Сценарии жизни на основе чувства защищенности
Первые впечатления от жизни, первые травмы души и тела мы получаем в детстве, как и первое ощущение надежности, комфорта, защищенности и безопасности, которое получаем от мамы. Мама — весь мир для ребенка.
Взаимодействие мамы и малыша в первые годы жизни, особенно до трех лет, зависит от способности матери заботиться: вовремя кормить, содержать в чистоте, соблюдать режим сна и бодрствования, гулять с ребенком на свежем воздухе. Но не всегда мы задумываемся о психологическом комфорте малыша, о его душевном состоянии, от которого зависит будущее благополучие, счастье.
Чувство защищенности и безопасности, душевное равновесие малыш испытывает под маминым крылом. Мама учит жить в пока что неизведанном мире. Учит отличать опасное и вредное от полезного. Мама — первый учитель и защитник: «Не беги на дорогу, там машины!», «Давай научу тебя завязывать шнурочки!». Ребенку комфортно быть окутанным маминой заботой и защитой, как кенгуренку уютно в маминой сумке-животе. Поэтому весь мир для него — мама, самая-самая, добрая, любящая, сильная — защитница.
Первый опыт взаимоотношений с мамой закладывает сценарий будущей жизни ребенка. Особенно устойчиво психологически закрепляется сформированный в детстве негативный сценарий. Мама — главный человек для всех детей, но есть ребятишки сверхпривязанные к маме. Это дети — «люби меня». С искренней непосредственностью заглядывают в глаза: «Мамочка, я хорошая? Посмотри, как я нарисовала; как я танцую». На первой поздравительной открытке с 8-ым марта для мамы написано неуклюжим детским почерком: «Мамочка, даю тебе честную правду всегда тебя слушаться!» Невероятно послушные и покладистые дети. Тихие и усидчивые, открытые и добрые — золотые дети: что мама сказала, то и сделают. Похвалят — так вдвойне будут стараться для мамы.
Сверхпривязанность и зависимость от маминого мнения при неблагоприятных отношениях между мамой и ребенком может формировать негативный сценарий жизни.
Сценарий одной взятой жизни
Жила-была дружная семья: мама, папа и я — золотая девочка. Однажды под Новый год, добрая и заботливая мама, потакая ребенку, разрешила вволю накушаться дочке ее любимых душистых мандаринов. Ну не смогла отказать, ограничить дочурку. Результат — экстренная госпитализация с расстройством желудка. Отсюда начал свой отсчет в дальнейшей жизни негативный сценарий. Для малышки в год и восемь месяцев, с той роковой минуты, мир превратился из доброго и безопасного в жестокий и несправедливый — без мамы! Оторванность от мамы, больничная палата, строгие люди в белых халатах, горькое лекарство — ввергли малышку в безутешное состояние страха, отчаянья, одиночества и беспомощности. Карантин в больнице усугубил оторванность матери и ребенка друг от друга. Матери дали возможность только один раз повидать дочку через стеклянную дверь в отделении. Мать не скрывала слезы и отчаяние, что привело дочь к истерике. Больше они не виделись до выписки. Суровая няня приструнила ребенка, напугала: «Если дальше будешь плакать, так никогда маму не увидишь и из больницы тебя не выпишем!»
Долго и упорно маме пришлось после больницы восстанавливать душевное равновесие девочки. Мама читала каждый день сказки по вечерам. Вместе они смотрели диафильмы, много гуляли в парке, покупали игрушки. Старания мамы пошли на пользу. Для дочки мир опять заиграл красками радости и гармонии. Душа начала оттаивать.
Однажды, в очередной раз уютно устроившись на маминых коленках, дочка слушала сказку о раненой птичке — Серой шейке. И с новой силой шевельнулась в душе старая боль и страх остаться без мамы. Мама читала, а девочка заливалась горючими слезами. Переживала заново боль разлуки с мамой, но переживала уже не за себя, а за птицу, которую оставили одну зимовать, а мама и родная стая улетели в теплые края. Птицу спас охотник, но в конце ничего не говорилось, что мать и дочь встретились после разлуки.
Девочка рыдая, просила снова и снова перечитывать сказку, в надежде понять, вернулась ли мама к птенцу.
В детский ум закралась страшная мысль, что нет надежды вновь соединиться с мамой. Девочка поняла, что не всегда мама будет рядом и сможет защитить, рано или поздно их могут разлучить. Так в душе поселился страх потерять маму. Мир казался жестоким, где под каждым кустом прячется коварная лисица. Не получилось у мамы подобрать нужные слова, не оказалось, в силу разных обстоятельств и душевной теплоты, чтобы убедить девочку в обратном.
Постепенно убеждение о враждебности мира стало закрепляться, так как в ответственные моменты жизни мама не сумела поддержать добрым словом, успокоить. Страхи росли, уверенность в своих силах убывала. Взрослая жизнь вызывала недоверие к миру, людям. За каждым жизненным кустом пряталась пугающая неизвестность в виде лисы, которая норовит съесть.
