Семь бед — один ответ, или Роль литературы в воспитании ребенка
Нередко мамы и папы жалуются на непослушание своих чад, на их нежелание слушать и понимать, на ссоры между детьми. Корень проблемы не в личностных качествах детей, а, зачастую, в отсутствии необходимой эмоциональной связи в семье. Если же между родными людьми царит атмосфера полного доверия и взаимопонимания, они всегда будут готовы слушать и слышать друг друга. Благодаря крепкой эмоциональной связи между родителями и детьми исчезает отчужденность и недопонимание в отношениях. Братья и сестры становятся дружными и сплоченными.
Именно совместное чтение качественной, проверенной литературы естественным образом сближает домочадцев. Когда мы, находясь бок о бок, сопереживаем героям книг: волнуемся, если они попадают в опасность, печалимся, если у них происходит беда, чувствуем облегчение, когда у них все налаживается, или радость, когда они счастливы, — совместно прожитые эмоции сближают нас самих.
Прочтение должно быть максимально эмоциональным, чувственным, с выражением, как маленький домашний спектакль — чтобы каждое слово отдавалось в душе. Хорошо, если члены семьи читают по очереди, включая самых маленьких. Так у каждого будет возможность проявить себя и свою готовность слушать другого, почувствовать сопричастность к общему делу и близость с родными. Недаром одни из самых теплых и светлых воспоминаний из детства у многих бывают связаны именно с семейными вечерами, проведенными за совместным чтением любимых книг.
Творческий потенциал
Чтение хороших художественных произведений, которые написаны грамотным, богатым языком и содержат колоритные описания событий, характеров, мест действия, оказывает самое благоприятное воздействие на развитие образности мышления, воображения и фантазии. Малышам нужны книги с красочными качественными иллюстрациями. Детям постарше лучше выбирать печатные издания с минимумом иллюстраций или вообще без них. Не ограниченные видением художника, они раскрывают больший потенциал для применения собственного воображения: рисуют в мыслях картины сюжета, портреты персонажей, обстановку и пейзажи.
В будущем это будет неоценимым подспорьем в выбранной профессии: практически в каждой сфере деятельности для прогресса необходим творческий подход, умение рождать новые идеи, и развитое воображение играет здесь огромную роль.
Успешные инженеры-изобретатели, работники сферы товаров и услуг, педагоги и преподаватели и многие другие активно используют в своей профессиональной деятельности воображение. И, разумеется, неоспорима ценность развитого воображения для тех, кто нашел себе применение в области искусства. Художник, развивший свою технику, но не обладающий живой фантазией, сможет превосходно делать копии, но вряд ли станет выдающимся творцом.
Объемный словарный запас и умение грамотно выражать свои мысли устно и письменно, также нарабатываемые чтением качественной литературы, безусловно, сыграют немалую роль в социальной и профессиональной реализации личности. Такой человек будет более востребованным, более конкурентоспособным, да и просто более приятным собеседником.
Слово как броня
Еще один больной вопрос в воспитании детей — как уберечь их от пагубного влияния окружения и привить правильные ценности. С раннего детства ребенок попадает в социум (детский сад, школа, компания во дворе), где есть свои законы и в котором ему предстоит найти свое место, сыграть свою роль. Ребенок, желая сохранить себя, стремится вписаться в общество, не выделяясь на его фоне, не отличаясь от большинства, чтобы не стать изгоем или объектом нападок.
Поэтому, если в компании ребенка является нормой, например, матерная лексика или просмотр видеороликов и прослушивание аудиозаписей сомнительного содержания, курение, употребление алкоголя или наркотиков, жестокое обращение с животными или людьми, отвадить его от того же будет сложно.
О мате нужно сказать отдельно. Все матерные слова так или иначе — о сексе. Эдакая словесная порнография. При этом матерными словами мы ругаемся, оскорбляем, выражаем агрессию — говорим грязно о святом, тем самым обесценивая его. А в будущем это грозит сексуальной нищетой, невозможностью наслаждаться соитием с любимым человеком и строить крепкие парные и семейные отношения. Интимная близость непублична, так и публичное употребление матерной лексики неприемлемо в обществе. Мат оказывает губительное влияние на психо-сексуальное развитие детей.
Но ребенка невозможно изолировать от других людей, от льющихся отовсюду потоков информации, не получится просто запретить общаться со сверстниками, которые плохо на него влияют. Как же уберечь его от этой опасности?
Во-первых, личный пример. В доме, где есть дети, мат недопустим. Во-вторых, эмоциональная связь, о которой говорилось выше. Если такая связь налажена с ребенком, он будет прислушиваться к родителям, будет им доверять и делиться своими переживаниями, а они будут в курсе происходящего с ним, поэтому поймут, когда необходимо вмешательство.
В-третьих, чтение классической литературы. Ведь читая качественные художественные произведения, повествующие об истинных ценностях, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», дети располагают примерами достойных поступков и устремлений. Начинают тянуться душой к чему-то большему: стать кем-то стоящим, делать правильный выбор, обрести верных друзей, найти настоящую чистую любовь.
