Развод и дети. Как отражается на детях разрыв отношений
Родители, принимая решение расстаться, часто не до конца понимают, что при этом будет происходить с психикой ребенка, как он отреагирует на разрыв отношений, как это скажется на его поведении и развитии в целом.
Нередко ребенок становится своеобразным буфером, через который взрослые пытаются влиять друг на друга. Папа пугает маму: «Отберу ребенка», мама в свою очередь шантажирует возможностью видеться и контактировать с ребенком/детьми: «Не увидишь, не разрешу общаться» и так далее.
Иногда напряжение от разрыва повисает молчаливым тягостным фоном, который не может не влиять на малыша. Ведь для него единое целое «родители» разделилось на две отдельные части, с которыми он будет видеться и контактировать по очереди. Родителям кажется, что все «тихо и спокойно, цивилизованный развод без скандалов и ругани», а на самом деле стресс просто не очевиден и ребенок может выражать его по-своему.
Психосоматика
Ребенок, которому не хватает внимания и родительской любви, будет искать возможность получить необходимый объем заботы и ласки любым способом.
Если родители очень заняты и им не хватает времени на малыша, он ощущает дефицит эмоций, общения, включается бессознательный механизм привлечения внимания — малыш начинает болеть. Если при этом еще добавляется тревога, страхи за будущее, теряется ощущение защищенности и безопасности — болезни могут стать частыми, затяжными, даже хроническими. Не в силах выразить напряжение и неприятие ситуации, дети часто демонстрируют это физиологически. В зависимости от врожденных психических свойств и основной воспринимающей зоны, у детей могут возникать самые различные проявления.
У обладателей кожного вектора — дерматиты, нейродермиты, различные проблемы с кожей и двигательным аппаратом.
У обладателей анального вектора нередко возникают проблемы с кишечником (запоры, диареи) и другими органами ЖКТ. Также могут появиться проблемы с речью (заикание).
Нежные и эмоциональные обладатели зрительного вектора реагируют плачем, истериками, аллергиями, энурезом, возникновением страхов, фобий и даже панических атак. Чем сильнее эмоциональная связь с тем, кто отдаляется, тем серьезнее будут проблемы и проявления.
Внешне спокойные, безэмоциональные обладатели звукового вектора также могут отреагировать на развод родителей — задержками в развитии речи, ухудшением мыслительных способностей и даже депрессиями.
Важно: максимально оградить ребенка от стресса, разговаривать и объяснять, что в его жизни почти ничего не изменится, а если будут изменения, то его будут по-прежнему любить, он нужен, важен, ценен для каждого из родителей.
Если развод очень болезненный, один из родителей отказывается от ребенка, постарайтесь как можно мягче объяснить, что вины ребенка в произошедшем нет, необходимо временно перестать общаться. Более конкретное объяснение зависит от возраста ребенка: чем младше, тем более мягким и обтекающим должен быть рассказ. И тем больше внимания необходимо направить на поведение и состояние психики малыша.
Не менее острый и опасный период — подростковый возраст, переломный момент в жизни, когда, с одной стороны, это еще ребенок, а с другой — почти взрослый человек. Он тестирует реальность, отрицая родительские установки, предпринимая какие-то собственные шаги (часто необдуманные и глупые), но, как ему кажется, правильные. Такой уже «почти не ребенок» может по-своему выражать стресс и реакцию на развод.
Психические травмы
Главное, чего необходимо избежать при разводе — это нанесения ребенку психической травмы. Чувство покинутости, отверженности может повлиять на всю дальнейшую жизнь. Решив своим маленьким и неокрепшим мозгом, что он не нужен, его больше не любят, его оставили, он не достоин любви и внимания, ребенок может начать это внимание «зарабатывать» — чаще всего девиантными проявлениями (побег из дома, плохие компании, употребление запрещенных веществ и другое).
Одна из самых опасных скрытых психических травм у ребенка — чувство вины за произошедшее. Ребенку с анальным вектором кажется, что родители не могут найти общий язык из-за него, он виноват в том, что они разводятся. «Я плохой/плохая, не достоин/не достойна» — с этими установками дети вырастают и потом не могут создать счастливых отношений.
Еще один момент — обида на родителей. Ребенок, наблюдая другие семьи, где есть оба родителя, может чувствовать дискомфорт (особенно при недостатке внимания и любви), а внутри обижаться на маму или на папу или на обоих сразу.
Иногда дети после пубертата (старше 14 лет) воспринимают развод родителей абсолютно спокойно, ведь период их роста и развития почти завершен, объем психического наполнен тем, чем его заполняли родители и школа все эти годы. Нацеливаясь на свою отдельную будущую жизнь, ребенок легче переносит развод.
«Подстройка» от перестройки
Нередко возникает другая побочка: ребенок с кожным вектором быстро понимает свою выгоду от ситуации и пользуется ей напропалую. Родители, ощущая определенное чувство вины из-за развода, стараются компенсировать отсутствие одного из них. Балуют, стараются дать как можно больше, прощают какие-то поведенческие моменты. Понимая это, ребенок (уже почти взрослый) начинает манипулировать, искать «лазейки». Согласованность между родителями и контроль над ребенком позволит избежать этих ситуаций.
Случай из практики: Девочка 12 лет в результате развода осталась жить с мамой, но общение с папой не прекращалось. На просьбы мамы в помощи по дому реагирует так: сразу звонит папе и просит ее забрать, со слезами и словами о том, что она сильно соскучилась. А в ответ на просьбы отца об участии в каких-то процессах тут же отвечает, что позвонила мама и сказала, что нужно срочно приехать домой. Также была замечена в компании «странных» друзей, гуляла далеко от дома (где родители запрещают гулять), маме сказала, что уехала к папе, а папе в свою очередь сказала, что приедет намного позже.
Таких ситуаций и примеров много, когда ребенок быстро учится лавировать меж двух сторон и получать свою выгоду. Особенно если родители не общаются напрямую между собой и используют ребенка как посредника: «передай маме эту информацию», «передай папе это».
Детство — первые 16–18 лет жизни, далее начинается взрослая, наполненная событиями жизнь. И от того, какие впечатления, установки, опыт получил ребенок за эти годы, зависит, насколько полноценной и счастливой будет его жизнь. Поэтому все сложности и проблемы взрослые должны решать, не включая ребенка в свои отношения и тем более не делая из него посредника или инструмент для мести и вымещения злости.
Минимизировать все стрессы и понимать влияние развода родителей на психику ребенка позволяет знание законов психики, которые в полном объеме раскрываются на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».
...Родители развелись, когда мне было 7 лет, и мама вышла замуж. Отчим (которого я называю папой) очень меня любит. Но на отца у меня была обида. Хотя я понимала, что уже взрослая и не должна обижаться, но обида не хотела уходить. После слов Юрия я поняла, что так я наношу вред сама себе, зачем я мучаюсь. Ведь отец тоже человек, тоже со своими слабостями и проблемами. Получилось так, как получилось, и зачем на кого-то обижаться. И все, груз с души ушел!…
…Ушли обида и осуждение родителей за их развод, которые не отпускали меня и не давали мне счастливо жить почти всю сознательную жизнь. После тренинга СВП наладились отношения с мамой, утеплились, стали ближе, а всю жизнь были напряженность и непонимание. Я всегда очень хотела этого, но никак не получалось…
Читайте также: Развод и дети. Что делать родителям?
Корректор: Анна Мороз