Маркетинг идей по законам джунглей
Я часто думаю о своих желаниях. Пожалуй, я не исключение — так поступают многие, если не большинство. Всегда чего-то хочется, порой простого, порой недостижимого. Но вот в последнее время я стала задумываться: а мои ли это желания или это желания кого-то другого...
Я часто думаю о своих желаниях. Пожалуй, я не исключение — так поступают многие, если не большинство. Всегда чего-то хочется, порой простого, порой недостижимого. Но вот в последнее время я стала задумываться: а мои ли это желания или это желания кого-то другого. Впервые такая мысль появилась у меня на втором курсе университета, когда нам, студентам журфака, приоткрыли мир рекламы. Но тогда поиск ответа на вопрос: «Чего желаю я?» — был скорее информативным. А сегодня знаний недостаточно — желаю глубинного понимания. Интересно разобраться в маркетинге идей и желаний. В конце концов, система желаний — штука занимательная. От неё порой зависит наше ощущение жизни: полноценная она, или нам что-то недодали. Довольны мы ею или, несмотря на красивый внешний антураж, чувствуем, что живём не своими желаниями, не своей жизнью. Согласитесь, неплохо было бы выяснить, какие идеи влияют на наши желания, если уж от них зависит наше собственное самочувствие и наша включённость в окружающий мир. А иначе, как чувствовать, что жизнь не течет сквозь пальцы?
И вот в очередной раз я задумалась о желаниях накануне, когда посмотрела фильм «Москва-2017». Фильм, надо сказать, вышел в прокат совсем недавно, несколько месяцев назад, и получил в основном отрицательную критику. Например, Дмитрий Дабб (Взгляд.ру) про него написал: «В общую ущербность этой поделки даже погружаться не хочется, вдруг затянет. Если чего и хочется, недоуменно спросить — для кого этот фильм вообще предназначен?». Вряд ли я смогу дать критику полноценный ответ, но фильм «Москва-2017» спровоцировал во мне мыслительный процесс. Если раньше я фильм воспринимала в первую очередь эмоционально, то сегодня я, скорее, пытливый исследователь. Любая находка, любой нюанс, особенно в обращении к зрителю, любая идея сама по себе вызывает внутренний восторг. Особый смак всему этому придаёт контрастность и нестандартный операторский взгляд. Да и в целом, системное мышление добавило красок в моё восприятие: за каждым персонажем воображение ищет характер его создателя, от поступка к поступку героев фантазия распутывает клубок индивидуальностей, создавших фильм, рисует параллельные реальности, которые вполне могли бы быть реализованы, если бы авторы и участники фильма обладали другими внутренними характеристиками.
Фантазии явно стало больше. И неслучайно: ум с системным мышлением получает огромную свободу в выборе вариаций на тему, как может выглядеть конкретный момент. Остаётся только близко-близко рассмотреть «предмет».
Оттого, наверное, нет у меня душевного созвучия с вышеупомянутым критиком, что не задаюсь я вопросом, для кого фильм «Москва-2017». Меня в нём зацепил маркетинг идей и попытка, а точнее авторская версия поисков, что нами движет, как появляется пресловутое «я желаю». Возможно, идея и не нова (а где ж сегодня новую идею в 3 часа ночи найти?), но мысли мне созвучны. Сам сюжет незатейливый: успешный маркетолог Миша Галкин вдруг начинает видеть бренды в виде монстров, растущих прямо из человека. И у него появляется желание избавить мир от брендов, дать обществу новую идею иерархии, новые ценности. Вот это и задело мои звуковые струны души, ведь поиск новой полноценной идеи для человечества — это вопрос жизни и смерти этого самого человечества. Нас с вами.
В джунглях закон простой: выживает сильнейший. В обществе примерно так же: выживает тот, кто выше ранжируется. Ну а ранг в современном обществе определяют деньги. Вот и диктует время нам: крутись, достань, заработай. Понятно, в общем-то, скажут скептики. Мысль настолько банальна, что от неё пахнет нафталином. Я только системную ремарку сделаю — ранжирование по заработку зависит от природных задатков человека. И деньги в дом приносить он способен не только крутясь, как белка в колесе. Главное — понять себя и свои истинные желания. Иначе — бег по кругу, независимо от потенциала выживания и, безусловно, чужие «желаю».
Проблема в понимании своих желаний как раз и увлекает героя фильма «Москва-2017», успешного маркетолога Мишу Галкина. Когда вдруг бренды влетают в его жизнь в виде монстров, он приходит к любопытному выводу. «Они питаются нашими желаниями, — возбуждённо говорит Миша Галкин. — Ты хочешь чего-то, и эта тварь растёт из тебя. Они возбуждают в нас все новые желания, которые невозможно насытить. Но ведь в человеке не так много желаний, чтобы тратить их на этих тварей».