Литература станет фундаментом формирования личности ребенка, а также прочной защитой от пагубного влияния окружающего мира. Благодаря этой броне такому ребенку будет просто неинтересно общаться с нестоящими того сверстниками и заниматься сомнительными вещами. Его интересы будут устремлены в правильном направлении, и компанию он выберет себе в соответствии со своими принципами.
Как привить любовь к чтению
Порой родители пытаются приучить ребенка к чтению, но безрезультатно. Как усадить его за книгу, если ему хочется играть и развлекаться, а информацию можно получить в Интернете, просмотрев пару картинок и видеороликов? «Вот хорошая книга — садись, читай!» — это не работает.
Однако, человек — существо, которому присуще любопытство и желание развиваться. Ребенок по природе своей любит учиться, стремится к этому, хотя многие с этим не согласятся, ссылаясь на свой неудачный опыт воспитания. Детей нужно не заставлять, а заинтересовывать, вовлекать. Когда ему интересно, он сам стремится узнать как можно больше.
Когда мы имеем дело с совсем маленькими детьми, которых пора учить читать, можно подстегнуть их заинтересованность нехваткой. Например, обычно мама читает малышу ежедневно. И вот в один из дней, закончив на интересном месте, она, ссылаясь на усталость или занятость, откладывает этот ритуал на потом. Ребенок не получает желаемое — образуется нехватка. Так происходит несколько раз, и ему приходит в голову, что, если бы он умел читать, как взрослые, то можно было бы самому узнать, что произойдет в книге дальше, а затем начать новую историю, и еще, и еще.
После просьбы малыша научить его читать имеет смысл поддерживать его нетерпение и предвкушение: «Сегодня среда, сынок, а в субботу мы будем с тобой учиться читать. Осталось подождать всего три дня». Ребенок сам с удовольствием возьмется за науку.
Ребят постарше можно заинтересовать, рассказывая любопытные, захватывающие истории из книг. И, конечно, подавать личный пример. Когда ребенок замечает, с каким интересом и удовольствием пускаются в чтение родители, он также вовлекается в процесс.
Предпочтения
Стоит учитывать и индивидуальные предпочтения детей. Тут на помощь приходят знания Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, согласно которой врожденные свойства, желания, интересы и ценности индивидуума зависят от его векторального набора. Самыми читающими являются представители звукового, зрительного и анального векторов.
Обладатели звукового вектора с детства проявляют интерес к фантастике и фэнтези. Космические путешествия, другие миры, чудесные изобретения, загадки разума и прочее — вот те сюжеты, которые вызывают любопытство у таких людей. Вся их жизнь — это поиск скрытого, неизведанного. Взрослея, они могут заинтересоваться философией, эзотерикой, религиозной литературой, а также той, что имеет дело с точными науками (математикой, физикой, химией).
Обладателям зрительного вектора крайне необходима литература на сострадание. От природы они наделены высоким эмоциональным потенциалом, направлять который нужно в сторону сопереживания другим людям. Поэтому лучший выбор для такого ребенка — добрая печальная сказка, слушая или читая которую, малыш будет проливать слезы сочувствия. И никаких пугающих сюжетов, где Волк съедает маленькую Красную Шапочку или Трех Поросят, — нельзя, чтобы эмоции зрительного ребенка переходили в страх.
Обладатели анального вектора любят читать много и на разнообразные темы. Сохранение и передача знаний у них в природе. Особенно их могут заинтересовать исторические сюжеты, жизнеописания прошлых лет. Дети — носители данного вектора могут зачитываться энциклопедиями, собирая и систематизируя информацию из различных областей, что в будущем даст им возможность стать настоящими эрудитами. Взрослый человек с удовольствием может читать профессиональную литературу, дабы стать настоящим мастером в своем деле.
Важно со всей серьезностью подходить к выбору литературы для ребенка, какими бы векторами он ни обладал. Чтива, содержащего сомнительный юмор, написанного посредственным языком и ориентированного на непритязательного читателя, нужно избегать. Ведь сознательные родители не станут кормить ребенка некачественной вредной едой. То же относится и к пище для ума.
Заключение
Сложно переоценить значение классической литературы при воспитании детей. Налаживание внутрисемейных эмоциональных связей, развитие чувственности, воображения и грамотности, привитие должных ценностей и принципов, защита от негативного воздействия матерной лексики и пагубного влияния плохой компании — все это возможно благодаря чтению литературы, своеобразной панацеи.
«… На тренинге услышала важную мысль о сказках на сострадание и сочувствие, что они жизненно необходимы детям со зрительным вектором. Мы начали читать. Читали "Девочка со спичками", и особенно влияние оказал рассказ Гектора Мало "Без семьи". С первой главы я видела изменения в сыне, он слушал очень тихо, внимательно, молча. Я видела, как первые разы в жизни его зрительное сердечко сжималось от сострадания к главному герою — он раскрывал для себя новые состояния, текли слезки на подушку. Он стал засыпать без истерик, вообще ушли истерики, стал вдумчивее, тише, ушел страх в глазах. Я просто вижу, что он больше не боится…»