Звезда и смерть Владислава Листьева. Часть 2
В первый день весны 1995 года он вел свой последний эфир, как всегда давая зрителям надежду на будущее. Ведь многие связывают с приходом весны надежды на перемены к лучшему. Этого так хотелось российскому зрителю, напуганному беспределом и развалом послеперестроечного периода. От его слов успокаивались сердца. Его улыбка проникала в душу.
В тот день он не хотел ехать домой, как будто чувствовал, что его ждет. Он думал о возможности такого исхода, но до конца не верил в то, что это случится.
Телевидение создается людьми со зрительным вектором. Прежде всего потому, что телевидение – это «картинка». А человек со зрительным вектором получает самое большое удовольствие от ее созерцания, от восприятия света и цвета. Ведь именно у него глаза – самый чувствительный сенсор. И еще телевидение – это впечатления и эмоции, которые необходимы любому зрительному человеку.
Талант ведущего
Владислав Листьев стоял у истоков нового телевидения, в котором обычный, простой человек становился главным действующим лицом. Программа «Взгляд», в которой Влад впервые появился перед зрителями, в этом смысле стала революционной. И для того чтобы вести ее, у нового ведущего должны были быть навыки общения, эмпатии, умение найти подход к каждому человеку, заставить его раскрыться перед камерой.
Кожно-звуко-зрительные журналисты очень востребованы на телевидении, где требуются умение приспосабливаться к быстро меняющейся ситуации, навыки чувствовать настроение другого человека, говорить убедительно и завладевать всеобщим вниманием. Именно он в созданной в 1987 году программе «Взгляд» задавал настроение, будучи самым ярким из всех ведущих. Его больше всех любили зрители.
В его отношении к зрителям чувствовалась не только зрительная эмпатия, но и звуковая способность сосредотачиваться на человеке. Он понимал и уважал людей. Люди были ему интересны. Как-то он заметил: «Просто всегда важно помнить, что ты – не главное лицо на телепередаче».
Владимир Познер так говорил о профессиональных качествах Влада Листьева: «Безусловно, он обладал главным талантом ведущего, а именно – умением «пробить» экран и оказаться сидящим рядом с каждым отдельно взятым зрителем… Каждый раз, когда он был ведущим, программа получала совершенно колоссальную популярность… Он нашел ключ к зрителю, умел этого зрителя заинтересовать, и делал он это в высокой степени профессионально».
Душа компании, любимец женщин
Все, кто знали Влада, всегда отмечали его способность быть душой компании. Он был очень общительный, влюбчивый, много шутил. Несмотря на трагичные события в своей жизни, он был очень легкий человек и всегда нравился женщинам, потому что окружал их головокружительной заботой.
С одной стороны, его любвеобильность была связана со зрительным вектором, для которого характерно состояние поливлюбленности. С другой стороны, в женщине он очень ценил развитость и интеллект, а это потребность звукового вектора.
«Если у женщины есть изюминка, если она умна, то она мне уже нравится. Это – главное, все остальное вторично, – говорил он. – Я не могу влюбиться в глаза, я не могу влюбиться в волосы. Я могу влюбиться в то, что есть здесь», – показывает на голову Влад в одном из интервью. В этих словах просматривается приоритет звукового человека.
Такой была и его третья жена Альбина Назимова. Говорили, что сконцентрироваться на своей работе, выйти из запоя, который стал следствием трагического конца его двух прошлых браков, помогла ему именно она. Однако сама она отрицает это.
Альбина говорит о том, что просто в какой-то момент человек становится взрослым – ведь все мы взрослеем не сразу. Возможно, просто любовь к ней помогла ему сконцентрироваться на главном – на людях, на том, что он несет в этот мир. И начать в полной мере брать на себя ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь общества. А любимая женщина поддержала его в этом стремлении.
Руководитель и продюсер – талант редкий и масштабный
С момента закрытия программы «Взгляд» начался стремительный взлет карьеры Владислава Листьева. Телеведущий, автор новых проектов, продюсер – задачи росли по экспоненте. Каждый раз он стоял перед новым выбором, каждый раз расширял свои возможности.
Как талантливый автор, он сделал настоящий прорыв на телевидении, создав ряд передовых на то время программ, удивительным образом удерживая баланс между развлекательной и общественной функцией телевидения, полностью изменив формат телевещания в России. Сверхпопулярные в то время программы «Поле чудес» и «Угадай мелодию», «Тема» (первое на российском телевидении ток-шоу) и «Час Пик» раскрывают всю широту его звуко-зрительного таланта.
Назначение на пост генерального директора Российского общественного телевидения стало пиком его карьеры. Совсем молодой по нынешним меркам человек – 38 лет – получил в свои руки мегапроект и шанс сделать то, о чем давно мечтал. Здесь проявился его талант руководителя – редкий и масштабный. Он ввел совершенно новую форму управления, какой до него здесь никогда не было.
Всегда четко ставил задачи, ведь он знал свою работу досконально. С одной стороны, он понимал, как делаются программы, был отличным ведущим, талантливым продюсером.
С другой стороны, он проявил себя как хваткий коммерсант, организатор и менеджер от Бога. Здесь проявились развитые кожные качества Влада.
Благодаря занятиям спортом, он еще в юном возрасте прекрасно развил в себе свойства кожного вектора – организованность, умение ограничивать себя ради достижения цели, способность быстро адаптироваться. И еще соревновательность, стремление во всем быть первым, желание победить.
