Трагедия в Ивантеевке: что делать, чтобы предотвратить. Советы психолога
Мы стараемся защитить школу от внешнего врага. А если враг находится внутри головы самого школьника, помогут ли эти меры защиты?
5 сентября 2017 года ученик 9 класса Михаил пришел на урок информатики с оружием, самодельными бомбами и твердым намерением расправиться с одноклассниками, а потом убить себя. На учительницу, которая пыталась его выставить из класса за неподобающий вид, он напал с кухонным топором и травматическим ружьем. Часть одноклассников успела закрыться в подсобке, остальные пытались выпрыгнуть в окна второго этажа.
По счастливой случайности убитых нет. Учительница с огнестрельным ранением и открытой черепно-мозговой травмой и переломы у троих ребят, выпрыгнувших из окна.
Как часто наше общество будут сотрясать подобные истории? Где гарантия, что очередной такой стрелок не появится в вашей или нашей школе? Что делать, чтобы предотвратить трагедию?
Родители боятся отпускать в школу своих детей. Учителя боятся приходить на занятия и поворачиваться к детям спиной, когда надо написать что-то на доске. Дети продолжают троллить друг друга в соцсетях и в реальной жизни.
К каждому ребенку охрану не поставишь. Школу и так уже практически превратили в учреждение закрытого типа: турникеты, чипы, охрана. Родителей пускают внутрь только по паспорту. Осталось поставить металлодетекторы и натянуть колючую проволоку. Мы стараемся защитить школу от внешнего врага. А если враг находится внутри головы самого школьника, помогут ли эти меры защиты?
Боюсь, что нет. Недавний случай в Минске подтверждает это: студент Владислав Казакевич 8 октября 2016 года устроил резню в торговом центре. За день до этого, когда студент Казакевич с тем же намерением пришел в родной вуз, его одногруппников от расправы спасла простая случайность: бензопила, с которой он пришел резать людей, не завелась. Не получилось в аудитории – пошел в торговый центр.
Сейчас, как обычно, пытаются найти виноватого. Охранник, родители, психологи, психиатр, учительница, директор… Виноватых, конечно, найдут и накажут. Но общество трясет: налицо огромная проблема. Если мы сейчас не поймем, что происходит, вскоре мы окажемся в мире, в котором вынуждены будем бояться друг друга везде – на улице, в транспорте, в магазинах, ведь потенциально опасным может оказаться кто угодно – даже ребенок.
Никому не нужный
Михаил был странным. Но странный – это ведь не диагноз, так ведь? С ним вроде бы работал школьный психолог по поводу суицидальных мыслей, потому что обнаружилось, что подросток состоял в группе смерти. Но ничего угрожающего жизни ребенка не обнаружил.
Его аккаунт в соцсети пестрит оружием. Но кто из мальчишек не любит оружие? Также он писал депрессивные посты. Но кто из современных подростков не размещает у себя на страничке депрессивные посты? Так что, ничего особенного?
Особенности есть. В классе у него не было друзей. И в школе не было. И даже в соцсетях не было. Вообще, одноклассники старались его не замечать. Родители «приучали» его к самостоятельности и тоже в его жизнь не вмешивались. Даже когда в начальной школе одноклассники разбили ему третьи очки, отец сказал: «Разбирайся сам». Парень не был нужен никому. И даже электронный дневник, который он вел и в котором писал обо всем, что его волнует, никто не читал.
Мог стать гением, а стал злодеем
Ведь этот девятиклассник был не отморозок какой-то из маргинальных слоев, наоборот, далеко не дурак. Мысли, часть из которых вообще записал на английском, манера выражаться, вопросы, которые он ставил, его замкнутость и отстраненность от окружающих выдают в нем наличие звукового вектора.
Ребенок со звуковым вектором. Кому-то это фраза ничего не скажет, а человек, знакомый с системно-векторной психологией Юрия Бурлана, поймет все. И то, что он всегда отличался от одноклассников, что был замкнут и как бы не от мира сего, и даже то, что одноклассники его травили в школе, а родители с детства не понимали.
Такой ребенок при правильном развитии свойств его звукового вектора мог бы стать победителем школьных олимпиад, а потом окончил бы вуз и своими идеями и трудом внес бы огромный вклад в отечественную науку и экономику, и стал бы гордостью для своих родителей и школы.
Но этого с ним уже не случится. Потому что неверные ориентиры в воспитании уже не дадут ему развиться в полноценного члена общества. Хотя, кто знает, шансы, хоть и небольшие, у него еще пока есть. Как говорит системно-векторная психология, векторальные свойства ребенка могут быть развиты до окончания пубертата, а Михаил пока еще стоит на его границе.
