«Степной волк» на болотах. Или когда ты не к месту на этой планете
Гарри Галлеру, герою романа «Степной волк», сложнее. Он живет «с сердцем, тяжелым от грусти, от отчаянной тоски по жизни, по действительности, по смыслу, по невозвратно потерянному». Часто он хочет эту жизнь закончить и ищет способ, как быстро умереть. В материальном мире его ничего не держит. И возникает иллюзия, что пробраться к первопричине можно не путем своей сознательной работы, а через черный ход — покончив жизнь самоубийством...
Когда ищешь пятый угол, когда сама форма жизни кажется тесной для твоего разума, а люди — тупыми и ограниченными, когда ты — другой, но вырваться из этого пустого мирка не можешь…Тогда не остается иного выбора, кроме как понять, что происходит в душе. Сейчас для этого есть ресурсы.
Гарри Галлеру, герою романа «Степной волк», сложнее. Он живет «с сердцем, тяжелым от грусти, от отчаянной тоски по жизни, по действительности, по смыслу, по невозвратно потерянному». Часто он хочет эту жизнь закончить и ищет способ, как быстро умереть. Потом вновь наощупь пытается поймать спасительную нить, которая ведет то ли к спасению, то ли к сумасшествию.
Автор романа, Герман Гессе, сам знал эти состояния не понаслышке. Он искал, он маялся, он пытался покончить с собой, он попадал в психиатрическую клинику, он ходил на сеансы психоанализа к Йозефу Лангу, он писал, он пытался раскрыть истинные причины тяжелых внутренних состояний.
Писатель активно изучал работы крупнейших психоаналитиков ХХ века — З. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга. Он считал: «Когда найдено объяснение страхам, ложным представлениям, подавленным инстинктам, то жизнь и личность предстают в своем более высоком и чистом значении». Произведения Гессе пронизаны душевным поиском.
В XXI веке все причины и следствия внутренних противоречий раскрыты Системно-векторной психологией Юрия Бурлана. Тренинг позволяет понять метущегося внутри самого себя героя романа, а заодно заглянуть в глубины собственной непознанной души.
«Жалкая, растерзанная противоречиями жизнь»
Гарри считал, что его сущность вмещала в себя человека и Степного волка. И они никак не уживались внутри. Когда Гарри-человек делал что-то доброе и благородное, волк в нем высокомерно насмехался и скалил зубы. Когда же волк оголял свою дикую природу, проявлял неприязнь к другим, человеческая половина укоряла и стыдила зверя. Покоя не было никогда.
Системно это объяснимо тем, что в психике героя заложены свойства зрительного и звукового векторов. Первый делает из него чувственного экстраверта — он от природы тянется к другим людям, выступает за мир во всем мире, интересуется искусством, тонко чувствует. Второй же вектор превращает Гарри в тотального интроверта, который не терпит мелочности помыслов окружающих и ищет суть бытия в самом себе.
Но самое тяжелое — не сочетание в герое полярных качеств как таковое, а груз в душе, возникший от невозможности наполнить громадные по объему желания звукового вектора. Отчего он все больше идентифицирует себя с обреченным на боль и одиночество волком, непонятым другими людьми.
«Имелись еще десятки тысяч других, неизвестных картин и звуков, чьей родиной, чьим видящим оком и чутким ухом была единственно моя душа».
А в душе у волка
«Один из признаков Степного волка состоял в том, что он был человек вечерний… По утрам ему никогда не приходило в голову хороших мыслей».
Ночной образ жизни характерен не только для волков. Ночь для звуковиков — время особенной охоты, охоты на мысли . Именно сосредоточенно думать — их природная задача. Когда они выполняют ее хотя бы отчасти, им становится легче. Звуковики созданы осмысливать. Когда-то им было достаточно философии, физики, музыки, литературы. Но желание растет с каждым поколением. И звуковик требует от самого себя найти четкое обоснование пребывания на земле. Только у него есть для этого необходимый ресурс — абстрактный интеллект, который гонит его за ночной добычей разума, не давая уснуть.
«Но какой-то смысл в моей дурацкой жизни все-таки был, что-то во мне отвечало на зов из далеких высот, что-то улавливало его».
«Страстная потребность в одиночестве»
Кто-то любил Гарри, кто-то ценил его ум, кто-то жаждал общения с ним, кто-то хотел приструнить, кто-то просто быть рядом — он же больше всего ценил независимость. Гарри хотел остаться один, чтобы не мешали думать, не отвлекали своими мелкими мещанскими проблемками.
Звуковику кажутся мизерными стремления других людей. Для него мир крутится вокруг его мыслительного процесса. Но, замыкаясь на самом себе, он перестает видеть общую траекторию. И из замкнутого круга вырваться к другим не может, не преодолев уничижительного к ним отношения.
Уединение, к которому стремилось его звуковое естество, завело его в тупик. «Мир каким-то зловещим образом оставил его в покое» — задыхаться «во все более разряженном воздухе одиночества и изоляции».
Однажды он попытался освободиться от собственного заточения, приняв приглашение старого знакомого, но нахамил его семье на обеде. Гарри понял, что уже не способен к нормальным контактам. Он был один, с кем бы рядом ни находился. Ему не хватало глубокого единения с человеком, но он был слишком тяжел, чтобы кто-то захотел настолько сблизиться с ним.