Вверх по социальной лестнице
Судьба Владислава Листьева наглядно показывает нам эффективность системы работавших в СССР социальных лифтов, когда любой гражданин страны, на каком бы социальном дне он ни находился, всегда имел шанс выбиться в люди, благодаря хорошо отлаженной системе образования, кружкам, специализированным школам-интернатам. Ни один ребенок не был предоставлен самому себе. Даже если его окружение не создавало условий для его развития, заботу о нем брало на себя государство.
Системно-векторная психология Юрия Бурлана отмечает этот факт как яркое проявление уретрального коллективистского менталитета нашего народа, в котором нет чужих детей, все дети – наши. Это особенно ярко проявлялось при подходящей нашему менталитету общественной формации, которая была в СССР.
В этом смысле Владу Листьеву повезло, и, несмотря на заданные начальные неблагоприятные условия, он смог не только хорошо адаптироваться в жизни, но и реализоваться по максимуму.
Тройку ведущих «Взгляда» считали «золотой молодежью», выходцами из интеллигентских кругов. Захаров и Любимов действительно были из околодипломатических семей, а вот Листьев к этому кругу не относился. Он только казался счастливчиком и везунчиком. Его достижения – результат заботы государства о детях и его собственной тяжелой работы, постоянного преодоления трудностей.
Именно благодаря этому он стал «легендой российского телевидения». И если бы не трагическая развязка жизни Владислава Листьева, кто знает, каким бы было русское ТВ в наши дни.
Причины бесстрашия
Владислав Листьев развивал новое телевидение и взял на себя руководство ведущим телеканалом в трудные для России 90-е годы – годы развала экономики, расцвета бандитизма и коррупции.
Он осознавал, что ввязался в опасную игру за телевещание, в котором делили сферы влияния в том числе и криминальные структуры. Владислав Листьев хотел разрушить устоявшуюся монополию отдельных рекламных компаний и сделать телевидение не рупором рекламы и пропаганды, а общедоступным образовательно-культурным СМИ.
Он поддержал решение руководства телеканала о моратории на трансляцию рекламы на ОРТ, после чего количество угроз в его адрес стало расти. Многие из его окружения говорили о том, что перед своей гибелью Влад чувствовал, что это может стоить ему жизни. И тем не менее он не отказался от своей идеи.
Что сделало его столь бесстрашным? Его вели любовь к людям и идея о лучшей жизни. Здесь мы снова видим проявление его звуко-зрительной связки векторов.
Владислав сумел максимально реализовать свои зрительные свойства. И позитивный полюс эмоциональной амплитуды в его случае проявился очень ярко: когда человек любит людей, он ничего не боится.
А его идея сделать телевидение более человечным, несущим вечные ценности, а потому интересным каждому, помогла ему забыть о себе в стремлении к будущему.
Константин Эрнст вспоминал о встрече последнего для Влада 1995 года. В новогоднюю ночь они стояли с ним у окна, смотрели, как падает снег, и говорили на философские темы. И вдруг Влад почему-то заговорил о смерти…
Жизнь, прерванная на взлете
В первый день весны 1995 года он вел свой последний эфир, как всегда давая зрителям надежду на будущее. Ведь многие связывают с приходом весны надежды на перемены к лучшему. Этого так хотелось российскому зрителю, напуганному беспределом и развалом послеперестроечного периода. От его слов успокаивались сердца. Его улыбка проникала в душу.
В тот день он не хотел ехать домой, как будто чувствовал, что его ждет. Он думал о возможности такого исхода, но до конца не верил в то, что это случится. Ведь как можно покуситься на любимца публики? Друзья просили его нанять телохранителя, но он отказывался. В тот вечер он возвращался домой один и был убит в своем подъезде двумя выстрелами.
Альбина Назимова: «Есть люди, которые воспринимают собственную жизнь и работу как чудо. Влад относился именно к таким людям. Он был счастливым человеком. Умел получать удовольствие от всего: от работы, общения с друзьями, вкусной еды, хорошей книги, от того, что на улице светит солнце. Профессию свою обожал, все время думал о работе».*
Таким он и останется в нашей памяти – улыбчивым, светлым, полностью отдающимся любимому делу, верящим в лучшее будущее. Человеком, который, несмотря на все жизненные трудности, сумел раскрыть свой талант великой любви к людям и согреть ею их сердца. Человеком, максимально реализовавшим свое предназначение, несмотря на количество лет, отпущенных судьбой. Человеком-легендой, человеком-эпохой, невероятно близким и родным каждому русскому человеку.
*http://profilib.com/chtenie/44044/evgeniy-dodolev-vlad-listev-pole-chudes-v-strane-durakov-32.php
А ведь я была тогда в Останкино на прощании с Владом Листьевым... Отстояла на холоде длиннющую очередь из простых людей - прямо как в Мавзолей Ленина. Наблюдала, как известные работники ТВ идут туда же, без очереди... И на Ваганьковском кладбище на его могиле тоже была. Зачем? Почему? Я тогда была студентка и у меня даже телевизора не было - я его передачи смотрела изредка только, на каникулах у родителей. Сейчас понятно, что смерть Владислава Листьева стала колоссальной потерей чувства защищенности и безопасности для всего общества, ведь все его так любили. И таким образом я пыталась хоть как-то разобраться, попытаться понять, что происходит и почему...
Марина, большое тебе спасибо за эту статью! Еще один разгаданный пазл в картине мира!!!