Современная психология: тайны покупательского поведения
Давайте заглянем в Дом Одежды, обувной или ювелирный магазин. Наблюдая, как посетитель выбирает пальто или платье, ботинки, часы или украшения, можно узнать о человеке очень много интересного. Системный подход незаменим в любой области жизни. Он помогает не только раскрывать особенности покупательского поведения клиентов, находить индивидуальный подход, повышать качество обслуживания и эффективность продаж. Но в первую очередь дает возможность познакомиться с самим собой, своими неповторимыми качествами, решить множество проблем и вернуть в жизнь радость и удовольствие...
Если не все заняты в торговле, сфере услуг и ежедневно общаются с клиентами, то тем не менее каждый ходит в магазин, делает покупки, выбирает подарки.
Давайте заглянем в Дом Одежды, обувной или ювелирный магазин. Наблюдая, как посетитель выбирает пальто или платье, ботинки, часы или украшения, можно узнать о человеке очень много интересного.
Думаете, фантастика? Нет! Проверяем на практике знания, полученные на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Рассмотрим следующие моменты:
- Ценность покупки: стоимость, качество или внешний вид?
- Отношение к онлайн-шопингу.
- Особенности при выборе подарков.
Наши мысли и действия — результат наших желаний. Сами же желания определяются особенностями психики, данными от рождения. Существует восемь наборов желаний — векторов. Поговорим о некоторых из них.
Практичные и рациональные
Вам знакомы люди, которые редко делают подарки, а если делают, то скорее себе любимому?
В таком случае вы, вероятнее всего, имеете дело с обладателями кожного вектора.
В зависимости от степени развитости и реализации свойств вектора возможен определенный разброс.
От «зачем тратиться на кого-то, когда себе мало?» до редких, но эксклюзивных подарков, подчеркивающих материальный или общественный статус дарящего.
Между этими крайностями такой человек чаще всего рассуждает рационально: «Зачем разбрасываться деньгами на безделушки, лучше потратить на что-то полезное».
Поэтому не удивляйтесь, если вместо сумочки или браслета ваш избранник принесет в дом кухонный комбайн или хлебопечку. Не спешите искать в таком выборе подарка негативный подтекст. Скорее всего, желанием дарящего было сэкономить ваше время и силы, что для него самого является ценностью.
Такой человек экономен во всем. Перед походом в магазин он обычно листает рекламные проспекты, интересуется акциями, сезонными и прочими скидками.
Возможность быстро сравнить цены, поучаствовать в каком-нибудь рекламном розыгрыше или лотерее, выбрать доставку на дом — веские аргументы в пользу закупок в интернет-магазинах. Это отличный способ сократить расход времени и энергии и не потратить на покупку ни одной лишней копейки.
Финансовая стабильность — один из маркеров психологического комфорта обладателя кожного вектора. Ему важно знать, что денег хватит не только на сегодня, но и на завтра, и на «черный день». Поэтому он делает запасы. Это может быть счет в банке, выгодная недвижимость, кубышка под кроватью или впрок купленные на распродаже вещи.
Вкладывая деньги рационально, кожник испытывает позитивные эмоции. Но есть нюансы, которые кажутся исключениями из этого правила. Но только на первый взгляд.
Например, покупка дорогих брендовых вещей. Костюм от Versace, кеды Gucci, галстук от Burberry — можно подумать, что это неоправданные траты. Но не для человека, который стремится с помощью этих вещей обозначить свое финансовое благополучие, степень успеха и престижа. А это стоит денег. Как и все в этом мире. И кожник готов эту цену платить.
Или шопоголизм как одно из проявлений стресса в кожном векторе. Причины стресса могут быть различными. К примеру, человек не реализует свои врожденные свойства: занимается нелюбимой работой, находится «не на своем месте», что-то мешает карьерному росту, не дает воплотить в жизнь заветные желания. Или же недостает базового чувства защищенности и безопасности, необходимого для психологического баланса. Это может быть нестабильная обстановка в стране, на фирме или в семье, инфляция, грозящее увольнение или невыплаченные алименты.
Чтобы компенсировать душевный дискомфорт, включается программа, заложенная в кожную психику еще с первобытных времен, — «добыть и сохранить!» И человек скупает все подряд, либо охотясь за выгодными предложениями, либо просто про запас — «на выход», «на вырост», «а вдруг пригодится».
Такие приступы шопоголизма могут длиться до тех пор, пока не кончатся акции или деньги, или чередоваться с фазами исключительной экономии и аскетизма.
Приверженные традициям и старине
Люди с анальным вектором совсем иначе относятся к вещам, отличаются другим покупательским поведением.
Для них важнее всего качество товара, удобство и долговечность. Лучше иметь меньше вещей, но добротных. Современное перепроизводство, обилие дешевой, недоброкачественной, «одноразовой» продукции действует им на нервы.
«Вот раньше было качество — на века!» — вздыхают они неспроста. Их психика нацелена в прошлое: все, что было раньше, по определению лучше, чем сейчас. Иногда доходит до абсурда — в своем умилении прошлым человек с анальным вектором не замечает технического прогресса, отрицает преимущество новых технологий.
Часы с ручным заводом — один из таких примеров.
Ничего, что подобный счетчик времени никогда не сравнится по точности со своим электронным братом, зато это ручная работа, часовая традиция, штучный товар. А точность, скорость, количество — ценности кожников. Человек с анальностью никуда не спешит, все делает обстоятельно, качественно. И покупки выбирает по тем же свойствам.
