Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Воображение — движущая сила эволюции

Когда нет воображения — все вокруг уныло, как поздняя осень. А когда происходит глобальный катаклизм, как сегодня, а им нечем вообразить завтрашний день, возникает сверхстресс, который истощает нервную систему, тянет вниз иммунную. Они становятся легкими жертвами любого внешнего воздействия, в том числе инфекции...

Мы правим миром потому, что ни одно другое животное
не способно верить в то, что существует только в воображении
— богов, государство, деньги или права человека.

Юваль Ной Харари

Без воображения никуда. Благодаря такой, казалось бы, несерьезной вещи, как воображение, человеческий вид выживает в непростые времена. И не просто выживает, а добивается для себя беспрецедентно комфортных условий. Но и это не все. Без воображения немыслимо психологическое благополучие…

От самого слабого к вершине иерархии

Воображение неспроста появилось у нашего далекого предка много тысяч лет назад. Без него он не смог бы выжить в первобытной саванне.

Первобытным людям, не имеющим ни клыков, ни когтей, не обладающих скоростью гепарда или силой льва, было очень трудно конкурировать с животными за место под солнцем: добывать себе пищу и самим не становиться ею.

75 000 лет назад наш предок являлся самым слабым в саванне, на грани вымирания от голода. Человеческая популяция составляла около 2000 особей, потомками которых и является современное человечество. В науке этот период принято называть «эффектом бутылочного горлышка».

Кроме нас, Homo Sapiens, существовало еще семь ныне известных видов людей. Через небольшое по историческим меркам время наш вид уничтожил все остальные виды людей, истребил большинство видов животных на планете и вырвался на первое место в пищевой иерархии. Каким образом нам удалось это сделать?

Язык вымысла и цивилизация

В процессе естественного отбора животные эволюционировали миллионы лет, приспосабливаясь к условиям окружающей среды. У Homo Sapiens, находящегося на грани вымирания, такого времени уже не было. Поэтому, в отличие от животного мира, наш предок начал эволюционировать не физически, а психически. Это невозможно без воображения.

Во время когнитивной революции сапиенсы приобрели способность думать и общаться, используя устную речь. Он не был ни первым языком на земле, ни первым звуковым языком. Многие животные, в том числе обезьяны, общаются с помощью голосовых сигналов.

Уникальность языка наших предков состояла в «способности сообщать о таких вещах, которых мы никогда не видели, не слышали и не нюхали... Легенды, мифы, боги, религии появились в результате когнитивной революции... Способность обсуждать вымысел — наиболее удивительное свойство языка сапиенсов. Этот язык можно поэтому назвать языком вымысла» [1].

Уровень цивилизации определяется уровнем сотрудничества с незнакомыми людьми. Язык вымысла позволил создавать общую мифологию, которая «наделила сапиенсов небывалой способностью к гибкому сотрудничеству в больших коллективах» [1]. По мере развития менялись мифы, которые объединяли все большее число людей.

Без воображения не было бы нашей цивилизации. Не только потому, что мы бы не смогли сотрудничать на необходимом уровне. Без воображения невозможно ничего изобрести — от первых орудий труда до коллайдера. Для создания нового надо сначала это новое представить, вообразить. «Основной функцией воображения является идеальное представление результата деятельности до того, как он будет достигнут реально, предвосхищение того, чего еще не существует. С этим связана способность делать открытия, находить новые пути, способы решения возникающих задач. Догадка, интуиция, ведущие к открытию, невозможны без воображения» [2].

Все великие ученые и изобретатели имели развитое воображение. Возьмем для примера реализацию древней мечты человечества.

Эволюция одной мечты человечества

Воображение важнее знания, ибо знание
ограничено, воображение же охватывает все
на свете, стимулирует прогресс и является источником ее эволюции.

Альберт Эйнштейн

Мысль о полетах в воздухе зародилась у людей много тысяч лет назад. Еще у древних египтян встречаются рисунки и скульптуры людей с крыльями. Такие же изображения позднее появятся у греков и римлян. Сказания народов мира отображают это же желание. Например, ковер-самолет присутствует в русских и ближневосточных сказках.

