Школа без насилия
Человек — это социальная форма жизни, он стремится к объединению с другими людьми. Дружить против кого-то — это самый примитивный и простой способ человеческой консолидации, пришедший к нам еще из первобытных времен. Дружить за кого-то уже намного сложнее.
Человек — это звучит гордо! Но не сразу. (с)
Ребенок рождается зверем. Это никакой не ангел, спущенный с небес в наш бренный мир. Зверь. Который еще только может стать человеком, быть может, даже и с большой буквы, но не сразу. Школа без насилия — вопрос, напрямую связанный с тем, насколько успешно маленький зверь превращается в человека. Ведь все, что делает человека человеком, ему еще только предстоит развить.
Что значит быть человеком? Это способность создавать отношения с другими людьми и приносить пользу своими навыками и умениями обществу.
Можно быть сколь угодно умным, находиться на невероятных интеллектуальных вершинах, без каких-либо затруднений решать сложнейшие математические задачи. Но при этом быть глубоко несчастным человеком, не способным создать полноценные отношения ни в паре, ни в коллективе. С болью и недоумением взирающим на влюбленную парочку или живо беседующих друзей.
Насилие в школах — что делать?
По причине своей неразвитости и незрелости естественным образом любой детский коллектив организуется по принципу первобытного сообщества, где основой всегда является не ограниченная ни законом, ни культурой неприязнь, взаимная агрессия, насилие. У детей еще не развиты способности к реализации и наполнению своих желаний, отсутствуют для этого умения и навыки нужного уровня. И при этом культурное ограничение в них еще только-только нарождается. Поэтому выражение неприязни в среднестатистическом детском коллективе несет гораздо более жестокие и прямолинейные формы, нежели в стандартном взрослом.
Так появляется жертва, без притеснений и издевательств над которой класс не способен к объединению. Поэтому без правильного участия взрослых любое детское образование обязательно пойдет этим путем.
Насилие в школах может проявлять себя двумя путями: физическим или психологическим.
Жертвой чаще всего становится мальчик с кожно-зрительной связкой векторов. Добрый, плаксивый, легко пугающийся, не способный драться и бороться за место под солнцем — он неминуемо оказывается в этой роли.
Класс объединяется в проявлении неприязни и в издевательствах над мальчиком — со значительными негативными последствиями для его психического, а иногда и физического здоровья.
Человек — это социальная форма жизни, он стремится к объединению с другими людьми. Дружить против кого-то — это самый примитивный и простой способ человеческой консолидации, пришедший к нам еще из первобытных времен. Дружить за кого-то уже намного сложнее.
Если в школьном классе есть своя жертва, на которую обрушивается вся неудовлетворенность стремительно возгорающейся и наполняющейся силой человеческой жизни, значит, воспитание или отсутствует в принципе, или оно неэффективно.
Если кожно-зрительного мальчика в классе не оказывается, на роль жертвы выбирают кожно-зрительную девочку. Если нет и ее, тогда пытаются сделать жертвой любого, кто чем-то отличается от большинства. Например, необычным именем, особенной одеждой или чем-то другим.
Если же совсем не получается найти жертву, то объединения в классе не происходит. И тут начинается агрессия всех против всех с постоянными выплесками злобы и неприязни против каждого и сопутствующими этому последствиями для психологического здоровья практически всего класса. Все это в том случае, если дети предоставлены сами себе, когда взрослые не принимают достаточного участия в воспитании чувств и организации класса.
Избежать этого сценария можно, если в классе будет находиться мальчик или девочка с уретральным вектором. В них сочетаются такие качества, как милосердие, благородство, справедливость. Любая потенциальная жертва будет взята под патронаж и защиту, а класс объединится вокруг юного вожака. Конечно, при этом важно еще верное направление со стороны взрослых.
В этой ситуации вопроса, как бороться с насилием, именно в этом классе уже не возникнет. Правда, это не отменяет возможности «войны» между различными классами, а также противостояния двух уретральных детей в одном классе, ведь вождь, как известно, может быть только один.
Главным способом по предупреждению насилия в школе является полноценное воспитание детей под контролем взрослых.
Чем отличается взрослый человек от ребенка? Чувством ответственности, которое бывает частным или коллективным. В условиях нашего менталитета оптимальным и наиболее естественным будет привитие коллективного чувства ответственности.
Каждый ребенок должен четко осознавать, что от его действий зависит определенный участок работы и даже в каком-то смысле судьба детского коллектива. Например, как хорошо они сумеют провести доклад по биологии или любому другому предмету, подготовиться к контрольной или, может, найдут, как помочь подтянуться долго болевшему ученику.
Малыш будет быстро развиваться и расти с правильными установками и отношением к обществу. Когда он станет взрослым, ему будет гораздо легче реализоваться и найти применение своим навыкам, проще и радостнее взаимодействовать с другими людьми, а в конечном итоге и быть счастливым. Однако этим не исчерпывается воспитание адекватного и счастливого человека.
О роли чтения
Чтение классической литературы, вызывающей сострадание и сопереживание, развивающей чувственность, — залог для создания глубоких, искренних отношений в коллективе, в которых не будет места неприязни, агрессии и тем более случаям насилия в школе.