Обладатели анального вектора не любители стаптывать ноги в многочасовых походах по магазинам, но все же предпочитают этот традиционный способ современному онлайн-шопингу. Товары и услуги, предлагаемые в интернете, часто вызывают недоверие и подозрительность. «Мало ли какие мошенники сидят по ту сторону экрана. Подсунут, обманут и глазом не моргнут. Им бы только денег сорвать побольше!»
Да и в обычном магазине такой человек долго приглядывается, примеривает, качает головой, вздыхает, потеет, мнется. Ему трудно сделать выбор. Нередко он берет с собой группу поддержки: жену, друга, маму, чтобы было с кем посоветоваться. Такой покупатель часто обращается к обслуживающему персоналу магазина с вопросами, ценит компетентность продавца или консультанта, прислушивается к авторитетному мнению специалиста. Но даже несмотря на безукоризненное обслуживание и достаточное количество времени на обдумывание, очень вероятно, что обладатель анального вектора не приобретет товар сразу, а пообещает подумать и вернуться в другой раз.
То же касается подарков. Никакой спешки, классические формы, лучшее качество. Нечто, что не выходит из моды, что можно передать по наследству. Чаще всего подарки приурочены к особым событиям, как например: окончание школы, юбилей, день свадьбы, рождение ребенка. Бессознательно дарящий стремится «заякорить» в памяти знаменательную дату.
Так же и с получением подарков — они дороги человеку с анальным вектором даже не сами по себе, а как память, дань уважения, символ благодарности, эквивалент заслуг.
И еще один важный момент. Состояние психологического комфорта такого человека — равенство. Всегда и во всем. Получив подарок определенной стоимости, он в свою очередь преподнесет подарившему что-то ровно на ту же сумму. Поэтому не удивляйтесь, если человек отказывается от дорогого подарка только потому, что не сможет ответить вам тем же.
Демонстративные и экстравагантные
Есть еще одна категория покупателей — люди спонтанные, эмоциональные, общительные, которые любят ходить по магазинам в поисках чего-то красивого, яркого, необычного. Так проявляют себя желания зрительного вектора.
Зрительник не особо интересуется ценой или качеством, его привлекает дизайн, цвет, принт. Главное, чтобы было красиво, модно, неординарно.
Он может часами листать журналы или рыться в интернете, изучая новые тренды, рассматривая фотографии моделей и звезд, пользоваться услугами виртуального стилиста или онлайн-примерочной. Но ничто не заменит живой прогулки по торговым улицам и закупочным центрам, бутикам или секонд хендам, когда можно не только подобрать интересный «прикид», но и себя показать и на людей посмотреть.
Психика такого человека демонстративна, направлена наружу. Он хочет быть замеченным, выделяться из толпы. В определенных состояниях, например когда терзают страхи или фобии, такая демонстрация может принимать довольно экстравагантный вид. От преувеличенного буйства красок в одежде, прическе, макияже до полной замены их исключительно черным цветом.
Люди со зрительным вектором любят и дарить, и получать подарки. Многие считают, что для подарков не нужен особый повод, достаточно желания порадовать или удивить дорогого человека.
Ведь подарок — это всегда эмоция, знак внимания, отклик, взаимодействие с другим человеком. Здесь важна не цена, а душевный порыв. Пусть безделушка, но от всего сердца.
Такие люди радуются сами и часто выбирают для других символичные подарки, с эзотерическим или религиозным подтекстом. Сердечки, подковки, звездочки, крестики, знаки зодиака по мнению впечатлительных зрительников способны приносить счастье или удачу, хранить от сглаза, придавать силу.
Большое значение имеет и упаковка. Специальная бумага, ленточки, цветы, стразы — чем ярче, тем лучше.
Радость взаимопонимания
Узнаваемо? Системный подход незаменим в любой области жизни. Он помогает не только раскрывать особенности покупательского поведения клиентов, находить индивидуальный подход, повышать качество обслуживания и эффективность продаж. Но в первую очередь дает возможность познакомиться с самим собой, своими неповторимыми качествами, решить множество проблем и вернуть в жизнь радость и удовольствие.
Знания — самый ценный товар и самая стоящая инвестиция! Проверено временем и подтверждено тысячами результатов тех, кто уже прошел тренинг.
Вот несколько отзывов по обе стороны прилавка:
«Денег в кошельке стало больше, хотя источников дохода пока не прибавилось. За счет чего, спросите вы, такие перемены? За счет того, что я престала ходить на бесполезные для меня тренинги, шопоголизм отплыл куда-то в небытие, я стала меньше покупать продуктов - не потому, что я стала меньше кушать, а потому, что перестала вестись на всякие рекламные акции...»
«Только на тренинге я поняла, что это — проблема. Носится по всем иностранным интернет магазинам во время распродаж и хватать все, что не нужно, но оооочень дешево стоит или идет с большой скидкой, или просто надо успеть, пока не купили другие — это проблема. Скупать в магазине ненужные продукты по акции 5 по цене 4 и т.д. — это проблема. Когда у тебя дома шкаф ломится от ненужной, неподходящей, зато дешево купленной одежды — это проблема. Когда у твоего ребенка 5 пар обуви на один сезон, потому что были скидки — это проблема !!!!!!! Это проблема нереализованного кожного вектора, и я смогла ее решить...»
«К каждому покупателю у нас индивидуальный подход. Есть люди, которых нужно обслужить быстро. Для них время — деньги. За ценой они не постоят — лишь бы престижную вещь купить. Скидки очень для них важны. А другим спешить некуда. Они очень обстоятельны и выбирают добротные и качественные вещи. Значит, набираемся терпения и рассказываем о качестве и разных подробных деталях. И так 8 типов покупателей. Каждому продаем то, что ему точно подойдет...»