Сериал «Садовое кольцо». Часть 2. Связанные одной ложью
Реализуя свои истинные желания и получая удовольствие от жизни, мы не сможем ненавидеть других людей. При понимании мотивов поведения других людей у нас не возникает отторжения, а чаще — глубокое сочувствие к состоянию, которое толкает их на нелицеприятные поступки. Что и пытались донести до нас авторы фильма. Но они показали только причины, а выход из ситуации тотальной ненависти, нелюбви и лжи в обществе — в познании психики.
Сериал «Садовое кольцо». Часть 1. Травмы детства
— Ты любишь его?
— …
— Хорошее начало отношений!
Отношения наших героев пропитаны ложью и прикрыты красивым фасадом. Вера радуется дорогущим часам — подарку Андрея. Но на вопрос матери, любит ли она его, отвечает: «Мама, ты же прекрасно понимаешь, что семейные отношения строятся совсем на других принципах». У Веры и Ани свои представления о семейном счастье, благодаря воспитанию мамы Риты.
Рита тиражирует свой плохой опыт. Бывший муж, отец Веры, — неудачник-диваносиделец, алкоголик, а она — труженица, днем работающая в институте, а вечером отдраивающая полы. Она поднимала детей в одиночку. И вынесла из этой ситуации один урок: мужчина — это потенциальная опасность. И нужен он только для того, чтобы раскручивать его на деньги. Чем она и занимается всю жизнь, «успешно» пристраивая своих девочек к богатым мужчинам. Сначала к Андрею — он, связанный чувством вины перед Верой за тайную связь с Анной, содержит обеих женщин. Потом Анюту к Артему, буквально толкая ее в объятия бешеного любовника.
И снова отношения начинаются со лжи и манипуляции. Вот мать и дочь устраивают истерику напоказ, стремясь разжалобить Артема, чтобы он заплатил за лечение Веры. Вот Аня выставляет себя жертвой насилия Андрея, чтобы снова вызвать всплеск сочувствия у Артема. А жертва манипуляций тем временем оказывается на крючке. В момент, когда мужчина спасает женщину, в нем особенно сильно вспыхивает влечение, и он уже не может не думать об этой женщине.
Смогут ли Артем и Анна преодолеть такое начало? Вряд ли, несмотря на все их надежды и старания. Ничего не получится, если только страдания не научат их прислушиваться друг к другу. Потому что нет понимания, как создать и сохранить подлинно счастливые отношения. Они ничего не знают о важности эмоциональной связи в паре, об искренности, открытости, стремлении помогать друг другу.
Рита чувствует, что незыблемые основы ее понимания мира и отношений рушатся под давлением личных неурядиц. От нее уходит молодой любовник Потап, ее игрушка, почти что домашний питомец. Весь ее диктат возвращается бумерангом. В конце фильма это уже старая, уставшая женщина, которая понимает, что осталась в одиночестве.
«Нам надо объединяться!» — говорит она дочерям. Только вот на чем? Снова на лжи? Или «лучший способ наладить отношения — объединиться против третьего» — на ненависти?
Вот почему не верится в предложенный хэппи-энд, несмотря на то, что проблемы остались позади и вся семья снова собралась за столом, как прежде, как будто ничего произошло. Ничего не изменилось. И разговоры все те же — о модной мебели и грудных имплантах Риты.
Отцы и дети. Илья и Лида
«Чего он ждет? Любви. Настоящей любви. Ведь все любят не его, а свое представление о нем».
Дети страдают от лжи больше всего. Илья не верит, что Вера не замечает многолетней связи между Андреем и Анной, потому что они почти не скрывают этого. Он исчезает из дома, чтобы мать наконец-то очнулась, перестала врать, что все прекрасно в их семье.
Он сходится с той самой сумасшедшей пациенткой Бориса Кауфмана Лидией Брусковой, которая убеждает его сбежать в Америку. Илья согласен, потому что он не видит в этом лживом мире никаких перспектив. Если бы он не принял решение исчезнуть, все в семье осталось бы по-прежнему.
Хотя он и решения не принимает сам. Он безволен, не знает, чего хочет в жизни. Раньше все решения принимала за него мать. Она постоянно совала ему деньги, но совершенно не интересовалась, чем живет ее сын. Он был достойным, красивым, послушным приложением к ее успешной жизни. Лишь потеряв его, она осознала, что совсем не знала его и определяла его жизнь, исходя из собственных желаний.
