Зачем читать детям? От любви к чтению до счастья жить – один шаг
Направленность наших мыслей, чувств, желаний во многом зависит от информации, которую мы потребляем. Чтение классической литературы в детстве — это как прививка от дурного влияния, с которым ребенок может столкнуться — в детском саду, в школе, в любых компаниях. Более того, именно заложенная в детстве привычка читать и получать от этого огромное удовольствие задает ребенку хорошую судьбу.
Если ваш ребенок боится спать один, просит не выключать свет на ночь; часто плачет, даже без повода, легко срывается на истерику; постоянно задирает братика или сестричку, — то помочь справиться с этими проблемами может именно правильное чтение.
Более того, именно заложенная в детстве привычка читать и получать от этого огромное удовольствие задает ребенку хорошую судьбу. С чем это связано и как добиться столь позитивных результатов, объясняет Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология».
Богатство образов, богатство чувств и… способность жить среди людей
Письменное слово пробуждает у ребенка воображение. Когда вы читаете ему классическую детскую литературу, в его голове рисуются образы, происходит осмысление новых слов, действий героев, возникают чувства к ним. Герда с горячим сердцем, отважный Мальчиш-Кибальчиш, Тимур и его команда — все они встают перед глазами ребенка, и вот он уже отождествляет себя с добрыми и отважными героями, на примере их поступков учится разделять добро и зло. Плачет от сопереживания девочке со спичками Андерсена, мечтает и преодолевает препятствия вместе с Элли и ее друзьями…
Главное, читать с выражением, чувственно интонируя слова, вовлекая ребенка в сюжет со всем актерским мастерством, на которое вы способны. Важен также выбор книг. Любое насилие, особенно сюжеты про съедение (Колобок, Волк и семеро козлят и другие), лишь провоцирует и усугубляет страхи ребенка и поэтому абсолютно противопоказано.
Раз за разом чтение добрых классических произведений развивает чувственность ребенка, учит его думать о чувствах других людей, замечать их, заботиться о них. Этот навык абсолютно необходим любому человеку, ведь вся наша жизнь зависит от умения взаимодействовать с другими людьми.
При наличии у ребенка зрительного вектора первичное состояние страха, с которым он рождается, сменяется совершенно иной гаммой чувств, основанной на сопереживании другим. Именно благодаря этому уходят всевозможные страхи, слез о себе становится все меньше, истерик на пустом месте тоже. Зрительный ребенок, так нуждающийся в ярких переживаниях, читая, проживает их иначе — гораздо более позитивно.
Вот как об опыте семейного чтения пишет мама, прошедшая тренинг:
«На тренинге услышала важную мысль о сказках на сострадание и сочувствие, что они жизненно необходимы детям... Мы начали читать. Особенное влияние оказал повесть Гектора Мало "Без семьи". С первой главы я видела изменения в сыне, он слушал очень тихо, внимательно, молча. Я видела, как первые разы в жизни его зрительное сердечко сжималось от сострадания к главному герою — он раскрывал для себя новые состояния, текли слезки на подушку. Он стал засыпать без истерик, вообще ушли истерики, стал вдумчивее, тише, ушел страх…»
Именно способность сопереживать, развитая в результате семейного чтения, способна избавить от конфликтов между братьями и сестрами. Пережитые вместе яркие чувства объединяют лучше любой игрушки или поучающих слов. Возникает эмоциональная связь, сопереживание, и уже не хочется обижать человека, который стал так близок. Сопереживание — первый шаг к любви. Это основа культуры — того, что делает человека человеком, помогает жить среди других людей.
С удовольствием читающий ребенок проще и быстрее адаптируется в любом коллективе. Он будет гораздо легче находить общий язык с окружающими — ведь он умеет замечать их чувства, думать не только о себе. А с таким человеком все хотят быть рядом.
Как книги влияют на судьбу
Направленность наших мыслей, чувств, желаний во многом зависит от информации, которую мы потребляем. Чтение классической литературы в детстве — это как прививка от дурного влияния, с которым ребенок может столкнуться — в детском саду, в школе, в любых компаниях.
Читая запоем классические произведения, ребенок получает представление о прекрасном. Даже если его окружение не соответствует тем картинкам, которые возникают у него в голове, формируется образ крепкой дружбы, чистой любви, стремление и способность испытать эти высокие чувства. Это и есть самая действенная защита от ранних сексуальных связей, пошлости, порнографии. Даже имея к этому доступ (у кого его нет в эпоху интернета?), подросток не будет хотеть подобных впечатлений, они будут вызывать у него естественное отвращение. Ни один запрет не способен сработать так эффективно.
Еще одно удивительное свойство — воображение. Развитое чтением, оно становится основой для дальнейшей реализации человека. В любой деятельности, будь она связана с творчеством, изобретательством, наукой, обучением, общением, воображение становится отправной точкой, трамплином для новых открытий, прорывов, объединения. Воображение — это то, что позволяет зародиться стремлению к еще неизведанному. Это то, что позволяет воспринимать жизнь прекрасной, испытывать искренний интерес к людям, видеть в них лучшее.
Инвестиции в будущее
Приучить ребенка к чтению, вовлечь в этот волшебный мир никогда не поздно, но, конечно, легче это сделать, когда ребенок маленький, с первых лет жизни.