Можно представить, как такие события отразятся на взрослой жизни и какие проблемы могут ожидать человека. Жизнь проживается с ограниченными возможностями, трудно, болезненно, уныло. Страшно жить без базового чувства защищенности и безопасности. Не получив поддержки в детстве в момент сверхстресса, человек может всю жизнь прожить в ожидании, что кто-то придет, спасет, избавит от проблем, болезней, страхов. Так и не научившись самостоятельно решать поставленные перед ним задачи и нести ответственность за свою жизнь.
Базовое ощущение защищенности и безопасности
Все живое рождается, чтобы жить. Для этого необходимо умение сохранить себя, то есть защитить себя — выжить. Человеческий ребенок или детеныш любого животного первые годы жизни полностью зависит от мамы. Любая мать в животном мире с природным материнским инстинктом готова защитить своего детеныша ценой своей жизни.
Так и человеческая мать готова ради ребенка жертвовать собой, своим здоровьем, временем, сном, чтобы сохранить его и вырастить счастливым человеком. Но защищенность и безопасность, любовь матери — это не пять котлет на обед, море игрушек и шкаф, набитый детской одеждой. Это понимание своего ребенка, его индивидуальных способностей, талантов, природных желаний.
Умение и желание в детстве рисовать, развивая в художественной студии способность к живописи, рождает будущего художника. Талант гибкого подвижного тела, при определенных условиях развивается в гимнастических секциях, и человек становится настоящим спортсменом. Глубокие мысли, рассуждения и вопросы не по годам: «Папа, а мы все умрем? А что там за небом, а на звездах кто-то живет?» — это склонность к наукам, исследованиям. Желание понять устройство мира формирует, при верном развитии, будущего ученого.
Каждого ребенка отличают его природные желания и способности. А полученное в детстве чувство защищенности и безопасности помогает правильно и в полной мере развить все свойства. Только когда ребенок растет в атмосфере любви и безопасности можно говорить о его дальнейшей счастливой, удавшейся во всех отношениях, жизни.
Родителям важно суметь разглядеть таланты и способности своего ребенка, заданные от рождения, а не делать упор на развитие того, чего нет в малыше от природы. Не надо навязывать ребенку того, чего хотелось бы самим, хотя и всем сердцем желаем своему чаду только добра.
Развитие заложенных с рождения психических свойств, желаний, а значит и способностей ребенка, заканчивается в пубертате и длится примерно до 15-16 лет. До этого момента необходимо успеть развить таланты. Защищенность и безопасность ребенок ощущает тогда, когда его развитие и воспитание согласовано с его способностями и возможностями психики.
Последствия стресса, перенесенного в детстве
Потерю чувства защищенности ребенок воспринимает как стресс, боль, ему плохо и вряд ли его развитие достигнет возможного максимума. Полученные первые стрессы вне дома могут и не оставить в душе ребенка сильного следа, если мама его поддерживает и дает ощущение безопасности. Но если мама сама является источником стресса для ребенка: кричит, бьет, оскорбляет, не развивает его таланты, не выстраивает с ребенком доверительных отношений, не поддерживает в трудную минуту, а только ругает, то ни о какой защищенности не идет и речи.
В таком случае ребенок беспомощен, постоянно испытывает стресс и негативные эмоции. Чтобы выжить и справиться со стрессом, он пытается защитить себя своим детским, примитивным способом. Например, ворует или старается всем угодить, извлекая из этого пользу для себя. Когда ребенка бьют, унижают, не хвалят или перехваливают, насильно кормят, излишне опекают или игнорируют, тогда формируются негативные сценарии жизни. Самые известные негативные сценарии — это синдром отложенных дел, сценарий на неудачу, комплекс хорошего мальчика (девочки). Следствием потери чувства защищенности и безопасности в детстве может стать задержка психосексуального развития. В худшем варианте человек становится преступником.
Знание истинных психических свойств, способностей детей, дает родителям возможность развить их таланты, помочь вырасти счастливыми людьми, наслаждаться жизнью и приносить радость себе, близким и другим людям.
Современные дети более чувствительны, их объем желаний и их способности на порядки выше и отличаются от предыдущих поколений. И родителям как никогда необходимы знания психики своего ребенка, чтобы вырастить счастливого человека.
Мамы на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана получают уникальные знания о психических особенностях детей и имеют возможность развивать малышей согласно их природным качествам характера. Когда мама знает, что нужно ребенку и может это ему дать, тогда у него не формируется негативный жизненный сценарий. Ребенок, развивающийся в атмосфере любви, понимания и получающий в детстве чувство защищенности и безопасности, став взрослым будет способен адаптировать любой стресс без последствий для здоровья.