Воображение фото

Эта мечта оставалась утопией вплоть до Леонардо Да Винчи, который выделялся даже на фоне гениев эпохи Возрождения. Нет такого человека, который бы не слышал о «Моне Лизе». Мы воспринимаем Леонардо в первую очередь как величайшего художника. Но сам «универсальный человек» считал себя прежде всего ученым и инженером.

Он интересовался механикой, математикой, архитектурой, окружающей средой. В XV веке Леонардо Да Винчи описал клапан правого желудочка сердца, открыл, что по годовым кольцам определяется возраст дерева, создал камеру-обскура, конструировал каналы и плотины. Принято считать его изобретениями: прототип танка, водолазный костюм или скафандр, самоходную тележку (прообраз автомобиля). Множество других инженерных замыслов запечатлены в рисунках, чертежах и эскизах мастера. Наибольший интерес вызывают его летательные аппараты.

Леонардо, вдохновляемый полетом птиц, мечтал о воздухоплавании. Его рисунки и наброски впервые показывают, как можно построить летательную машину. Леонардо Да Винчи работал над устройством разных типов летательных аппаратов. Он создал первый орнитоптер, воздушный винт, парашют. Гениальный изобретатель, силой воображения заглянувший на много столетий вперед, из-за слабых технологий того времени так и не воплотил свои идеи. Мечту Леонардо Да Винчи о воздухоплавании воплотил через пять столетий Игорь Сикорский.

Мистер Геликоптер

Важную роль в жизни будущего авиаконструктора сыграла мать, которая посвятила свою жизнь воспитанию пятерых детей. Больше всего ее интересовали искусство и изобретения Леонардо Да Винчи. Увлечения матери попали на благодатную почву. Звуковой ребенок любил слушать мамины рассказы о бесконечности Вселенной и загадочных звездах. Но больше всего поражали его детское воображение рассказы о Леонардо Да Винчи и его идее создать «железную птицу» — летающую машину, которая поднималась в воздух с помощью мощного винта.

Мать привила будущему великому авиаконструктору любовь к музыке и литературе. Настольной книгой маленького Игоря стал роман Жюля Верна «Робур-завоеватель», где описан летательный аппарат, отдаленно напоминающий вертолет. Однажды после чтения этого романа мальчику приснилось, что он находится на борту летающего корабля, из окон которого видно море и остров с пальмами. Этот сон станет явью через 30 лет — все это он увидит на борту спроектированного им самолета-амфибии.

После окончания гимназии родители определили Игоря в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге, где уже учился их старший сын. Это было привилегированное учебное заведение, но Игоря не привлекала военная карьера, пусть и связанная с морем. Он отслеживал все технические новинки, во внеурочное время что-то конструировал в учебных мастерских. Желание строить аэропланы и летать на них окончательно созрело после появления в газетах сообщений о первых полетах американцев — братьев Райт.

Игорь Сикорский бросает училище и дальнейшую жизнь посвящает реализации своей мечты (более подробно можно почитать здесь).

Сикорский создал около 15 типов самолетов. После его изобретений начала развиваться многомоторная авиация. С 1939 года он перешел на конструирование вертолетов. На вертолетах Сикорского был совершен в 1967 году первый в мире перелет через Атлантический, а в 1970 году — через Тихий океан, правда, с дозаправкой в воздухе. Его изобретения положили начало новой эпохи, и за конструктором закрепилось прозвище «Мистер Геликоптер».

Скандал в благородном семействе, или Возможно ли творчество без воображения?

Итак, ученому и изобретателю необходимо воображение. Нужно ли оно художнику? На первый взгляд, ответ очевиден. Но, видимо, не всем. По крайней мере, в художественных училищах работают над техникой, а не над развитием воображения студентов. Каков результат?

