Псевдоромантика смерти, или Субкультура готов
Красивые и умные, артистичные, талантливые и неформальные. Что же привлекает подростков в субкультуре готов? Может это просто чувственные дети, которые хотят выделиться из толпы? Или у них имеются психологические проблемы, которые нужно решать? Кто же они на самом деле и как их понять изнутри?...
В конце 70-х годов в Великобритании, на базе молодежного панк-движения, взяла свое начало готическая субкультура. Она приобрела массовость и популярность среди поклонников исполнителей готической музыки, основной идеей которой является воспевание смерти.
Эта субкультура разделилась на несколько неоднородных отдельных направлений, модные тенденции задавали сами музыканты, на чей внешний вид ориентировались их поклонники. В основном это черный цвет в одежде и черный цвет волос, бледное лицо и мрачный макияж, металлические и серебряные аксессуары, кресты и египетский анкх, как символ вечной жизни, изображения летучих мышей и символов смерти. Дополнительно могут присутствовать пирсинг и татуировки на открытых участках тела и лице, красные линзы, накладные клыки или цепочки в нос. Так готы выделялись среди представителей других субкультур, например, панков или хиппи.
Развивалась субкультура преимущественно в Англии и Европе, но стала популярной также в Северной Америке и, в меньшей степени, в Азии и Австралии. В Россию готическая субкультура пришла немного позже, в искаженном виде. Представители этой субкультуры в России сравнительно немногочисленны, так как готический рок в России менее популярен, чем другие жанры. В крупных городах есть местные готические сообщества, но готы в России сталкиваются с враждебностью или неадекватной реакцией на их внешность или увлечения. Их называют «неформалами» так как они выделяются из толпы. Однако, это не мешает им и дальше продолжать заниматься тем, что их привлекает.
Отношение общества к готам разное. Некоторые их боятся и обходят стороной, другие жалеют их от души, третьи ненавидят. Родители не могут понять, что же происходит с их детьми, увлеченными этой субкультурой. В 15-16 лет, а то и раньше, они меняются не только внешне, но и внутренне. Родители боятся потерять связь с ребенком, который уже считает себя взрослым и самостоятельным.
Красивые и умные, артистичные, талантливые и неформальные. Что же привлекает подростков в субкультуре готов? Может это просто чувственные дети, которые хотят выделиться из толпы? Или у них имеются психологические проблемы, которые нужно решать? Кто же они на самом деле и как их понять изнутри?
Что скрывается за внешностью гота, как понять его личность и желания, разберем в этой статье.
Почему подростки выбирают для себя субкультуры
У подростков в разном возрасте может появиться желание присоединиться к субкультуре. Такое решение они принимают тогда, когда у них уже сформированы свои взгляды на жизнь. Они пытаются самостоятельно реализовать свои природные свойства, пробуют найти реализацию, ищут способы наполнения и наслаждения.
Конечно же, далеко не каждый пойдет в такое сообщество. Это обусловлено свойствами нашей психики. Системно-векторная психология Юрия Бурлана говорит, что каждый человек имеет врожденные психические свойства, которые разделяются на восемь векторов, каждый из которых уникален. У современного человека бывает, как правило, от трех до пяти векторов.
Вектор – это свойства характера человека, совокупность желаний и способностей, способ мышления, заданные нам от рождения. Каждый из векторов нуждается в развитии и наполнении и человек подсознательно стремится наполнить желания всех своих векторов.
Среди нас есть особенные люди с высокой эмоциональностью, открытостью, которые познают мир глазами. Им также присущи сопереживание, влюбчивость, демонстративность и большой потенциал зрительного интеллекта. Речь идет об обладателях зрительного вектора, в основе которого – эмоциональные переживания в диапазоне от страха смерти до всеобщей любви.
Привнося в нашу жизнь эмоции сопереживания и любви, они создают культуру и искусство, ограничивая общую неприязнь в обществе. Описанные свойства заданы природой в зрительном человеке с самого рождения, но нуждаются в развитии и воспитании.
Разные состояния зрительного вектора
Мы все рождаемся в неразвитом состоянии и развиваемся в свою противоположность. В зрительном векторе это два состояния: страх и любовь. Ребенок со зрительным вектором рождается со страхом смерти, который первично проявляется в страхе темноты или страхе остаться одному. Страх является первичной и самой сильной эмоцией. Развиваясь, человек избавляется от страха, вынося его наружу в сопереживание и любовь, когда становится страшно не за себя, а за другого. Развитый и реализованный зрительный вектор – это сострадание, сопереживание и сочувствие другому человеку.
