Я мама больного ребенка. Что я могу?
Счастье и здоровье ребенка для матери важнее собственного.
Что делать, если у ребенка неизлечимая болезнь?
Ребенок, даже больной, прежде всего маленький человек. Любой живой человек — это стремление к наслаждению. Какими бы ни были ограничения, в наших силах сделать эту жизнь счастливее. И больше всего может та, кому труднее и больнее других, — мама.
Что может мама
Все дети особенные, но некоторые особеннее. Им нужно больше времени, больше внимания, заботы и любви. Им нужно то же, что любому ребенку, только на порядок больше. Больные дети вряд ли порадуют успехами, многие из них ничего не смогут дать своей маме. Кроме одного — возможности делать что-то для него. Что?
— Дать чувство защищенности
Первое и главное, в чем нуждается ребенок, — это защищенность и безопасность. Рождаясь беспомощным, любой малыш в первые годы жизни всецело зависит от мамы. И физически, и психологически: до пубертата, а при задержках в развитии и после ребенок ощущает состояния мамы как свои. Как и свое, мамино состояние влияет на настроение, самочувствие и иммунитет детей.
Поэтому маме важно как вовремя и достаточно кормить, лечить и находиться рядом, так и быть в хорошем психологическом состоянии.
Хорошая новость заключается в том, что внутреннее состояние зависит не от обстоятельств, а от восприятия. Стрессоустойчивость, радость от каждого прожитого дня возможны в самых трудных, вплоть до критических, обстоятельствах.
Внутреннее спокойствие — результат глубокого понимания мира и себя в нем. Когда наблюдаешь действительность как цепь причин и следствий и знаешь, что можешь, а что точно нет, — видишь реальное будущее, чувствуешь себя защищено и действуешь уверенно.
Мамины уверенность и спокойствие передаются ребенку — и он чувствует себя лучше.
— Насладить (радовать)
Человек — это стремление к наслаждению. У любого живого человека есть желания. И их можно научиться определять точнейшим образом — даже без слов. Речь не о телесном желании поесть, попить или поспать.
Есть потребности психики, и они обусловлены врожденными желаниями. Имея системное мышление, можно по незаметным для обычного восприятия деталям определить желания души или причины ее страданий.
Чего хочет ребенок — прикосновений и объятий? Разнообразия и движения? Впечатлений? Достаточно времени? Или уединения и тишины? Есть категории желаний, о которых мы не задумываемся, но наполнение которых приносит человеку радость и комфорт. Если понимать, что именно хочет ребенок, можно сделать его жизнь лучше, приятнее, счастливее.
Свойства психики даются от природы и часто не совпадают с родительскими. Поэтому рассчитывать на материнское чутье и интуицию не приходится. Без специальных знаний мы не можем определить в другом человеке — даже в собственном ребенке — нужды, которых нет у нас самих. Как понять, что человеку жизненно необходима тишина, если не знать, что такое звуковой вектор?
Каждый вектор — это определенный набор желаний и свойств. Или проблем. Например, аутизм — это проблема исключительно детей со звуковым вектором. Соблюдение лишь нескольких правил может превратить страдание ребенка в удовольствие.
Зная вектора ребенка, мама узнает и его сильные стороны. Они есть у всех. Развитие врожденных свойств психики — это расширение возможности ребенка получать удовольствие от жизни.
Психическая жизнь — это получение наслаждения, а оно увеличивается вместе со способностью не только принимать, но и отдавать, делать что-то самому. Поэтому развитие способностей до возможного максимума имеет огромный смысл. Уметь что-то делать очень важно для ребенка. У каждого это что-то свое, и знания помогут это найти и освоить.