«Ускользание среды» все больше подводило Гарри к тому, чтобы воспользоваться своим правом выбора.
«Принадлежность к самоубийцам»
Гарри назначает день своего пятидесятилетия днем освобождения от тягот жизни в теле. В моменты погружения в кромешную душевную пустоту он готовит острую бритву. «В мысли о том, что он волен умереть в любую минуту, он находил опору и утешение».
Вся мыслительная мощь звуковика обращена в мир метафизический. Он стремится постичь мироздание и свое место в нем. Но, не выходя за пределы собственных рассуждений, он не способен эту задачу выполнить. От чего испытывает колоссальную душевную боль, вплоть до глобальной претензии к создателю:
«Вся жизнь человеческая — просто злая ошибка, выкидыш праматери, дикий, ужасающе неудачный эксперимент».
В материальном мире его ничего не держит. И возникает иллюзия, что пробраться к первопричине можно не путем своей сознательной работы, а через черный ход — покончив жизнь самоубийством.
Ни одно живое существо в природе не способно заставить себя выпрыгнуть в окно. Решиться на это может только человек. Это является доказательством его свободы выбора и воли. Выбрать жизнь и найти в ней осмысленность или выбрать смерть. Гарри казалось, что второй путь, по крайней мере, избавит от страданий.
«Магический театр только для сумасшедших»
«Ты слишком требователен и голоден для этого простого, ленивого, непритязательного сегодняшнего мира, он отбросит тебя, у тебя на одно измерение больше, чем ему нужно».
В поисках себя Гарри попадает в «Магический театр». И оказывается в круговороте событий, иллюзий и страхов внутри себя самого. Это мир, где ты не способен контролировать дикость и неуемность своего подсознания. Где не различишь — игра это или реальность, где на арену цирка выходит неприглядная изнанка твоей души.
Индивидуальное сознание — крохотное по сравнению с огромным объемом психики всего человеческого вида. Именно ее постижение нужно звуковику, но он — взаперти. Его разум в одиночку не может охватить то, чего так желает.
При этом только звуковик обладает органом восприятия другой реальности. Пять органов чувств ощущают частицу, и только звук — волну. На чувственном уровне его тончайший слух улавливает вибрации звуков, создает музыку, на сознательном —постигает и генерирует смыслы. Воспринимает мир причин.
Стремление к познанию метафизической реальности — психики человека — заводит звуковиков в игры разума. Нередко, стремясь к изменению состояния сознания, искатели смыслов принимают наркотики, чтобы расширить границы своего осознания. Но возникает обратный эффект. Суть ускользает из отуманенного рассудка.
Самое страшное для звуковика — это сойти с ума. Контролировать свое сознание — значит, напротив, быть способным постичь скрытый смысл жизни. Вытравить из себя звукового волка не получится. Но получится понять, почему он заскулил внутри. И тогда реально нестись со своим мыслительным зверем навстречу степным ветрам новых открытий о человеке.
«Мы выпали из природы и висим в пустоте» не просто так
Психика — это желание. Желание звуковика — это смысл. Когда психика ищет смысл жизни и не наполняется, она невероятно страдает. Возникает депрессия. Она толкает звуковика развиваться в свою противоположность — от нелюдимого отшельника, зацикленного на себе, в человека, который способен постичь общий замысел всего человечества. Сосредоточение на других раскрывает звукового гения. На себе — несчастного человека вне целостной системы.
Одни звуковики пишут о своей боли, другие звуковики находят в этих описаниях свое отражение, но ни у тех, ни у других сама боль никуда не девается. Мы кричим о своих нехватках. Громко или безмолвно. Кто-то бросается на людей, кто-то прячется от них, кто-то хочет умереть, кто-то хочет убить — все хотят, чтобы стало небольно.
Системно-векторная психология позволяет осознать суть проблемы звукового поиска. И тогда появляются мысли о том, как наполнить свое существование большим смыслом, без которого для звуковика каждый вдох — боль.
Гессе мечтал: « Если бы у нас была наука, обладающая достаточным мужеством и достаточным чувством ответственности, чтобы заниматься человеком, а не просто механизмами жизненных процессов…» Теперь есть такая наука. Узнать о ней больше вы можете на бесплатном-онлайн тренинге.
Корректор: Наталья Коновалова
Состояния знакомые. Очень.
Особенно до СВП.
Сейчас бывает "проскальзывают", но уже их осознаешь, отлавливаешь, понимаешь и принимаешь. и самое главное - знаешь откуда они пришли и что с ними делать.
Очень сильная статья!
Спасибо, Татьяна!
Поразительные совпадения состояний. Как интересно всё переплетается. Личные состояния, слова Гессе и то что всё это можно понять изучая СВП. Звуковой вектор впечатляет.
Таня, шикарные описания состояний. Настолько реальные, что даже при чтении ощущаются. Хорошо, что сейчас мы знаем где выход из этого сумрака. Спасибо за статью! Впечатляет!
"Гессе мечтал: « Если бы у нас была наука, обладающая достаточным мужеством и достаточным чувством ответственности, чтобы заниматься человеком, а не просто механизмами жизненных процессов…»-какая глубокая статья! Тяжело,гнетуще и безысходно бывает такому человеку, со звуковым вектором. и как хорошо,что теперь есть такая наука, которая открывает нам мир вокруг и саму жизнь. спасибо за статью!