Именно в случае недостаточного развития и реализации зрительного вектора, подростка тянет в различные субкультурные сообщества. Тенденциозно основная часть подростков, пришедших в готическую субкультуру, имеют в наличии зрительный вектор в состоянии страха. Их объединяют не только общие интересы, но и общие свойства психики.
Ненаученные выносить эмоции наружу, в сострадание и любовь, зрительные подростки ищут себе подобных и пополняют субкультурные группы. В таком состоянии они любят привлекать к себе внимание одеждой или эпатажным внешним образом, выделяться из толпы.
Суть демонстративности готов – это подсознательное стремление пугать других и пугаться самому, испытывая наполнение зрительного вектора эмоцией страха. Внешне это выражается походами на кладбище в темное время суток, макияжем под «труп», черными волосами и черной одеждой. Пристрастие к символике смерти указывает на зрительный вектор в стрессующем состоянии.
Внутреннее состояние таких подростков – это раскачка эмоций от состояния «очень страшно» до «не очень страшно». В стрессующем или неразвитом состоянии зрительник требует любви к себе и не способен любовь отдавать. Он не может реализовать весь потенциал своих свойств в полной мере и испытывать любовь, сострадание и сопереживание к другим людям.
Нужно понимать, что и в развитом, и в стрессующем состоянии зрительного вектора человек будет стремиться к получению удовлетворения, то есть испытывать яркие эмоции. Только достигаться это будет разными способами: либо чувственным сопереживанием другим людям и выстраиванием эмоциональных связей, либо эмоциональными раскачками и наполнением страхами.
Философия готов
Быть готом подразумевает сложное состояние души, особое мировоззрение. Это целиком отдельные, самостоятельные культура и философия. Нельзя одеться в черное, перекрасить волосы в черный цвет и назваться готом. В первую очередь, гот – это поклонник готической музыки, придерживающийся определенных философских взглядов.
Тексты песен готической музыки пронизаны смыслом, что в земной жизни нет ничего хорошего, что все наилучшее ждет человека в жизни после смерти, а сама смерть – это избавление от страданий. К тому же, жизнь не вечна, то ли дело – смерть.
Нередко даже путают готов с панками или эмо, хотя это совершенно разные и самостоятельные субкультуры. В обществе бытует некий стереотип, что готы – это что-то вроде секты, они собираются на кладбищах, похожи на сатанистов, прибегают к эзотерике и мистике.
Среди представителей готов немало интеллектуально развитых и начитанных людей, которых просто привлекает готическая музыка или интерес к мистике. Подростки с тонкой и романтичной душой, хорошим образованием и творческой натурой, склонные к поэзии или рисованию, также могут быть готами. Проявляется это в их творчестве, будь то рисунки, поэзия или музыка в стиле темной романтики, мистики и загадочности. Все это - лишь проявления свойств психики.
Депрессивные состояния готов-звуковиков: отличия звука и зрения
Нередко можно встретить утверждения, что готам свойственно думать о смерти и суициде из-за подтекста музыки. Однако это нужно уметь отличать от актерской имитации зрительника. Искусственно заставить себя пребывать в депрессии невозможно. Настоящая депрессия – это состояние звукового вектора. Имитацию депрессии всегда можно отличить, если понимать звуковой вектор и отличать его от зрительного.
Можно заметить, что сами музыканты и исполнители готической музыки, а также выдающиеся деятели этой субкультуры, являются носителями звукового вектора или звуко-зрительной связки векторов. Как говорит Системно-векторная психология Юрия Бурлана, объем психики у звукового вектора намного больше, чем у зрительного, и желания звукового вектора отличаются от желаний всех других векторов.
Звуковой вектор означает наличие у человека абстрактного интеллекта, потенциальный талант писателя и композитора, музыканта и поэта. Для звуковика сложно найти радость в материальных вещах. Ни материальные блага, ни мопед в 16-ть лет не могут наполнить этот объем. Все, что нужно звуковику – это найти смысл жизни. Находя спокойствие в темноте, тишине и одиночестве, в максимальном сосредоточении он понимает, что шум и суета – не для него, жизнь ему кажется наполненной страданиями. И, не найдя своей реализации в жизни, может прийти к выводу, что только смерть принесет его душе мир и гармонию. Наедине с самим собой такой звуковик старается вынести свои состояния наружу – в свои тексты и музыку.
Готов со звуковым вектором меньше, чем со зрительным. Звуковой вектор наблюдается тенденциозно у лидеров групп. Зрительникам не свойственны постоянные депрессивные состояния, они предпочитают проводить время на вечеринках и в других местах, где они могут продемонстрировать себя. Однако, в состоянии страха зрительники притягиваются к звуковикам в соответствующем состоянии.
