Шантаж, истерика, протест… Как победить детские манипуляции?
Каждый ребенок рождается с определенным набором психологических свойств — вектором, и чаще всего не одним. Вектор определяет способ мировосприятия ребенка, его желания, способности , приоритеты. Вот эти желания он и пытается удовлетворить любым способом, как умеет. А не умеет пока никак, кроме самого примитивного — заявить о своем ХОЧУ...
— У меня нет сил, а если ты мне купишь мороженое, я сразу пойду быстро.
***
— Мам, купи мне этот спиннер.
— У тебя уже есть один.
— Если ты мне не купишь, я не пойду в школу. Там у всех уже такие.
***
— Включи мне мультик.
— Уже пора ложиться спать, солнышко.
— Я не смогу заснуть, если не посмотрю мультик. Он меня успокаивает. Иначе буду приходить к тебе всю ночь.
Поддаетесь?
Детские манипуляции не редкость. Современные дети растут быстрее, чем их родители успевают это осознать. Если в три года попытка выманить у мамы конфету выглядит мило, то шантаж в десять и откровенные провокации в двенадцать уже воспринимаются настороженно.
Легче всего отмахнуться от очередной манипуляции, проигнорировать или вообще наказать за плохое поведение. Но что делать, если все эти меры приводят лишь к тому, что манипулятор «повышает свою квалификацию» — находит и использует слабые места взрослых, знает, когда и что нужно выдать раздраженному родителю, чтобы получить желаемое.
Вот тогда возникают вопросы, много вопросов:
-
Как правильно реагировать на детские манипуляции?
-
Чего на самом деле добивается ребенок?
-
Можно ли отучить ребенка манипулировать?
Ответы кроются в особенностях детской психики и принципах ее развития.
Маленькие манипуляторы — кто они?
Каждый ребенок рождается с определенным набором психологических свойств — вектором, и чаще всего не одним. Вектор определяет способ мировосприятия ребенка, его желания, способности , приоритеты. Вот эти желания он и пытается удовлетворить любым способом, как умеет. А не умеет пока никак, кроме самого примитивного — заявить о своем ХОЧУ.
Да, маленький ребенок — это одно большое ДАЙ. Еды, воды, тепла… Внимания, эмоций, впечатлений, игрушек… А если на его ДАЙ желаемое не дают, начинаются поиски иного пути удовлетворить все то же самое ДАЙ.
Понимая природу манипулятора, можно отчетливо увидеть его настоящие желания, которые он так отчаянно пытается удовлетворить.
Порой ребенок, провоцируя очередной скандал или вымогая сотую машинку в магазине, на самом деле хочет совсем не этого. И ключ к решению проблемы — в понимании бессознательных стремлений растущей личности, которые раскрываются на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».
Рассмотрим на примерах.
Ребенок с кожным вектором. Его система ценностей построена на стремлении к превосходству — он хочет всегда и во всем быть первым, лидером. Для него важно ощущать себя быстрее, умнее, хитрее. Важно в любом своем занятии получить вознаграждение, будь то деньги, покупки, поездки или развлечения. Время для него — ресурс, и он не намерен терять его понапрасну. Он не станет заниматься тем, в чем не видит для себя выгоду.
Когда он нащупывает такую легкую возможность получить желаемое, как сыграть на родительских нервах и чувствах, он, естественно, берет на вооружение этот способ «добычи» новых игрушек, сладостей, обновок или гаджетов.
Малыш со зрительным вектором. Он живет эмоциями. Общительный, чувствительный, с бурной фантазией и выразительной мимикой, он готов разговаривать весь день. Для него обмен эмоциями и впечатлениями — самое любимое занятие. Он обожает находиться в центре внимания и ощущать всеобщее восхищение.
Именно зрительные дети способны закатить истерику в магазине, горько плакать при расставании утром в детском саду или раскричаться на улице. Любые способы привлечь внимание и получить желаемое через жалость или эмоциональный шантаж будут использованы — как примитивный способ удовлетворения внутренних желаний.
Что делать? Пошаговая инструкция:
-
Разобраться, что за ребенок перед вами, как он думает, чего хочет на самом деле.
Понимание происходящего становится фундаментом, на котором строится эффективное воспитание ребенка. Системное мышление, которое формируется в процессе тренинга «Системно-векторная психология», делает абсолютно прозрачными любые поступки вашего ребенка, так как вы осознаете истинные мотивы его поведения.
Вы как родитель переходите из категории наблюдателя, не имеющего возможности помочь, перенаправить, сориентировать ребенка , в категорию включенного наставника, даже скорее близкого друга, так как теперь вы знаете больше, чем ребенок, понимаете его лучше, чем он сам, в прямом смысле видите его насквозь.
