Жизнь после крика. Почему нельзя кричать на ребенка
«Сколько можно мечтать? Ты сидишь на уроке и должен слушать учителя, а не витать в облаках!» Такое можно услышать на уроках в любой школе. Ученик бы и рад слушать, но почему-то не получается. Мысли сами куда-то уносятся вдаль, увлекая внимание за собой.
Если ребенок не понимает, то воспитывающие считают, что он лучше поймет крик. И кричат-воспитывают, не стесняясь. Дома, в школе, на улице, наедине и при посторонних. Кричат учителя, кричат воспитатели.
Самое главное – на ребенка кричат родители.
Немного теории
Легко заметить, что у всех детей реакция на крик разная. Это обусловлено различием врожденных особенностей психики. Системно-векторная психология Юрия Бурлана выделяет восемь векторов – восемь групп желаний и психических свойств, обеспечивающих реализацию этих желаний.
Развитие векторов завершается с окончанием пубертата, а реализация происходит всю дальнейшую жизнь. Счастлив тот, чье развитие проходило в благоприятных условиях, и дальнейшей реализации ничто не мешает.
Благоприятные условия для развития заложенных природой свойств обеспечиваются чувством безопасности и защищенности, ощущаемым ребенком. Главная роль в этом отводится маме, в меньшей степени зависит от папы. От внутреннего состояния матери зависит развитие ребенка, психическое и физическое, его отношения с миром. При потере чувства защищенности ребенок останавливается в развитии и, как рано сорванный плод, который так и остается зеленым и горьким, не способен реализовать себя в обществе, занять в нем достойное место.
Одним из травмирующих факторов для ребенка, лишающим его ощущения безопасности и защищенности, является крик. Это и разговоры на повышенных тонах, и сами крики. Ссоры, случающиеся между родителями или родственниками в присутствии детей. И непосредственно направленный на ребенка крик.
Слишком активный ребенок
Быстрый, ловкий, адаптивный к изменениям. Схватывает все на лету – рожден для успеха. Есть и желание, и способности, заложенные для этого природой. Ребенок с кожным вектором не может сидеть на одном месте спокойно, долго заниматься одним и тем же делом, ведь надо успеть много других сделать.
Когда он слышит крик в свой адрес: «Ты неудачник, ничего из тебя не выйдет!» – или что-то похожее по смыслу, закладывается сценарий на неудачу. Это у человека, рожденного стать инженером, законотворцем, управленцем! Это о нем поется в известной песне: «Что они ни делают, не идут дела». Только не в понедельник его мама родила, а просто на него кричали и унижали в период, когда происходило развитие.
Здесь срабатывает природный механизм защиты. Кожный ребенок во всем стремится быть победителем, психологически он еще не готов к поражениям. Удар по жизненным ценностям и устремлениям вызывает выработку эндорфинов – гормонов радости. Для того, чтобы помочь психике перенести эту боль. Гибкая кожная психика быстро приспосабливается к любым условиям. При постоянных оскорблениях гормоны радости начинают вырабатываться от унижения. И человек уже бессознательно ищет повод для страданий.
Одна четвертая часть населения при неправильном воспитании рискует вырасти в неудачников. А терпения для того, чтобы спокойно воспитывать подвижного, неусидчивого ребенка, хватает не у всех и не всегда.
Маленький упрямец
У ребенка с анальным вектором, от природы стремящегося быть лучшим во всем, крик вызывает торможение, к которому он и так предрасположен от природы. Да и как не прикрикнуть на него, вечно копошащегося и будто специально делающего все медленно? Только это не так. Он не медлит, а тщательно продумывает, анализирует, чтобы работа была сделана наилучшим образом. В психическом ребенка с анальным вектором присутствует страх опозориться, что усугубляет действие крика.
Ступор, невозможность собраться с мыслями. Память из отличной, идеально созданной для накопления и передачи опыта, начинает отказывать в самое неожиданное время и копить вместо знаний обиды, мешая развиваться и реализовать свои задатки. Таков печальный результат воздействия крика на ребенка с анальным вектором. И тогда вместо лучшего ученика получаем двоечника, вместо лучшего сына – упрямца и спорщика.