Как быстро научить ребенка читать — смотрите видеофрагмент тренинга:
Чтобы ваш ребенок мог воплотить в жизнь свои способности и таланты, а ваша семья была счастливой и свободной от конфликтов, узнайте больше на вводном онлайн-тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Корректор: Наталья Коновалова
Хочу про первую картинку сказать.
Красивая картинка, красивые дети на зависть мамам чересчур шустрых детей. Смотришь и думается.... что-то эти читающие дети не вызывают особой радости.
- Маша, смотри какой жучок ползет. А вот бабочка... такую еще не видела..
- Даша, давай кузнечика поймаем, послушаем как стрекочет.
Маше с Дашей не интересны ни букашки, ни цветочки, у них захватывающие сюжеты в книжках. Безразличен окружающий мир и друг с другом не интересно. И малыш отвернулся, хотя маленькие обычно тянутся к тем, кто постарше, травушка-муравушка привлекает больше.
Это те современные дети, которые, если и приходят друг к другу в гости, то сидят на диване и общаются через телефон смс-ками. Это будущие взрослые, если попадутся в попутчики, так всю дорогу и просидят за изучением какого-нибудь экзотического языка, а на все ваши вопросы будут отсылать в интернет. не до общения. В мире виртуальном чувствуют себя лучше, чем в реальном.
Наблюдать за детьми, которые бегают друг за другом, играют, копируя жизнь взрослых - большое удовольствие. Читающие дети дома, в библиотеке или со всеми вместе за школьной партой, тоже вызывают самые положительные эмоции. Но читающие дети на природе вызывают сожаление. Пропустили важный период детства, общение с букашками.... ромашками. Чтобы научиться сопереживать, надо сначала научиться наблюдать. Если бы поставили меня перед выбором, купить маленькому ребенку книгу или щенка, я бы выбрала сначала второе.
Щенок научит показывать эмоции, сопереживать, помогать реально, а не в мыслях.
Каннибализм, насилие в сказках? Дорогие взрослые, давайте ограничим наше воображение. Провоцируют и усугубляют страхи детей не сказки, а мы- родители, неправильно их читающие, неправильно их понимающие. Народные сказки - это основа основ, это классика, они переходят из поколения в поколение, они живут, потому что созданы самим народом, в них дух простых, т.е. неиспорченных людей, в них истины, которые необходимо закладывать в детей с самого раннего возраста, пока еще не развито воображение, пока не научились хорошо говорить. Начинать с самых простых, они самые понятные. "Курочка ряба", "Колобок", "Волк и семеро козлят", "Красная шапочка", "Три поросенка", "Три медведя" и т.д. В каждой своя изюминка, но все они о добре и зле. Если к сказочным героям относиться по доброму, то страшные окажутся не такими уж и страшными, наоборот, будут любимыми с детства. Герда, Элли, Мальчиш-Кибальчиш, Тимур, Девочка и спички -это чуть позже.
Не помню, какие образы рождались в моей голове во время чтения сказок, но очень хорошо помню состояние читающего мне отца, состояние любви ко всему, что читал, ко всем, кого он видел.
Маленький фрагмент взятый из полного тренинга это все-равно, что маленький абзац толстой книги "Война и мир". Читать надо с начала и до конца. и тогда воображение будет иметь границы.
Светлана, вы очень четко показали ту самую разницу. Вам отец читал и ПЕРЕДАВАЛ свое состояние - любви и заботы. Вы ощущали себя рядом с папой даже когда он читал вам страшные сказки, полностью под защитой.
Мы никуда не денемся от фольклора. Только важно для начала ПРОБУДИТЬ в детском воображении чувственность и сопереживание. Тогда ему не будут страшны никакие сказки о каннибализме. Он всегда найдет на чью сторону встать, к кому проявить сочувствие и кому соепреживать
Но у нас даже в программе детских садов есть эти сказки про колобка, Красную шапочку и семерых козлят. Вот представьте на минуточку, что у ребенка НЕТ дома той атмосферы любви и поддержки (мама замотана, а папа алкоголик)
И такого ребенка не научили сопереживать сказочным героям
И вот он попадает в садик где ему читают о 7 козлятах... тут же ощущает себя съеденным. Ему реально СТРАШНО и включается свой "фильм ужасов" внутри маленькой головы.
Мы в любом случае должны расставить верные ориентиры, задавать правильные вопросы и не нагнетать на детишек ужастиков страшным голосом читая им Колобка.
Статья очень чувственная, нежная. Выписана с любовью к детям и пониманием механизма детской психики. Насладилась, чего и всем желаю. Концепция совместного чтения применима при воспитании братьев и сестёр в семье, чтобы они были дружными.
Сейчас все больше языкам учат и единоборствам, забывая про основные предметы, развивающие чувства и разум: литературу и математику
Это удивительно, хотим как лучше, а получаем, как всегда(
Умение себя защищать, драться больше вредит ребенку, чем помогает. Настраивает его видеть в другом человеке опасность, ждать ее, искать случая проявить свои умения драться. Такой ребенок буквально нарывается на драку. Чувственное развитие страдает - невозможно любить людей и охотно драться с ними. Т.е. такой сценарий на всю жизнь - бить и быть побитым(
Лучше ребенка на плавание отдать, на футбол, в другой спорт - будет подтянутым и крепким, никто и не захочет его обижать.
Очень важно знать как наилучшим образом воспитывать ребёнка.
Самый простой способ создать контакт с ребенком - это читать вместе и неважно сколько ребенку лет. Спасибо за статью