничного развития их психики от родителей потребуется совершенно разный подход к воспитанию. Так, звуковичку нужна тишина: тихие разговоры родителей, беззвучно закрывающиеся двери, отсутствие криков и звона кастрюль, тихая классическая музыка, а также внимательное отношение к его желанию поиграть в одиночестве, а не в компании шумных сверстников. Тогда как зрительнику нужны эмоции, веселые песни и игры, интересные прогулки. И обязательно — эмоциональные связи с близкими, особенно с мамой, которая тоже будет ярко выражать свою любовь к малышу.
Таких нюансов, различий и тонкостей в развитии детей дошкольного возраста с разным набором векторов очень много, но эта наука полезна и важна как в дошкольном возрасте (со всеми кризисами и адаптациями в детсаду), так и после. И освоить ее не так уж трудно, ведь каждая крупица знаний, полученных на тренингах «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, подтверждается в обычной жизни.
Раннее развитие детей: зачем и нужно ли?
Есть на тренинге «Системно-векторная психология» и ответы на вопрос о раннем развитии детей: насколько оно нужно и полезно, а также как его организовывать для детей с разным набором векторов.
Сегодня под ранним принято понимать развитие, которое опережает усредненные возрастные нормы. Например, приверженцы такого метода с 3—4 лет учат своих детей читать, писать и разговаривать по-английски (и многое другое). И у этого стиля есть свои почитатели и критики.
Учитывая знания, полученные на тренинге «Системно-векторная психология», родитель понимает, в каком случае можно прибегать к развивающим методикам, а в каком они не дадут толку (а то и навредят). Понимая, какие вектора есть у ребенка и как они себя проявляют, он сможет подобрать игры для развития, поймет, что именно может его заинтересовать, как он будет общаться со сверстниками, какие у него способности к разным предметам.
- Подробная статья о раннем развитии: "Методика раннего развития Марии Монтессори"
Надобность слепо следовать каким-то методикам отпадает, так как приходит понимание, в чем на самом деле нуждается ваш малыш. Это защищает от риска ошибиться, чтобы не вести малыша, который рожден для науки, например, на танцы, или не отдавать на шахматы ребенка, которому никогда не будет интересно часами раздумывать над очередным ходом. Зная, каким должно быть развитие ребенка и в 5 лет, и в 10, взрослый больше не будет двигаться на ощупь.
Речевое развитие ребенка
Много вопросов у родителей вызывает нестандартное речевое развитие ребенка — в тех случаях, когда ребенок до 2—3 лет не произносит ни слова, когда есть некоторые дефекты произношения, когда ребенок заикается и так далее. Может ли Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология» объяснить такие проблемы? И если да, то есть ли у них решение?
Некоторые особенности развития речи детей дошкольного возраста действительно легко объясняются набором их векторов. Но речь идет именно об особенностях, а не об отклонениях в развитии, которые могут быть вызваны различными заболеваниями (в том числе внутриутробного периода), задержкой психического развития, неправильным воспитанием.
К таким особенностям относятся случаи, когда ребенок со звуковым вектором может долго не говорить (до 3—4 лет, например) либо, наоборот, начать очень рано разговаривать.
Также на тренинге есть объяснения многих проблем, которые связаны с речью. Это случаи, когда ребенок с анальным вектором из-за стресса может начать заикаться или регрессировать в развитии. А ребенок с оральным вектором заикаться на фоне битья по губам.
Все эти случаи подробно разбираются в ходе лекций «Системно-векторная психология», а после успешно решаются. Поэтому можно с уверенностью сказать, что благодаря тренингам находятся ответы на многие вопросы по поводу развития речи у детей.
Хотите и вы получить ответы на свои вопросы по поводу развития детей? Записывайтесь на курс онлайн-тренингов, который проводится в удобное для большинства вечернее время. Ознакомиться с подробным содержанием курса можно на бесплатной онлайн-лекции.