-
Не поддаваться на манипуляции, дать понять, что с вами это не работает.
Детские манипуляции — это примитивный способ добиться желаемого. Когда вы исключаете возможность получить что-либо подобным способом, вы заставляете тем самым искать иной путь, напрягать свои силы.
Дело в том, что врожденные желания никуда не денутся, они все равно заставят ребенка найти возможность их удовлетворения. Кожник не может перестать стремиться «добывать» для себя всевозможные блага, а зрительник не в состоянии отказаться от эмоциональных впечатлений. В ваших силах помочь ребенку направить его энергию в русло развития.
-
Обеспечить стойкое ощущение защищенности и безопасности.
Это база, основа основ, без которой все остальные меры — просто замок на песке. Только на фундаменте защищенности ребенок получает возможность развиваться, пробовать другие, более сложные, интересные пути реализации собственных желаний.
Ребенок психологически тесно связан с мамой. Мама воспринимается им как единственный гарант выживания. Чем меньше ребенок, тем сильнее эта зависимость. Уверенность в том, что мама рядом, что защитит от любых угроз, дает ребенку чувство психологического комфорта, защищенности и безопасности. Именно оно связывается впоследствии с ощущением счастливого детства.
Обеспечить ребенку защищенность и безопасность в полной мере может только мама, которая сама находится в состоянии внутреннего психологического равновесия.
Любое не очень хорошее ее состояние, агрессия или равнодушие по отношению к ребенку воспринимаются им как угроза его выживанию. В этот момент происходит потеря чувства защищенности и безопасности, и как следствие — торможение развития ребенка, которое может выражаться в его проблемном поведении и других отклонениях.
-
Наладить эмоциональную связь.
Доверительные отношения с ребенком формируются через укрепление эмоциональной связи между родителем и ребенком. Поделиться своими чувствами можно лишь с тем, кто тебя понимает, кому можно верить, у кого тоже есть чувства.
Уже само глубокое понимание внутренних состояний ребенка дает ему ощущение приятия. Он чувствует, что его принимают таким, какой он есть, без осуждения, без оценки или испытательного срока, просто воспринимая его хорошим без условий.
Мощным инструментом для укрепления эмоциональной связи является литература. Классические произведения, вызывающие сострадание героям, дают возможность прожить вместе эмоциональный всплеск, поплакать над непростой судьбой персонажей, разделить их тяготы и страдания. Читайте их вместе вслух, увлеченно, и вы увидите, как изменится ваш ребенок.
С помощью правильной литературы получается сместить фокус внимания ребенка с собственных чувств на чувства других, вынести наружу весь эмоциональный потенциал зрительного вектора, дать правильное развитие и ориентир для полноценной реализации чувственной сферы.
-
Построить свое взаимодействие с ребенком в рамках его системы ценностей.
Руководствуясь пониманием психологических свойств ребенка, мы получаем возможность показать более интересный вариант реализации своего потенциала, нежели провокации и манипуляции. Это же вчерашний день… Несерьезные детские шалости…
Хочешь быть самым крутым? Новые джинсы? Смартфон? Закончи учебный год на отлично. Или получи золото на соревнованиях по волейболу. Организуй сбор макулатуры.
Тебе хочется покричать? Закатить истерику на центральной площади? Валяй! А я подожду вон там, на лавочке. Но если ты передумаешь, мы с тобой устроим домашний театр на выходных. Ты кого хочешь играть — Белоснежку или Золушку?
Зрительное желание к публике находит отличную реализацию в театральном кружке, студии танцев, уроках вокала. Образное мышление прекрасно воплощается в картины на занятиях в художественной школе, а большое сердце и способность к состраданию — в кормушках для птиц, помощи бездомным животным и, конечно, людям, нуждающимся в помощи.
Кожное стремление к победе можно воплотить в спорт, логическое мышление — в интерес к математике, рационализаторство — в инженерную мысль, желание командовать — в организаторскую деятельность.
Попытки манипулировать или шантажировать родителей — это не проявление скверного характера или желания насолить взрослым, это отчаянная попытка реализовать данный от природы психологический потенциал.
Дайте возможность ребенку ощутить вкус реализации более высокого уровня, нежели этот примитив, и он не захочет больше возвращаться к вымогательствам. Ему незачем будет это делать. Ведь ни одна провокация не принесет ему такого наслаждения, как победа в настоящих соревнованиях или овации полного зала зрителей.
Настоящее удовольствие возможно только от настоящей жизни. Они учатся этому очень быстро. Стоит только задать вектор.
Моей знакомой очень бы помогла эта статья.Но к сожелению она не владеет русским только немецким и английским(