Прогулки по кладбищу тоже несут разный смысл для разных векторов. Если для зрительника такие собрания наполняют их страхи, то для звуковика это возможность побыть в размышлении о жизни и смерти, смысле. В отличии от зрительников, звуковики всегда предпочтут тишину и покой, иногда - небольшие тихие компании самых близких друзей. Они склонны к замкнутости, являются интровертами. Они по-другому видят и воспринимают этот мир. Это так называемые Mopey Goths, которых принято считать настоящими готами, ведь они точно соответствуют самой сути субкультуры.
Люди со звуко-зрительной связкой векторов могут стремиться слушать тяжелую музыку, вести разговоры на суицидальную тему, у них - нестандартное отношение к жизни и миру. Помимо смены настроения, свойственной зрительникам, у них, как у звуковиков, могут быть депрессии, замкнутость, на лице могут просматриваться такие состояния как отстраненность, отсутствие мимики. От них можно также услышать высказывания о бессмысленности жизни.
Звуко-зрительные музыканты в своем творчестве воспевают смерть, так как их зрительный вектор наполнен страхом смерти, а звуковой вектор наполняет музыку смыслом, то есть рассуждениями о смысле жизни, которые в данном случае выглядят мистически окрашенными. Все это привлекает к ним поклонников в таких же состояниях. Общие свойства и состояния векторов – вот что объединяет людей в отдельную субкультуру, задавая этому особую эстетику, стиль и формы поведения.
Зона риска: опасность суицидальных настроений и сценарий жертвы у подростков
Суицидальные мысли и завершенный суицид всегда говорят о наличии звукового вектора. Такие мысли не приходят в один день, в одно мгновение. Это всегда долгий путь поиска ответов на вопросы о смысле жизни. У звуковика настолько отличается взгляд на жизнь, что людям без звукового вектора бывает сложно его понять.
В своей замкнутости и одиночестве звуковик пытается осмыслить свою жизнь в этом мире. При этом он чувствует свое отличие от других, ему сложно вписаться в поток жизни. Только звуковик способен ощущать свое смертное тело отдельно от бессмертной души и ложно предполагать, что избавление от тела принесет ему счастье. Следует понимать, что не каждый звуковик имеет суицидальные мысли и склонен к самоубийству. Однако, каждый самоубийца имеет в наличии звуковой вектор.
Зрительники в состоянии страха тоже могут стать жертвой. Диапазон человека со зрительным вектором – от жертвы в неразвитом состоянии до жертвенности в развитом состоянии. В Системно-векторной психологии Юрия Бурлана есть такое понятие как виктимный комплекс. Его причиной является наличие у человека кожного вектора с мазохистскими тенденциями в сочетании с неразвитым зрительным вектором. На короткой дистанции проявления виктимности возможны и у развитого зрительного человека, например, в случае сверхстресса. Эмоциональные раскачки зрительного вектора в походах ночью по кладбищу наполняют человека сильными и яркими эмоциями страха, что на подсознательном уровне может привлечь преступника.
Однако не каждый гот находится в зоне риска. Сами по себе готы не представляют опасности обществу, хотя своим внешним видом могут вызывать неприязнь у окружающих. Причина суицида и виктимного сценария кроется не в субкультурах как таковых, а в плохих состояниях звукового и зрительного векторов.
Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что в потенциале такие люди могут стать поэтами, писателями, композиторами, музыкантами, программистами при развитом и реализованном звуковом векторе. Либо врачами, художниками, актерами, певцами, если развит и реализован зрительный вектор. Это задано природой, но требует развития и реализации.
Неформальная молодежь: нормально ли быть непохожим на всех
Если подросток выбрал для себя такое наполнение, как субкультура готов, то активно мешать ему не стоит. Домашний арест в 16 лет и запрет – это худший вариант по выстраиванию отношений с подростком. Подросток ищет для себя то удовольствие, которое способно наполнить его желания.
Готы – тоже люди, пусть и выглядят не так, как это обычно принято в обществе Они по-своему нормальные, просто имеют свой взгляд на жизнь. Они имеют такие же вектора, как и другие звуковые и зрительные люди, просто реализовать себя хотят по-другому. В наше время опасно не быть готом, а не понимать свойства своей психики и свой потенциал.
Сегодня разрыв между поколениями настолько большой, что дети отличаются от родителей не только набором векторов, но и объемом психики. В подростковом возрасте родители забывают, что для их ребенка приоритетно не мнение родителей, а взгляды друзей.
Отвлечься от интересов к субкультуре подросток может в том случае, если предложить ему что-то более интересное и увлекательное, более наполняющее его потребности в звуковом и зрительном векторах.
Узнать об этом больше вы сможете на бесплатных онлайн-лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Для участия регистрируйтесь: https://www.yburlan.ru/training