Синдром раздраженного кишечника. «Не торопи меня, Мама!»
Синдром раздраженного кишечника у детей. Приметы времени
Увеличение количества заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей — примета времени. В практике детских врачей все чаще встречается диагноз «хронический гастрит», причем сейчас он диагностируется даже у дошкольников. Другое популярное заболевание у детей — синдром раздраженного кишечника. По результатам исследований, симптомы, характерные для синдрома раздраженного кишечника, предъявляют 6 % учащихся средних и 14 % учащихся старших классов, а также более 50 % детей, страдающих болями в животе.
Столь широкое распространение заболеваний желудочно-кишечного тракта у современного поколения врачи объясняют многими причинами, в числе которых называют увлечение детей фастфудом и продуктами с искусственными добавками, плохое питание в школьных столовых, переедание. Конечно, отмечается и роль стресса в развитии данных заболеваний.
Синдром раздраженного кишечника (другие его названия: «спастический колит» или «невроз толстой кишки») характеризуется схваткообразными болями в брюшной полости, в одних случаях — запорами, в других — диареей. Это заболевание относится к функциональным, то есть органические поражения не диагностируются, а в числе ведущих причин называются нервно-психические факторы, например неблагополучие в семье. Исследования психического состояния старшеклассников с синдромом раздраженного кишечника выявили, что тревожные и депрессивные состояния встречались у них чаще, чем у других детей. Наиболее распространенная причина болей при этом заболевании связана со спазмом различных отделов кишечника.
Все это данные официальной медицины. Однако только знания, полученные на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, позволяют выявить группу риска в развитии этих заболеваний. Это дети с анальным вектором, для которых психосоматические проблемы с желудочно-кишечным трактом являются наиболее характерными и часто встречающимися, что связано с их ведущей эрогенной зоной — анальным отверстием.
Причины возникновения синдрома
Человек получает наибольшее удовольствие при стимуляции своей эрогенной зоны, связанной с наличием того или иного вектора в психике. Для анальника подолгу сидеть в туалете — жизненная необходимость. Это успокаивает его, снимает стресс. Процесс очищения кишечника для него — самое важное дело, и лучше, если при этом никто не будет его торопить. Анальный ребенок будет стремиться много времени проводить на горшке, занимаясь параллельно своими делами: смотреть картинки, рисовать, играть. Ему важно довести процесс очищения до конца. Нужно давать ему такую возможность. Так он учится доводить любое начатое дело до конца.
Ритм анального ребенка медленный, неторопливый. Он все любит делать не спеша, с чувством, с толком, с расстановкой. Любое нарушение этого ритма — сдергивание с горшка, резкая смена обстановки, ситуации, когда родители или учителя подгоняют его, — приводят его в состояние стресса, который может вызывать спазм в любом из отделов желудочно-кишечного тракта, в том числе и спазмы сфинктеров. В зависимости от того, где эти спазмы будут иметь место, будет развиваться соответствующее психосоматическое заболевание. Это может быть заикание, гастрит, кишечные колики, запоры или поносы.
Пищеварительная система — самое слабое место анального человека. Любой стресс будет прежде всего отражаться на ее работе. В начале стрессовой ситуации у него может случиться понос, а длительный стресс приводит к запорам. Родной страх для анальника — это страх опозориться, когда он перестает контролировать процесс дефекации.
Анальный ребенок особенно болезненно реагирует на ситуации смены ритма, перемен, отрыва от матери. Это связано с бессознательной памятью о видовой роли анальника в архетипичной стае. Анальный человек — хранитель опыта, хозяин пещеры, защитник женщин и детей. Именно поэтому любая ситуация, требующая от него быстрой реакции и адаптации к новому, отрыва от привычной обстановки, приводит его в состояние ступора, невозможности действовать и в конечном счете к стрессу и психосоматическим заболеваниям.
С матерью у анального ребенка особая связь. Он, как никакие другие дети, привязан к ней и наиболее чувствителен к ее похвале или неодобрению. Разрыв с матерью может стать серьезным стрессом для анального ребенка. Непонимание потребностей ребенка мамой, имеющей контрарный кожный вектор, может стать причиной глубокой обиды, которую анальный человек пронесет через всю свою жизнь.
Все это стрессовые факторы, с которыми анальный ребенок может столкнуться в семье, но они не единственные, что способны ударить по самой слабой системе его организма.
Лечение раздраженного кишечника у детей
Мы живем в кожную фазу развития общества, когда быстрый ритм жизни, ценность успеха, приоритет количества над качеством ввергают людей с анальным вектором в состояние постоянного стресса. Их ритм и ценности прямо противоположны. Это касается не только взрослых, но и детей. Попадая в социум (детский сад, школу), они испытывают постоянное давление со стороны более адаптированных к требованиям времени кожников. Вокруг все куда-то спешат, бегут, успевают делать десять дел одновременно.
Анальный ребенок так не умеет. Он не успевает приспособиться. Он привык делать одно дело аккуратно, основательно и доводить его до конца. Он любит, когда его хвалят за хорошо сделанную работу. Но в обществе потребления похвала — это дефицит. Некогда, да и не является она ценностью для кожного человека. Не понимает он потребностей своего анального соседа по общежитию. Да еще и кличку обидную прикрепит — тормоз, лох.
Так что в детской среде анальный ребенок тоже имеет постоянный стресс. И дело здесь не в тревожности или депрессивности, свойственных зрительному и звуковому векторам, которые тоже могут стать причиной развития психосоматических заболеваний. Если речь идет о синдроме раздраженного кишечника, это все же заболевание стрессующего анального вектора. И поэтому оно становится все более распространенным среди детей в современном мире. Трудность адаптации анального ребенка к требованиям времени, непонимание его потребностей в семье и в школе — вот причина развития данного заболевания.
Это не значит, что мы должны оберегать ребенка от стрессов: не пускать в школу, например. Ему в любом случае нужно учиться жить в обществе, ранжироваться среди сверстников, то есть определять свою роль в общем процессе. Но взрослые должны иметь элементарные знания о потребностях детей и их основных желаниях, обусловленных векторами, и помогать им жить в этом мире. Тогда ребенок будет испытывать гораздо меньше стрессов, будет здоровым и счастливым.