«А, тормоз несчастный!» – слышит он в сердцах брошенную фразу от одноклассников, учителей или родителей. И вместо лучшего друга, отца, мужа, каким от природы создан обладатель анального вектора, получаем обиженного на весь мир диваносидельца, не способного предпринять что-либо для изменения ситуации. А общество не получит лучшего эксперта и аналитика, мастера «золотые руки», учителя или ученого. Взрослый мужчина, наделенный от природы мощным либидо, будет страдать от сексуальных расстройств, уходящих корнями в далекое детство.
Мама для анального ребенка – самое важное в жизни. Да и во взрослом возрасте остается привязанность в виде благодарности, особого уважения и заботы, которая проецируется на всех женщин. Крик и мамино оскорбительное «мнение» о его способностях больше всего повлияют на ребенка с анальным вектором. На всю жизнь тяжелым грузом остается обида на мать, лишая и развития, и возможностей для счастья.
Слишком эмоциональный малыш
Самой большой чувственностью обладают люди со зрительным вектором. Восторженные и впечатлительные, с быстрой сменой эмоций. От плача до смеха – доля секунды. Рожденные в страхе, они за полтора десятилетия должны научиться выносить свои чувства наружу – на сопереживание другим. Тогда их бесстрашию не будет предела. В раннем возрасте создают эмоциональные связи с неживыми предметами, игрушками, позже – с животными, затем с людьми. Это важные этапы развития зрительного вектора. Без родительской поддержки и защиты не обойтись.
Любовь, воспетая многими поэтами, это чувство, проживаемое именно людьми с развитым зрительным вектором. Они умеют любить, отдавая себя без остатка, сострадая и, в буквальном смысле, исцеляя своей любовью.
Крик блокирует развитие ребенка со зрительным вектором, погружая его в пучину страхов, ночных кошмаров, суеверий. Где ребенку искать защиту, когда разрывается эмоциональная связь с тем единственным человеком, кто способен победить «монстров под кроватью»?
С возрастом страхи не проходят, лишь изменяются в пределах от просто страшно до очень страшно. Фобии, панические атаки. Общество получает истеричек, требующих внимания к своей персоне. Причем, это относится в равной степени и к женщинам, и к мужчинам.
Кричим на ребенка, а губим гения
Наиболее губительное влияние крик оказывает на ребенка со звуковым вектором. Имея от природы чуткое ухо и абстрактный интеллект, он чутко улавливает малейшие изменения в интонации, различает смыслы, заложенные в словах. Большой психический потенциал звуковика позволяет задумываться о вопросах, мало волнующих других людей. О смысле жизни, о причинах происходящих событий, о судьбе Мироздания, кто мы и для чего живем. И многих других, не касающихся материальной стороны жизни.
Интроверт от природы, держится особняком от всех детей, не разделяя обычные детские шалости. Крик для такого ребенка является самым травмирующим фактором, лишая его способности обучаться через устное слово. Попросту говоря, он перестает понимать услышанное. Он не хочет слышать, замыкаясь в своем внутреннем мире.
Аналогично действуют на него и слова с оскорбительным смыслом. «Идиот! Лучше бы я аборт сделала!» – говорить такое потенциальному гению равносильно убийству. В результате, у звуковика может развиться аутизм или шизофрения.
Крика можно избежать
На ребенка с любым вектором крик оказывает негативное влияние, останавливая его развитие. Увы, не всегда родители понимают причины нежелательного поведения, используя крик как последний аргумент. Кажется, он иначе не понимает. А ребенок зачастую не способен вести себя «как надо». И задача родителей – распознать в своем малыше заданные от природы свойства, чтобы направить их в нужное русло.
Подробнее узнать об особенностях воспитания детей с разными векторами можно на бесплатных онлайн-лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Там же вы поймете, что именно лежит в основе вашего раздражения на неправильное поведение ребенка, и как от него избавиться.
Узнать больше вы можете, зарегистрировавшись на бесплатные онлайн-лекции.