Но винить родителей уже не имеет смысла, они сами в каком-то смысле – пострадавшая сторона. Если бы они знали, как воспитывать такого особенного ребенка со звуковым вектором, все, возможно, сложилось бы по-другому.
А вот о школе и ее роли в этой трагедии хотелось бы поговорить отдельно.
Каждый сам за себя
Он всем рассказывал о своем намерении. Своими словами, постами в интернете, интересами, своим поведением, он буквально кричал о помощи. Но никто не понял его и в очередной раз не обратил внимания.
Детский коллектив, если взрослый не объединит его на основе общей цели и совместной деятельности, объединяется по архетипичному принципу против самого слабого – класс начинает травить его или того, кто чем-то не похож на остальных. Мишу травили в классе с начальной школы. То, что учителя с младших классов «не замечали» этой травли и изоляции ребенка, говорит об огромной проблеме в нашей системе образования.
Ученик предоставлен сам себе, он «потребитель образовательных услуг». Учитель поставлен в положение «продавца знаний», а никак не воспитателя человеческих душ. Дружные призывы и робкие попытки увеличить учителям зарплату ни к чему не приводят, так как в обществе продолжает жить иллюзия возможности «индивидуального счастья». Каждый хочет быть счастлив сам по себе, а если кому-то плохо, то «это его проблемы» и «я здесь ни при чем».
В школе необходимо учить детей «жить среди людей»
Главный психиатр Минздрава России Зураб Кекелидзе считает, что психические расстройства и аномалии психического развития присутствуют у 60% дошкольников и 70-80% российских школьников. Это он еще у взрослых не считал!
Мы же не можем к каждому ребенку приставить по психологу! Школьные психологи тонут в отчетах и статистике, они по уши заняты психологической диагностикой, трудозатратной и совершенно неэффективной. Понятно, что надо менять всю систему образования и воспитания подрастающего поколения.
От учителя требуют только показатели, показатели, показатели. Но в современной реальности научиться чему угодно можно и в интернете, а вот стать человеком – только среди других людей.
Самый первый и самый заметный признак психологических проблем у ребенка – это дезадаптация в школьном коллективе. Это сразу заметно учителю, который работает с классом. Только вот созданием этого самого школьного коллектива нужно специально заниматься!
Чиновники от образования и сами педагоги, хотя бы из чувства самосохранения, должны понять, что первоочередная функция школы – воспитание личности. Личность формируется только в коллективе.
Необходимо заново создавать систему воспитательной работы в школах, не заорганизованную, живую, соответствующую современному динамичному времени, которая бы объединяла ребят не на неприязни к ближнему, а на основе созидательных целей. Для этого нужно использовать наработанный педагогический опыт, а также новейшие достижения современной педагогической и психологической науки.
Системно-векторная психология Юрия Бурлана детально показывает механизмы, принципы и способы формирования коллектива, а также позволяет понимать изнутри психику детей, особенности их взаимодействия с родителями и сверстниками, дает возможность коррекции психических нарушений на самом раннем этапе их возникновения.
Понять, где в классе идет нормальный процесс ранжирования, а где безжалостная травля. Объединить ребят для начала на совместном приеме пищи, а потом на совместном позитивном действии. Вовремя подтолкнуть, направить, оградить ребенка от негативных факторов – все эти задачи становятся понятны и выполнимы для учителя, обладающего системными знаниями.
Например, ребенок с уретральным вектором, за которым идет весь класс, может стать для учителя в классе врагом или помощником номер один. Этот ребенок – природный вождь, и поэтому общение с ним нужно выстраивать так, чтобы он был союзником. То есть напоминать ему об ответственности за всех: «Если не ты, то кто же?»
Подсказать родителям, что мальчика с кожно-зрительной связкой векторов не надо отдавать на хоккей, где его не будут считать за мужика, а записать на фигурное катание или в театральную студию, где все девочки будут от него без ума. А мальчика с анально-звуковой связкой (как у нашего героя) ни в коем случае нельзя оскорблять (так как свойство анального вектора – это обидчивость и хорошая память) и кричать на него (так как звуковой вектор дает особую чувствительность к звукам и особенно негативным смыслам). А нужно, наоборот, справедливо хвалить его за успехи, создавать ему звуковую экологию дома и ограждать от криков и шума. В школе давать задания повышенного уровня трудности, и тогда такой ребенок школу будет любить, а не ненавидеть.
Системно-векторная психология позволяет найти к каждому ребенку индивидуальный подход, не упуская главного – его способность жить среди других людей.