В начале 2000-х волна подделок захлестнула художественный рынок. Подделки попадают даже на аукционы Christie´s и Sotheby´s, так как их качество настолько высоко, что даже эксперты затрудняются однозначно судить об авторстве представленных на их суд работ. Грандиозный скандал разразился в мае 2000 года, когда аукционные дома Sotheby's и Christie's опубликовали свои каталоги. Оба дома предложили покупателям одну и ту же картину — «Вазу с цветами» Поля Гогена. Каждый дом был уверен в том, что выставляет оригинал.

Конечно, художники-копиисты таким способом делают деньги. Но встает законный вопрос: почему обладатели такой великолепной техники не создают собственные картины, ведь никакие деньги не могут заменить реализации. Ответ прост: для собственного творчества им не хватает воображения. Сравните их судьбу с судьбой, например, Сальвадора Дали, который говорил в свойственной ему эпатажной манере о воображении так: «Если человек не может представить галопирующую лошадь на помидоре, он — идиот!»

Воображение — движущая сила эволюции фото

Без воображения не может быть творчества, а следовательно, и культуры, ведь основной инструмент культуры — искусство — невозможно без творческого воображения. Фрейд определял культуру как «способ существования, которое выбрало человечество в целях собственного сохранения». Культура консолидирует общество, ограничивает нашу все возрастающую неприязнь. Без культуры общество нежизнеспособно.

В прошлом люди с развитым воображением продвигали науку и культуру. Что изменилось в наш технологический век?

От счетов к хай-теку

Промышленная революция XIX века, информационные революции века XX сменяют друг друга. Все идет на увеличение, усложнение и ускорение. Значение развитого воображения тоже усиливается.

Еще полвека назад детей в школе учили считать на счетах. Современную жизнь невозможно представить без компьютеров и скоростного интернета — добавочной реальности, создающей абсолютную связь между людьми.

Человечество стоит на пороге нового технологического прорыва — роботов и искусственного интеллекта. Не успели подумать, чем это нам грозит, а некоторые и испугаться, как новая напасть — коронавирус. Природа принуждает человечество к объединению, иначе с эпидемией не справиться. Только объединенное человечество сможет перейти в новую фазу развития — уретральную.

Как это ни странно звучит, но помочь нам пережить пандемию может... развитое воображение.

Воображая будущее

Забудьте на время, что на носу у вас очки, а в душе осень.

Исаак Бабель

Человек — единственный, кто воспринимает время. Более того, будущее для нас в приоритете над настоящим. Мы сохраняем себя сегодня ради завтрашнего дня. При неуверенности в будущем человек испытывает стресс, вне зависимости от того, насколько благополучно все в настоящий момент.

Людей пугает неизвестность: что ждет за поворотом, за закрытой дверью, завтра. На этом построены фильмы ужасов. Жуть охватывает героя, когда он, например, слышит шаги за дверью и не знает, кто это может быть — Дед Мороз с подарками или маньяк.

Будущее еще не наступило, его можно только вообразить. Люди, способные вообразить «прекрасное далеко», чувствуют себя комфортно. Но многие не могут, испытывают тревогу и заражают ею окружающих. Происходит эмоциональное заражение. Как устоять перед ним?

Люди, которые в состоянии вообразить завтрашний день, испытывают меньший стресс. Их иммунная система хорошо работает. Медицина уже признала, что хорошее настроение стимулирует иммунитет, а подавленное состояние и особенно длительные стрессы его резко снижают.

Известны исторические личности, которые не заболевали, когда вокруг был мор. Все знают Нострадамуса как предсказателя. Мало кто знает, что он был гениальным врачом. Нострадамус лечил людей во время эпидемии бубонной чумы и не болел сам. У него была другая биология? Нет, этот феномен связан с другим состоянием психики. Способностью иметь наивысший иммунитет при прочих равных условиях. Как такого феномена достичь всем остальным?

Человек воспринимает жизнь чувственно и сознательно. Наши чувства имеют форму — воображение. Одного не бывает без другого: воображения не бывает без чувств, а чувство всегда создает образ.

У людей, у которых по тем или иным причинам нет сильных переживаний: не развиты чувственно или не позволяют себе проявлять чувства вследствие ложных установок, нет способности вообразить будущее. В обычных обстоятельствах такие люди проживают унылую жизнь.