У Ильи сбиты нравственные ориентиры. Ему нужны деньги, и он продает информацию о делах отца Артему, становясь причиной банкротства родителя.
Уйдя из семьи, Илья целиком попадает под власть Лиды, чьи решения продиктованы ненавистью ко всему роду человеческому. Лида — обладательница звукового вектора, страдающая шизофренией. На сеансах Бориса Кауфмана она раскрывает свое философское видение жизни.
Именно эта звуковая глубина в сочетании с таинственной мятежностью ее души, отпечатком душевной болезни, привлекают к ней мужчин так, что они не силах оторваться. Так в ее сетях оказываются бывший муж Владимир Брусков, Борис Кауфман, грабитель Сергей Барышев, Илья Смолин. С трудом им удается вырваться из цепких рук этого Ангела Смерти, который так определяет свое жизненное кредо: «Добро — это то, что подходит мне. Остальное — зло».
Кожно-звуковая связка векторов позволяет ее обладателю быть невероятно индуктивным, заражать идеей, почти гипнотизировать силой своего убеждения. Именно поэтому так трудно поверить в ее сумасшествие. Скорее веришь в ее ранимость, беззащитность.
Ее мать Лариса, домработница в доме Смолиных, вспоминает, что Лида от рождения была завистлива, чувствительна к успехам других. В детском саду, пожелав платье подруги, она заманила ее в подвал и толкнула. Девочка упала, ударилась головой о батарею и умерла. А Лида надела ее платье, пришла к родителям девочки и села за стол, назвавшись их дочерью.
Дети не развиты, но злыми гениями делаем их мы. Они еще не научены культуре, ощущению ближнего. Им это надо прививать. Они приходят в этот мир с заданными природой свойствами. И только от нас зависит, разовьем ли мы, взрослые, эти свойства, чтобы ребенок смог потом состояться в жизни, быть счастливым.
Мать Лиды сделала страшную запись в судьбе Лиды. После инцидента в детском саду она включила газовую конфорку и сунула Лиду лицом в пламя. У девочки обгорело ухо. Для кожного звуковика это удар по эрогенной зоне, самому чувствительному месту. Стресс невероятной силы, который, скорее всего, и надломил душевное здоровье девочки.
«Психика человека неоднородна. В ней есть глубинная подсознательная часть, которая вырастает из травматических переживаний детства. И именно она — определяющая, а внешняя зрелая основная часть всего лишь отвечает за коммуникацию с внешним миром».
Как сказал Владимир Брусков следователю Когтеву: «Это мать сделала ее психопаткой. Это ее ты должен посадить».
Дети благополучных родителей. Саша Кауфман
«Некоторую правду надо забывать. Потому что то, о чем мы не говорим, перестает существовать».
А это жизненная позиция мамы Саши Кауфман — Кати: делать вид, что все хорошо, только бы ничего не менять. Пусть все останется как есть — дорогие рестораны, бутики, элитный клуб йоги. И не важно, что муж изменяет, а дочь погрязла в наркотиках. Сочувствие у нее вызывает только домашняя собачка, которую пнула подруга Вера, а потом повесила на суку дочь Саша. В знак протеста. Как еще можно достучаться до мамы, раз собака — это единственное, что ей дорого?!
Саша перенимает опыт родителей. «Главное, чтобы все ВЫГЛЯДЕЛО нормально», — говорит она следователю. Она живет двойной жизнью. С Ильей они разыгрывают спектакль про двух счастливых влюбленных, потому что так хотят их родители. А за кулисами разворачивается совсем другая жизнь.
В 13 Саша приносит чесотку, потом сифилис, потом уходит в наркоту. Уже продано все, что есть в ее комнате, а драгоценности Кати хранятся в сейфе на работе у Бориса. Саша в ее 18 лет — конченый человек без будущего.
Что же им нужно — детям богатых родителей, у которых все есть? Почему у них нет желаний? Почему они употребляют наркотики? Почему стремятся убежать из страны на Запад?
Человек развивается, когда у него есть нереализованные желания. Нехватка создает напряжение, и человек начинает что-то предпринимать, чтобы наполнить свое желание: думать, развиваться, что-то делать в направлении желанной цели. В нынешнем благополучном мире у многих детей из обеспеченных семей все есть. И это должны понимать родители, сознательно создавая им нехватку. Не давать все, как только появится желание. А создавать возможность заработать, заслужить реализацию желания.