Что делать родителям?
Школьная система не перестроится по мановению волшебной палочки или по приказу сверху. Учителя не станут вдруг чуткими и понимающими. Понятно, что у всех свои заботы, работа, бизнес. Но чужие дети – это люди, среди которых придется жить нашим детям. Мы не сможем изолировать своих «хороших» от чужих «плохих».
Поэтому если вы умный родитель, вы будете учить своих детей в школе делиться конфетами и бутербродами, помогать друг другу в учебе, защищать девочек и малышей, отвечать за все, что происходит в школе. Будете ходить на родительские собрания и совместно придумывать мероприятия не для того, чтобы еще лучше развлечь своих ненаглядных отпрысков, а чтобы увлечь их чем-то полезным и интересным. Будете помогать социально неблагополучным детям в вашем классе, а не просить перевести такого ребенка в другую школу. Начнете изучать системно-векторную психологию, чтобы, наконец, научиться понимать современных детей.
Без нашего с вами участия школа не сделает наших детей любящими, понимающими, добрыми, активными, сознательными и счастливыми.
Хватит искать виноватых и ругать правительство. Чем раньше в нашем обществе утвердится установка, что у нас нет своих и чужих детей, все дети – наши, тем больше наша надежда на свободное и безопасное общество для нас и наших детей.
Такие случаи будут учащиться и повторяться, если МЫ С ВАМИ не сделаем все возможное и зависящее только от нас, чтобы обязательно донести эту статью - хотя бы до ближайшей школы, хотя бы до класса, где учится ребенок. Хотя бы до товарища или коллеги, у которого есть ребенок, хотя бы до знакомого учителя, если он присутствует в вашей жизни. Но ведь МЫ ЭТО СДЕЛАЕМ, Андрей? И значит таких случаев станет меньше хотя бы вокруг НАС. Это обязательно привлечет внимание к себе - в свое время...передачу опыта еще никто не отменял...
Такие случаи будут непременно повторяться и учащаться. И так до тех пор пока "каждый" не ощутит свой личный ущерб от этого. Пока ужас и ад не воцарятся в душе каждого. Такой силы огонь, который не оставит выбора не идти в неизведанное. Иначе не будет. Так что всё самое тяжёлое, самое безумное и дикое впереди. Самые жестокие убийцы и террористы ещё только подрастают. Человечество ждут безумные времена.
До слёз....статья очень отрезвляет! Надеюсь, она дойдет до многих родителей!
Татьяна, огромное спасибо, за такой чёткий разбор наших социальных проблем!
Татьяна, спасибо огромное за эту статью. Поделилась ею со всеми. Надо об этом писать больше, жаль что подталкивают к этому только такие страшные события постфактум. Мечтаю, что тренинг СВП пройдет какой-нить власть имущий начальник и посчитает своим святым долгом издавать соответствующие законы и обучать всех учителей и воспитателей системно-векторной психологии ЮБ. Не системных учителей к детям не допускать!
Действительно, так ВАЖНО ПОНИМАТЬ ДЕТЕЙ. И без системно-векторной психологии Юрия Бурлана это невозможно сделать. Невозможно понимать детей не понимая их психику, их желания.
Нам кажется, что это не наша трагедия, у нас пока нет детей, или они еще маленькие и до школы есть время, или они уже большие и закончили школу...Ничего подобного! Все дети наши!
Нам жить среди них, общаться, любить и помогать. Пора учиться, как это делать.
Дети не могут сами справиться, столько факторов влияет. Объем психики совсем другой. Интеллект и физически развиваем, а чувственность и нравственность индивидуально же не разовьешь и не воспитаешь. Только среди других людей. Взрослым нужно срочно проснуться. Психологическая безграмотность опасна.
"Он всем рассказывал о своем намерении. Своими словами, постами в интернете, интересами, своим поведением, он буквально кричал о помощи. Но никто не понял его и в очередной раз не обратил внимания." Вот это самое неадекватное поведение современного общества - не замечать боль другого, потому как до другого дела нет.
Огромное желание донести эту статью,а лучше знания по СВП всем педагогам и психологам. Я то своему сын помогаю,конечно,адаптироваться в школе после индидуального обучения.Но если бы еще со стороны учитилей было понимание,кого защитить,кому помочь в адаптации,на кого положиться. Я даже не веду речь о конкретно своем ребенке. Все школьники в подобной ситуации.
Учителей от Бога мало,а от СВП Юрия Бурлана еще меньше. Верно! Чужих детей нет.Всем им жить в одной обществе.