… В 2 года нашей девочке поставили диагноз ЗПРР, РАС, СДВГ. Это было тяжело и страшно. На мой вопрос: «Что делать?» психиатр ответила: «Смириться с тем, что у вас такой ребенок родился». В голове стучало: «Что значит смириться? Это значит опустить руки и жить в таком ритме, мучиться самой и понимать, что мучается ребенок? Понимать, что моя девочка никогда не узнает, что значит жить счастливо?» Я не могла смириться, я не могла и не хотела этого… …Я пришла на тренинг. Даже учитывая тот факт, что у меня не было возможности на полное сосредоточение на лекциях, у нас есть результаты! У моей девочки увеличилась продолжительность сна, и он стал цельным и непрерываемым… В один незабываемый день она сама взяла в руки кисточку и начала раскрашивать картинку, потом взяла карандаш и начала рисовать, писать цифры и буквы!!! Я не верила своим глазам, я не верила своему счастью!!! Дальше — больше. Она взяла в руки пластилин и начала лепить себе то, что ей хочется!!! Сама!!! И даже очень понятно, что она слепила!!! А как-то, стоя у киоска, она, как обычно, тыча в витрину пальчиком, давала мне понять, что она там что-то хочет. Я спросила: «Что ты хочешь? Трактор или радугу?» И тут я слышу ОТВЕТ: «Радугу». Знаете, что такое счастье? Это и есть счастье!!! Этого счастья не поймет тот, кто не прошел все возможные попытки вытащить ребенка из его мира в реальный мир. Услышать ОТВЕТ, а не бесконечное «да»..»
— Создать окружение
Человек не живет один. Источник радости всегда в других людях. Необходимость в связях с людьми заложена и в психике, и в строении мозга. Без связей с другими людьми мы не способны получать удовольствие.
Детям с ограниченными возможностями непросто дается первичная социализация. Если нет развитого ответственного взрослого в детском коллективе, подающего пример понимания, сочувствия и доброты, то малышу с особенностями трудно находиться среди обычных здоровых детей.
В то же время социум необходим.
Любящие родители, интересные глубокие книги — это важная часть окружения, формирующего душу и жизнь. Но этого мало. Нужны сверстники — это заложено в нашей природе.
Передовые активные мамы объединяются в сообщества, создают специализированные садики. К ним присоединяются неравнодушные и просвещают большинство.
Создавать среду, где люди с любыми ограничениями могут чувствовать себя полноценными и принятыми, — значит двигать социум и все человечество вперед. Наше общество еще в процессе развития. Инклюзивные кружки и садики, доступная среда — это требует вовлеченности всех граждан.
У природы нет рук, кроме наших. Руками, голосами, усилиями мам создаются специальные садики, центры и программы. Организуя подходящее и поддерживающее окружение для своих детей, эти великие женщины вовлекают всех, у кого есть сердце, в деятельность, которая ведет к нашему общему очеловечиванию.
… Проблему, с которой я пришла на факультет психологии, удалось разрешить только на тренинге. Это касалось моего сына — у него были проблемы в развитии. Ни одна из методик не приносила устойчивого результата. Я много лет посвятила таким детям — с проблемой аутизма. В чем-то удавалось дать результат, но картина все равно была неполной. Я пришла в психологию, чтобы проникнуть в душу сына и понять — что не так? В чем ему плохо? Откуда такие проблемы? Впервые этот ответ я получила на тренинге Юрия Бурлана. Тренинг «Системно-векторная психология» дает прогнозируемые, повторяемые, массовые результаты. Это уникальный метод, с помощью которого я действительно могу реализовать себя как специалист...»
Подвиг во имя человечности
Быть мамой больного ребенка — значит исцелять общество. От неприязни, индивидуализма, злорадства.
Трудный, героический путь. Больной ребенок — это не проблема отдельно взятой семьи, это наша общая беда. Чужих детей не бывает: все дети — наши и их беды — наши. Помочь окружающим понять это и вырасти — высокая миссия, которой удостоена каждая мама малыша со страшным диагнозом.
Сообщества, фонды, информация, общественные движения — вся эта работа по поиску выхода, по выражению боли наружу необходима не столько самим деткам и их мамам, сколько всем нам — здоровым взрослым.
Делясь своей болью, которая на самом деле наша общая, мамы больных деток сближают нас, поднимают над неприязнью и злорадством и объединяют сочувствием.
Детки, в которых нужно вкладывать все силы, которые нуждаются в неограниченной любви, появляются у особенных мам. Мамы находят в себе эти силы и бесконечную любовь в сердце. Которая спасает всех, делая нас лучше, человечнее, добрее, а значит — ведет вперед, в будущее.