Тенденции развития социально-гуманитарной сферы: системно-векторная психология Юрия Бурлана
Человек и общество – две неотъемлемые друг от друга составляющие единого целого, их рассмотрение и описание возможно только как взаимосвязанных, взаимообусловливающих реалий. Новая системная работа в сборнике материалов международной научно-практической конференции "Бытие науки и жизнь научного сообщества".
Новая системная работа напечатана в сборнике материалов международной научно-практической конференции, среди организаторов которой – Министерство образования и науки Российской Федерации, Южно-Уральское отделение Российского философского общества, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и др.
(ISBN 978-5-4463-0039-6)
Полный текст, напечатанный на стр.179-185 в сборнике конференции, представляем здесь:
Социально-гуманитарное познание ориентировано в своем исследовательском поиске на выявление особых оснований (структур, сущности), которые определяли бы природу бытия социальности. Экспликация социальной статики и социальной динамики нуждается в выявлении и описании внутренних законов жизни общества и человека, обнаруживающихся в богатой фактической картине социальной действительности, различных изменениях, событиях, состояниях человека и общества. При этом, на наш взгляд, очевидно, что общество в многообразии своих проявлений представляет изменяющееся бытие человека, а человек, реализуя свои личностные потребности и ценности в обществе, образует и воспроизводит устройство и способы функционирования бытия общества. Отсюда следует, что для выяснения внутренних интенций и механизмов существования человека и общества необходимо рассматривать их в презентативной связанности. Такой методологический принцип инкорпорированности человека и общества важен как в тех случаях, когда исследователь берется за описание генеалогии общественной жизни, ее состояний и тенденций развития, так и тогда, когда предметом научного дискурса становится сущность и существование человека. Человек и общество – две неотъемлемые друг от друга составляющие единого целого, их рассмотрение и описание возможно только как взаимосвязанных, взаимообусловливающих реалий.
Специфика методологии социально-гуманитарного корпуса наук определяется особенностями предмета, к обнаружению и объяснению которого данная методология ищет подходы. Сложностью предмета наук о человеке и обществе обусловлено множественность описывающих его концепций, противоречивость определений, неоднозначность результатов научных изысканий. Так или иначе, исследователи прошлого и современности выражают понимание того, что искомое ими – это скрытые движущие силы (или сила), метафизические, но вместе с тем проявляющиеся очевидным, естественным образом, действием которых можно объяснить специфические проявления человеческого бытия, особенности взаимодействия человека, общества и природы: сознание, язык, целесообразная деятельность, мораль, общественное устройство, культуру. Какие бы концепции, объясняющие происхождение человека и общества, мы не взяли: натурализм (Ч. Дарвин, Ж.-Б. Ламарк) эволюционизм (Л. Морган, Э. Тэйлор, Дж. Фрезер), социологизм (Э. Дюркгейм, А. Рэдклиф-Браун), функционализм (Б. Малиновский, Э. Эванс-Пичард), антропологизм (Ф. Боас, М. Мосс, Л. Уайт), структурализм (К. Леви-Стросс, К. Юнг, Ф. Соссюр), - в каждой из них наблюдаются тенденции к выделению внутренних (психических, душевных, ментальных) структур, характерных именно для человека, воспроизводимых им в организации индивидуальной и социальной жизни.
В системно-векторной психологии Юрий Бурлан раскрывает механизмы функционирования бессознательного. Бессознательное и является той самой неизвестной, которая показывается нам в уравнениях личных переживаний и социальных событий, глобальных изменениях. Устройство психического, жизнь бессознательного базируется на известном с давних времен принципе – принципе удовольствия. В основе потребностей человека как индивидуума или представителя коллектива лежит реализация этого базового стремления. Развитие культуры раскрывается как история развития коллективного желания жить, чтобы получать удовольствие. Системно-векторная психология показывает, что желание – это и есть та основа, которая составляет личность человека, ментальность народа, ту или иную историческую эпоху. Структура желаний, скрытая в бессознательном, их взаимосвязь и взаимное развитие раскрывается в формировании уникального жизненного сценария индивидуума, просвечивает в социальной динамике как ее внутренняя движущая сила. Задача в том, чтобы правильно эти желания дифференцировать. И она получает в системно-векторной психологии свое решение, правомерность которого подтверждает повторяемость наблюдений и результатов.
Инкорпорированность человека и общества наглядно прослеживается в развитии социальных отношений и практик, в основе которого лежат четко отслеживаемые системно-векторной психологией психические структуры. Взаимосвязь личного и коллективного психического (системы желаний и свойств) раскрывается в концепте системно-векторной психологии «видовая роль». Это такая исторически развивающаяся функция, реализуемая человеком в конкретном коллективе и обществе в целом в определенный исторический период («формацию»), неизменное основание которой фундируют естественные желания и необходимые для их воплощения психо-физические свойства.
Для понимания механизма распределения и функционирования в коллективе (как первобытном, так и современном) видовых ролей необходимо представление о психическом как целостном, едином и имеющем восьмимерную природу. Связь психического с естественным (природным, телесным) фиксируется в ключевой для системно-векторной категории «вектор», который определяется как совокупность врождённых свойств, желаний, способностей, определяющих мышление человека, его ценности и способ движения по жизни. Каждому вектору соответствует особо чувствительная телесная зона, называемая, как и в классическом психоанализе, «эрогенной зоной». Всего существует восемь системных векторов (и восемь эрогенных зон): кожный, мышечный, анальный, уретральный, зрительный, звуковой, оральный, обонятельный. Все вместе они составляют единую восьмимерную матрицу бессознательного, раскрывающегося в индивидуальной и коллективной жизни.