А еще дети жаждут любви — не показной, измеряемой материальными подарками, а подлинной, основанной на понимании своего ребенка, его истинных потребностей. Детям нужно развитие в русле их природных талантов. Разглядеть эти таланты — задача родителя. И для этого он должен уметь различать природные желания и способности ребенка.
Наблюдая мир, скованный ложью, коррупцией, кумовством, тотальной ненавистью, дети не видят в нем будущего. Именно поэтому Америка кажется им местом, где они смогут реализовать свои таланты.
Ненавижу…
«У таких, как Вера, деньги всегда будут, а мы будем их обслуживать. Для них ничего святого нет. Одна грязь и вранье».
Домработница Лариса становится главным обвинителем жителей Садового Кольца. Постоянно присутствуя незаметной тенью в доме Смолиных, она видит все и понимает все. У нее есть веские причины ненавидеть этих богатых и надменных людей: «Я устала разгребать всю эту грязищу».
С другой стороны, ненависть к простым людям, нескрываемый снобизм сквозит и во всех высказываниях ее хозяев. Только Вера относится к Ларисе как к равной. Остальные открыто оскорбляют ее, называя прислугой, указывая ей ее место.
В разговорах Риты и Ани постоянно подчеркивается их особое положение в обществе. Аня намекает следователю Когтеву на его «одномерное сознание». Рита пытается показать Ане ее отличие от обычных людей с их вонючим супом, телефоном в кредит и незатейливым счастьем. «Скотины, которые ни во что не влезают, могут иметь детей, а я нет?» — взрывается Анна.
Бедные ненавидят богатых, богатые — бедных. Жены — мужей, дети — родителей. Но при ближайшем рассмотрении мы видим, что проблемы у всех одинаковые. Просто бедный ворует по-мелкому, а богатый — по-крупному. Но от этого суть воровства не меняется.
Нам не нравятся наши пустОты, фрустрации, которые мы проецируем на других людей. Именно из наших плохих состояний возникает ненависть к людям, а не оттого, что люди сделали нам плохо. Вот как раскрывает механизм возникновения неприязни Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология»:
Получается, что преодоление ненависти возможно лишь через понимание себя и другого человека, понимание причин своего поведения, а главное — потенциала, заложенного природой, расшифровка которого лежит в знании векторов психики.
Реализуя свои истинные желания и получая удовольствие от жизни, мы не сможем ненавидеть других людей. При понимании мотивов поведения других людей у нас не возникает отторжения, а чаще — глубокое сочувствие к состоянию, которое толкает их на нелицеприятные поступки.
Что и пытались донести до нас авторы фильма. Но они показали только причины, а выход из ситуации тотальной ненависти, нелюбви и лжи в обществе — в познании психики.
«Мы сами не знаем, что у нас в голове творится» — это и есть главная причина всех проблем, которые мы сегодня имеем. Так не пора ли заняться тем, что действительно на острие времени и без чего современный человек уже не может состояться в обществе — понять самих себя и тех, кто рядом?
фильм смотреть обязательно всем . Держит от начала до конца . С системным разбором - ещё и польза практическая . Требует времени на просмотр ., но оно того стОит..
Теперь мне стало интересно, почему все-таки Лида психиатра заинтересовала? Когда смотрела фильм, не задумывалась. У него же вроде был должен быть здоровый звук. Вот остальные мужчины могли к ней своим зрением притянуться, а Кауфман.
Возможно, потому, что в психиатрию идут звуковики с самым большим звуковым желанием, с интересом к человеческой психике, в том числе с особым интересом к ее отклонениям? Плюс ему не было скучно с женой, а Лида была интересна своими умозаключениями и индуктивна?
Статья, просто кладезь мыслей. Каждый абзац хотелось перечитать и как-то выделить отдельно
Фильм очень сильный. Действительно одно удовольствие смотреть его системным взглядом. Тогда раскрываются настоящие причины, нет внутреннего обвинения героев, даже если они совершают мерзкие поступки
Так и есть! "Бедные ненавидят богатых, богатые — бедных. Жены — мужей, дети — родителей. Но при ближайшем рассмотрении мы видим, что проблемы у всех одинаковые. Просто бедный ворует по-мелкому, а богатый — по-крупному. Но от этого суть воровства не меняется."