Вот она — бессмысленность существования человека в современном потребительском обществе. Он живёт, чтобы потреблять. И всё, что с ним происходит, не слабее плевка в вечность: он отдаёт себя на откуп чьим-то желаниям, чтобы кто-то зарабатывал на нём.
Ещё в одном Миша Галкин прав: новые желания только увеличивают потребность в насыщении, но не само насыщение. Системно говоря, чем больше потребляешь вовнутрь, тем больше увеличивается желание, тем больше оно вызывает неудовлетворённости. Мне это всё напомнило, как я 14 лет назад мучилась, сидя на уроках по философии и религии, как же разорвать этот замкнутый круг сансары? И можно ли?
Системное мышление говорит: «Да». Для этого, правда, нужно одно условие: не получать, а отдавать.
Сколько же в нас желаний? Четыре базовых: есть, пить, дышать, спать. И всё вокруг вертится? Нет, мы же не просто животные, а человеки. И помимо базовых желаний (читай: желаний тела) мы желаем чего-то ещё дополнительно. Желания эти сформировались по мере становления человека в человека современного. Мы можем быть разными. А вот какими?
Желаем мы того или не желаем, у каждого из нас есть свои таланты, своё предназначение в этом мире, своё место. Вопрос в том, как мы таланты применяем, предназначение находим, а место — занимаем. Никто просто так не рождается, все по-эйнштейновски: ничто из ничего не появляется.
«Куда идёт человечество и я, в частности?» — этот вопрос беспокоит далеко не каждого. И не потому что ему чужды высокие материи, журавль в небе, и ближе синица в руках. Механизм, скорее, обратный: они как раз и не думают обо всём этом, потому что у них нет такой потребности. Но задумываться о таких абстрактных вопросах всё равно приходится. Здесь, как в случае со звездами Маяковского — раз уж появились на небе, значит, кому-то нужны и для чего-то созданы. Правда, искать ответы на эти абстракции может только тот, кто говорит и чувствует на языке абстракций. В системно-векторной психологии Юрия Бурлана таких называют звуковиками.
Звуковики — в потенциале гении и сумасшедшие. Это и эйнштейны, моцарты, рерихи и ленины и даже брейвики с виноградовыми. Вектор один — полюса развития разные. Но и в первом, и во втором случае, для них главное — идея. А с каким она будет знаком, плюсом или минусом, вопрос для них второстепенный. Ах, что наши проблемы по сравнению с мировой революцией?
Звуковик Миша из фильма «Москва-2017» озабочен поиском ответа на вопрос, почему общество дошло до того, что стало заменять свои истинные желания на чужие. «Фаст-фуд и все остальные бренды, вся система — это оккупация. Нежная незаметная оккупация. И все вокруг ходят счастливые и улыбаются… Кастрированный бычок тоже счастлив. Потому что не знает, что потерял. Мы ведь даже не знаем, что желания могут быть совсем другими. Нас научили любить г..но, хотеть г..но и жрать г..но».
Миша Галкин даже находит отправную точку этого процесса: этому научил Ленин. «Маркетинг придумал Ленин. И теперь это фундамент мировой экономики. Великая мировая брендовая революция победила. Мы до сих пор живём в мире, который создал Ленин. Но раньше хотя бы бренды делали под желания людей. А сейчас людей переделывают под желания брендов», — возбуждённо заключает успешный маркетолог.
Миша Галкин предложил своё, возможно утопическое, решение. Что делать всем нам, живущим за кадром ТВ и ищущим ответы на аналогичные вопросы? Наверное, можно сходить к врачу. Попросить таблеток. Но если вы звуковик, то вам это не поможет. Вы всё равно подсознательно будете искать этот ответ, будете тяготеть к идее, созвучной вашей природе — гуманистической, как у авторов Ренессанса или античеловеческой, как у «брейвиков» и «виноградовых». Остаётся только осознанно разобраться с самим собой… Возможность увидеть происходящее в собственной душе настолько глубоко, чтобы понять свои настоящие желания и возможности, предоставляет Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Зарегистрироваться на бесплатные онлайн-лекции можно по ссылке: https://www.yburlan.ru/training
Вот нам, звуковикам, спокойно не живется. )) Нет чтобы в свое удовольствие тихо зарабатывать денежку. Нам идеи подавай.))
Что бы этот мир делал без наших идей. Главное, чтобы идеи были созидательные, а не по принципу: хотели как лучше... А для этого хорошо бы научиться понимать самого себя. Тренинг нам в помощь. ))
Здравствуйте, Наталья!
Как хорошо представлена идея! Вы - поэт. Я - Ваш поклонник!
Спасибо!