Наблюдения связи между свойствами характера с некоторыми определенными, особо чувствительными участками тела было теоретически выражены еще Зигмундом Фрейдом, основателем классического психоанализа, ученым, совершившим настоящую революцию в социально-гуманитарном познании своего времени. Структура бессознательного, о существовании которой догадывался Фрейд, до настоящего времени оставалась тайной комнатой. В своей последней книге «Новые рубежи человеческой природы» А. Маслоу писал: «Я утверждаю, что описанные мною базовые потребности и метапотребности также представляют собой биологические потребности в строгом смысле этого слова: лишения, препятствующие их удовлетворению, приводят к болезням. <…> Рассматриваемые потребности связаны с основной структурой самого организма, сюда вовлечена некоторая генетическая основа, сколь бы слаба она не была. Это придает мне также уверенность в том, что в один прекрасный день будут открыты биохимические, неврологические, эндокринные субстраты или телесные механизмы, которые объяснят на биологическом уровне эти потребности и эти болезни» [2, с. 33].
Предположения психологов, антропологов, философов сегодня получили подтверждение и свою практическую значимость на принципиально новом уровне в разрабатываемой Юрием Бурланом концепции векторного устройства психики человека. Взаимосвязь телесных механизмов и потребностей (как биологического, так и социального порядка), характера и его телесной выраженности в системно-векторной психологии впервые показана со всей очевидностью, проверяемостью, однозначностью. Принцип удовольствия как движущий принцип всех потребностей человека и общества раскрывается в непосредственной связи души («psychē » - душа) и тела, и только в этой связи выражается. Междисциплинарный подход, применяемый системно-векторной психологией, позволяет убедиться в точности системных выводов в смежных с психологией областях, в том числе естественно-научных, и, что наиболее важно, найти в них сферу непосредственного применения.
«Великое изменение психологического подхода неизбежно, – предсказывал Карл Юнг в интервью 1959 года, – это определенно, потому что мы больше нуждаемся в психологии, мы больше нуждаемся в познании человеческой природы... Мы ничего не знаем о человеке – ничтожно мало». Источником всего грядущего зла или блага является психика человека, и Юнг вполне обоснованно тревожился, сознавая, что человечество этого не понимает.
«Я есть то, что я есть», – до момента такого прозрения человек ходит, словно в тумане, проживая не свою, но чужую жизнь, испытывая от этого колоссальные душевные страдания, приобретая загадочные (а на самом деле психически обусловленные) соматические расстройства и болезни. Самосознание – способ выйти из тумана, отделить себя от других людей и вещей, обретая самоидентичность и выстраивая на ее основе адекватную природе своих желаний и свойств самоактуализацию. Самосознание – это дверь к осознанию психического, скрытого в бессознательном. «Я полагаю, что помочь индивиду двигаться к полной человечности можно только через познание им своей идентичности», – писал А. Маслоу. Психология провозглашает приоритет задачи в познании самого себя, проблема поиска идентичности признается как архиважная, первостепенная. Только психически здоровый человек, самоактуализирующийся, реализованный может создавать здоровое «хорошее» общество. Сегодня мы видим, как обозначенные проблемы получают решения.
Самосознание как раскрытие собственного психического, расшифровка коллективного и индивидуального бессознательного обеспечивается системно-векторной психологией через разработку особого языка, особой методологии. На базе системно-векторного психоанализа получают объяснение негативные явления современного общества, причины психического дискомфорта и неудовлетворенности человека, выражающихся коллективными фрустрациями, преступлениями: рост детского суицида, подростковой преступности, распад семейных отношений, наркомания, алкоголизм, коррупция, антигосударственные настроения населения России и проч. Кроме постановки проблем в системно-векторной психологии Юрия Бурлана есть ответы, как возможно их решение. Важнейшим достоинством системно-векторной психологии является основанная на понимании объективных законов функционирования психического способность замечать тенденции развития событий и состояний, видеть зачатки будущих структурных изменений, касающихся частного и коллективного. Все это может послужить мощным фундаментом для интенсивного развития социально-гуманитарных наук и, главное, позитивных социальных изменений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Системные описания в психологии.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984.
2. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. / Пер. с англ. – 2-у изд., испр. – М.: Смысл: альпина нон-фикшн, 2011. – 496 с.
3. Очирова В.Б, Голдобина Л.А. Психология личности: векторы реализации принципа наслаждения. // «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии»: материалы VII международной заочной научно-практической конференции. Часть III. (21 ноября 2012г.) – Москва: Изд. «Международный центр науки и образования», 2012. – с.108-112.
4. Очирова В.Б. Инновации в психологии: восьмимерная проекция принципа наслаждения. // Сборник трудов I Международной научно-практической конференции «Новое слово в науке и практике: Гипотезы и апробации результатов исследований»; Новосибирск, 2012.- с.97-102.
5. Фрейд З. и др. Эротика: психоанализ и учение о характерах. – СПб.: Издательство А.Голода, 2003.
Радуюсь каждой новой системной публикации. Системно-векторная психология Юрия Бурлана на сегодняшний день пожалуй единственная психотерапевтическая методика, дающая массовые устойчивые положительные результаты. Внедрение в широкую практику этого метода позволит кардинально решить многие наболевшие проблемы общества и каждого отдельного человека.