 

 

Когда нет воображения — все вокруг уныло, как поздняя осень. А когда происходит глобальный катаклизм, как сегодня, а им нечем вообразить завтрашний день, возникает сверхстресс, который истощает нервную систему, тянет вниз иммунную. Они становятся легкими жертвами любого внешнего воздействия, в том числе инфекции.

Чтобы этого не происходило, надо развивать воображение, чувственность. Как это сделать? Очень простой рецепт — чтение классической литературы. Проверенное временем письменное слово возбуждает яркие чувства, создает особые ассоциативные ряды. Слово — это смысл, и на каждый смысл, каждое слово у нас возникает образ. Образы, воображение, чувственность и уверенность в завтрашнем дне — вот и все, что нужно для стрессоустойчивости.

Когда нет воображения фото

Наш далекий предок выжил в первобытной саванне с помощью воображения. Развитое воображение поможет преодолеть нынешний переходный период. В ближайшем будущем человечество ожидает новый мир с возможностями, которые могут представить себе только люди с развитым воображением.

Список литературы:
1. Юваль Ной Харари. Sapiens. Краткая история человечества.
2. Скачкова Д. К. К вопросу о роли воображения в человеческом познании.

Автор публикации: Инна Рутгаузер
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Уже идут 131327 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

19 декабря

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 131327 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
19 декабря

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 131327человек

До начала тренинга осталось:

Комментарии 2
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X
Юрий Луговской 20 апреля 2020 в 18:04

Знания и эмоции, физики и лирики, звуковики и зрительники наиболее эффективны когда помогают, а не противоставляются друг другу. Если Знания о возможном будущем, основанные на прикладных исследованиях и технологиях, повышают стрессоустойчивость, то Воображение полезно лишь в том, чтобы расширить диапазон возможного Знания. Воображение (мифы, религия) не должно быть бегством от реальности в собственный иллюзорный мир.

Светлана - 14 апреля 2020 в 09:04

«Если человек не может представить галопирующую лошадь на помидоре, он — идиот!»
Когда-то Сальвадор Дали был моим любимым художником. Я не задумывалась над его словами, я обожала его картины. Прошло время, не один десяток лет, и теперь я могу сказать, что тот, кто может представить галопирующую лошадь на помидоре есть ИДИОТ. Ну сами представьте, ну смешно же, правда. У Сальвадора Дали было больное звуковое воображение! Несомненно, кого-то он и теперь вдохновляет и для кого-то является учителем, но не для человечества в целом. Эйнштейн тоже уже прошлый век. Он дал знания, но такие слова, как "Воображение важнее знания, ибо знание ограничено, воображение же охватывает все на свете..." это.... когда воображение достигает размера... когда оно охватывает весь свет, тогда ты понимаешь, что знания гораздо важнее воображения.

Сидите и воображайте о завтрашнем дне, может и спасетесь, а медикам некогда воображать о завтра, они работают сегодня в трудных условиях и спасают жизни другим, им не до воображения!

Мы слишком много воображаем и не видим реальности, реальных вещей. Именно из-за этого мы попали в ловушку, из-за нашего воображения, оно развитого, но у большинства больное, лечить надо. Чтобы воображение не зашкаливало, даны знания. Знания это конкретное, а воображение у каждого свое, поэтому знания важнее. Их у человечества уже выше крыши, надо только правильно расшифровать и вместе все связать.
Наши действия идут от общения, насколько правильно мы понимает друг друга, настолько они и правильные. Только в диалоге, посредством языка мы можем понять то, что хотел сказать другой, лишь только когда обращаемся друг к другу с конкретным словам, а не по тому, что между строк и тем более не по знакам, не по картинкам, это все старье, позапрошлый век, это вводит в заблуждения. Все, что между строк, заведет в никуда. Картинки это только схемы, они для понимания чего-то, для понимания себя в конце концов, но никак не другого человека. Чтобы понять соседа, нужно знать его, а не воображать про него.