Воображаемый друг моего ребенка – угроза или баловство?
Что это — бурное воображение, очередной этап развития ребенка или опасный симптом? Откуда берутся такие фантазии и стоит ли разубеждать ребенка в существовании товарища?
Ребенок-фантазер выдумывает беспрерывно: разыгрывает с куклами целый спектакль, говорит с картинками в книжке, сочиняет сказку прямо на ходу, а лежа в кровати, играет пальцами и ведет диалог с потолком. Его никто не учил этому, он просто придумывает все сам.
Может попросить угощение для своего «друга», отправиться с ним в путешествие по комнате, а потом рассказывать о том, какие у них были приключения в пути.
Воображаемый друг ребенка может заболеть, тогда за ним следует ухаживать и лечить его. Как самый настоящий Карлсон его друг исчезает именно в тот момент, когда приходят взрослые, хотя может и просто прятаться под столом, кроватью или в шкафу.
Детской фантазии хватает, чтобы представить все в деталях: внешний вид своего героя, его характер, слова, поступки, их общение, совместные игры. Ребенок проживает эти эпизоды своей жизни как реальные. Он может искренне верить в свою выдумку как в настоящего друга.
Что это — бурное воображение, очередной этап развития ребенка или опасный симптом? Откуда берутся такие фантазии и стоит ли разубеждать ребенка в существовании товарища?
Откуда у него это
Воображаемые друзья появляются у самых эмоциональных деток со зрительным вектором. Большую часть информации об окружающем мире мы получаем через зрение, а у них оно особенно чувствительное. Это очень наблюдательные малыши. Наряду с разнообразием красок и оттенков вокруг себя зрительные детки умеют замечать настроение мамы, ее чувства, переживания, малейшие изменения в мимике, выражении лица, поведении. Самое большое наслаждение для такого ребенка — это создание эмоциональной связи, обмен чувствами, общение. Поэтому, когда малыш остается один или ему недостаточно тех эмоций и общения, которые у него уже есть, он пробует выстроить такую связь с воображаемым другом.
Детство — период всестороннего развития, и физического, и психического. Ребенок учится пользоваться теми свойствами психики, которые получил от рождения, это же касается и свойств зрительного вектора. Да, это может выглядеть примитивно с точки зрения взрослого человека, но когда ребенок учится ходить, он тоже смешно и нелепо переставляет ножки. Задача родителя состоит в том, чтобы помочь, научить все делать максимально удобно и эффективно. Показать направление, в котором перспективнее всего развиваться. Чтобы тот, кто сегодня учится ходить и падает, в будущем смог стать олимпийским чемпионом по бегу, альпинистом или балериной. Это же касается и выражения чувств, общения, обмена эмоциями, развития воображения и чувственности. Сегодня ребенок играет в детский театр или разрисовывает стены, а завтра может стать актером или художником. Сегодня учит читать кукол и мишек и делает им уколы, а завтра станет учителем или врачом.
Оживающие фантазии — проблема или пустяк?
Ни то ни другое. Когда ребенок в пять лет играет с Чебурашкой, укладывает его спать, кормит и гуляет, это естественный этап развития — не проблема и не болезнь. Поэтому заострять внимание на этом определенно не стоит и тем более не стоит ругать за это ребенка, разубеждать или запрещать выдумывать.
Лучше всего — принять участие. Предложить помощь, новое развлечение, поздороваться с воображаемым другом ребенка, заговорить с ним, позволить втянуть себя в игру и таким образом получить доступ в мир детских фантазий.
Отмахнуться и забыть про воображаемого друга вашего ребенка — тоже не выход. И вот почему. Как уже было сказано, это очередной этап развития, но он тупиковый. Этим путем можно сходить, но он не должен стать остановкой и тем более конечной станцией. В пятнадцать лет играть с выдуманными героями, заменяя ими живых людей, — это проблема. Чтобы этого избежать, нужно двигаться вперед.
Присутствие воображаемого друга говорит о том, что часть внутреннего потенциала и возможностей вашего ребенка пропадает зря, не находит своей реализации в реальной жизни и он придумывает, где бы ее применить. Малыш воплощает свои возможности в заботе, общении, играх с воображаемым другом — значит, ему есть куда расти.
Когда мы развиваем ребенка со зрительным вектором правильно, любые выдуманные персонажи уходят за ненадобностью. В них просто исчезает потребность, так как на передний план выходят более привлекательные варианты реализации.
Что делать? Показать, где интереснее. Дать навык более «вкусной» реализации — то есть навык эмоциональной связи с живым человеком. В первую очередь с мамой.