Здесь есть один важный момент: насильственно привить любовь к чтению невозможно. Наоборот — подобный подход вызовет лишь отторжение литературы. А возможно, и полное отсутствие какого-либо желания интересоваться книгами в дальнейшем. И даже если ребенок и будет читать, то, скорее всего, с неохотой и без нужной вовлеченности в процесс.
Обучение любому навыку, в том числе и чтению, требует вовлечения, то есть создания таких условий, при которых ребенок будет получать удовольствие от самого процесса. Тогда он не только великолепно освоит всю школьную программу, но и с предвкушением будет искать, чего бы прочитать еще, особенно если он наделен звуковым или зрительным векторами.
Хорошим подспорьем, кроме классической литературы, в нравственном воспитании у подрастающего поколения могут послужить разного рода культурные и исторические мероприятия, вызывающие неподдельный интерес. Например, проведение литературных конкурсов, поэтических вечеров, посещение художественных выставок, подготовка и участие в марше Бессмертного полка и другое.
Еще одним важнейшим элементом консолидации не только общества и страны, но и отдельной школы является хорошее знание отечественной истории, всегда с акцентом на ее героизации, на подвигах и позитивных страницах былых дней.
Школа без насилия
Проблема насилия в школе комплексная, и у нее существует множество вариаций, возникающих в зависимости от ситуации в семье, школе и во дворе. Даже учитель «без царя в голове» может по причине своих состояний и особенностей характера стать ее источником.
Когда возникает насилие в школах — что делать и куда обращаться — важнейшие вопросы, требующие адекватного решения, если мы хотим вырастить психически здоровых детей, а значит, и поддержать здоровое состояние всего общества. К таким вопросам невозможно подходить однобоко, они требуют системного подхода.
Единственным по-настоящему всеобъемлющим и универсальным знанием, позволяющим понять, как бороться с насилием над детьми и не только, на всех возможных уровнях и источниках возникновения, является системно-векторная психология Юрия Бурлана.
Задачей учителей и родителей является не только обучение их нужным навыкам и умениям, но и своевременное привитие им высоких нравственных ориентиров, то есть воспитание.
Без подходящего именно этому человеку обучения, сообразно его векторам, впоследствии ему будет очень сложно найти себя в профессии, которая бы приносила ему чувство радости и удовлетворения.
Недостаточное внимание к воспитанию лишает человека способности строить нормальные отношения с людьми. Насилие в школе — это, без сомнения, психологическая проблема неправильного воспитания.
Порой, находясь в самом эпицентре проблемы, нам бывает тяжело представить, что бывает иначе. Это выходит за рамки нашего привычного мышления и остается окутанной дымкой несбыточной мечтой, абстракцией, обратной нашей действительности. Мы даже не догадываемся, что решение совсем рядом, стоит только протянуть руку.
Представьте себе дружный класс учеников, творческий, созидающий, объединенный единым порывом к знаниям, первыми проблемами и радостью взросления, обожающий своих учителей. Все это возможно. И это бывает следствием правильного воспитания, а самое главное — осознания, что такое человек, откуда он берется и к чему идет.
Множество людей получило свои невероятные результаты с детьми, что буквально развернуло их отношения на 180 градусов и без всякого преувеличения изменило судьбу этих семей навсегда. Вот один из отзывов после прохождения тренинга Системно-векторная психология Юрия Бурлана:
«Пришла на тренинг из-за сумасшедших проблем с ребенком, которые не могли решиться и не решались лет 7, поначалу мучила паническая мысль "как страшно все и запущено... я же не успею исправить ЭТО до пубертата, это невозможно!", еще и личных консультаций нет — ужас, безысходность, а как же я, а как же мы? Ребята, ЮРИЙ — УСПЕЛА!!! Результат — ребенка не узнать, сам себе удивляется. Из сумасшедшего монстра — в чуткого человечка.»
Что делать, если учитель не понимает своей роли защитника и организатора? Во 2 классе есть КЗ девочка. Уже с первого класса стала изгоем среди девочек, с которыми хочет играть. Принимают в игру только мальчики. Перейти в другой класс - не выход, потому ситуация может повториться.
Эту статью надо читать всем учителям. И родителям. Отлично написано!
Актуальная тема - сыну в школу на следующий год. Сама училась в школе, где никого активно не гнобили. Но сейчас вообще другое время и другие отношения людей у людям. Заставляет задуматься!
Очень важная тема! Если нам всем вместе удастся переломить тенденцию чудовищного насилия в школе, мы сможем изменить наше общество, отношения между взрослыми людьми, в семьях. Ведь давно известно, если хочешь изменить общество - измени детей.
Статья потрясла. Спасибо. У нас есть все шансы.
первобытной стае-и не дай Бог кто-то не понравится-одежда,поведение, внешность или недостаток физический-вот тогда-проблема. И безусловно-только от воспитания все зависит-и родители и учителя должны давать правильные ориентиры детям, чутко держать руку на пульсе жизни класса,все замечать и вовремя реагировать. А родители дома-со своим ребенком -надо строить доверительные отношения с раннего детства-тогда будем в курсе всех их"выживаний" в школьной саванне. Спасибо за статью!
Каких только проблем не решает школа. Одна сдача ЕГЭ чего стоит. А вот воспитание нравственности, чувственности - это, люди - наша с вами задача - людей взрослых по обе стороны баррикад. Родители и преподаватели должны объединиться именно в желании сделать жизнь детей счастливой - иначе мы лишаемся будущего, как страна, как народ...