Жизнь лучше любой фантазии
Постоянные воображаемые друзья появляются тогда, когда ослабевает эмоциональная связь с мамой. Ребенок пытается создать себе замену жизненно необходимой эмоциональной связи с мамой.
Такое бывает, когда мама находится в состоянии стресса, постоянном психологическом напряжении, не чувствует уверенности в будущем, страдает от дефицита реализации собственных психологических свойств.
Мама не хочет делиться с ребенком своими чувствами, не хочет взваливать на малыша свои переживания, она считает, что ему это ни к чему. Таким образом она невольно отгораживается от ребенка, пытаясь уберечь его от взрослых трудностей. Теряется взаимный обмен чувствами — эмоциональная связь ослабевает, а потребность в эмоциях никуда не уходит.
Это не значит, что четырехлетнему ребенку следует рассказывать обо всех перипетиях на работе или скандальной соседке с верхнего этажа, отнюдь. С ребенком стоит быть искренней в своих чувствах. От зрительного малыша очень сложно скрыть свои ощущения, даже если он пока не умеет деликатно спросить, чем расстроена мама. Он просто видит это, просто чувствует. И, да, он стремится разделить с мамой ее переживания, как хорошие, так и плохие.
Отвернуться от ребенка, чтобы поплакать в подушку, — не самый лучший выход, хоть и самый легкий.
Признаться, что мама расстроена, что устала и сейчас переживает трудности на работе, — это сложно. Это непривычно, неудобно, даже странно, но это честно. Сказать ребенку, что сейчас мама плохо себя чувствует, но она любит его и будет любить всегда, — вот это сильно. Вот это важно, нужно и перспективно. Для всех.
Такой подход укрепляет связь матери и ребенка. Дает надежду. Рождает веру в то, что все будет хорошо. Создает у ребенка уверенность в том, что мама любит его всегда, даже когда ей плохо, когда плохо ему, когда сложно в жизни и когда кажется, что нет выхода.
Искренность матери и умение поделиться чувствами — залог того, что через десять лет ребенок поделится ими с мамой и именно тогда, когда ему будет трудно, больно и когда ему будет нужна помощь.
Крепкая эмоциональная связь с мамой дает наполнение свойств зрительного вектора такой интенсивности, с которой ни один воображаемый товарищ не может сравниться. Живые эмоции живого человека намного интереснее и важнее для ребенка, чем все его фантазии вместе взятые.
Никаких остановок
Развитие зрительного ребенка начинается с эмоциональной связи с мамой. Это основа, фундамент, на котором могут быть построены все следующие, более сложные уровни развития.
Бурная фантазия зрительного малыша не может оставаться в бездействии. Ее можно и нужно направить в правильное русло. В этом отлично помогает классическая литература. Для чтения ребенку со зрительным вектором стоит подбирать литературу с особенным вниманием. Это должны быть произведения, ориентированные на сострадание героям, их тяжелой судьбе, их потерям и лишениям, их доброму сердцу.
Зрительный ребенок, пока маленький, очень любит, чтобы ему читали. В своем воображении он уносится в сюжет книги и проживает все события словно в собственной жизни. Поэтому в детской библиотеке не должно быть никаких сказок со съедением, агрессией, насилием, никаких пугалок или ужасов — ничего, что вызывает страх. Так как это шаг назад в развитии зрительных свойств.
Привыкая к хорошей литературе, зрительный малыш сам стремится научиться читать. Благодаря зрительной памяти и образному мышлению делает это быстро и впоследствии читает запоем.
Немаловажным аспектом развития ребенка является его социализация. Общение со сверстниками в детском саду становится просто необходимым для ребенка, начиная с трех лет. Именно в этом возрасте нарабатываются навыки взаимодействия с окружающими, которые используются в течение всей взрослой жизни. Коммуникация с совершенно разными детьми одного с ним возраста, поиск своего места в коллективе, восприятие себя неотъемлемой частью целого — все это также является важным этапом развития личности ребенка.
В процессе социализации ребенок утверждается в мысли, что живое общение, игра с настоящими детьми, реальные друзья намного интереснее, эмоциональнее и насыщеннее, нежели воображаемые товарищи. Реальность становится для него более привлекательной в сравнении с фантазиями.
Воображаемый друг вашего ребенка не может ему навредить до тех пор, пока он не заменяет ему реальных людей. Поиграть в фей и волшебников можно, это весело и интересно, но главное — за феями видеть окружающих, чувствовать их, понимать и любить. А вот этому уже нужно учиться, чтобы не остаться несчастным человеком в долине фей, а вырасти настоящей «феей» среди настоящих людей.
Первые озарения вы можете получить уже на бесплатном онлайн-тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.