Звук космической песни художника Ансельма Кифера
Творчество Ансельма Кифера переросло уровни интересов и желаний личности, коллектива и даже страны. Он чувствует историческую ответственность, мыслит в масштабах Вселенной. Его голос, как голос художника, слышен миру. Его желания и ценности созвучны с общечеловеческими...
Вселенная шумит и просит красоты,
Кричат моря, обрызганные пеной,
Но на холмах земли, на кладбищах вселенной
Лишь избранные светятся цветы.
Я разве только я? Я — только краткий миг
Чужих существований. Боже правый,
Зачем Ты создал мир, и милый и кровавый,
И дал мне ум, чтоб я его постиг!
Когда поэт Николай Заболоцкий написал строки этого стихотворения, Ансельму Киферу исполнилось 12 лет. Позади у будущего художника послевоенное детство в разрушенном бомбежкой немецком городке, авторитарное воспитание отца, который воевал и получил ранение в России. Позади религиозное рвение с полным разочарованием, когда после первого причастия не случилось ожидаемого просветления. Впереди — поиск, битва с собой и своими противоречиями, изучение истории, философии, мифологии, увлечение поэзией.
Сейчас — это мировой успех при жизни, слава одного из самых актуальных, эрудированных и креативных художников. Несмотря ни на что, в эпоху цифровых технологий, компьютерных и голографических эффектов, творчество Кифера остается заметным, ведь его полотна звучат особой запредельной музыкой.
Ансельм Кифер из тех художников, о которых говорят: не для всех. Его картины — это глубокое исследование борьбы между хаосом и порядком. Они заставляют быть собранными, внимательными, серьезными, как фильмы Бергмана, Тарковского, как книги Достоевского, Пруста, Маркеса, музыка Вагнера и поэзия Рильке. Художник своим творчеством ведет взрослый, иногда жестокий разговор со зрителем: не прячется от того, что может испугать нас или показаться сложным для понимания. Его путь — посередине, между тем, где слишком много порядка означает творческую смерть, а слишком много хаоса — безумие.
Новое рождается из памяти
Немецкий художник родился 8 марта 1945 года в подвале больницы городка Донауэшинген. В ту же ночь их дом разбомбили. Мальчик рос среди руин зданий, разрушенных войной, руин материальной и духовной опустошенности немецкого народа, руин сломанных судеб и разделенной страны.
Маленькому Ансельму не было пока дела до трагической жизни послевоенной Германии. Для него руины означали вовсе не конец, а начало. Дети ведь не судят, они просто играют: строят, ломают и снова возводят. Руины — это то, что позволяет начать сначала. Уже подростком мальчик начинает понимать сложность последствий войны. А его родина за 45 лет с начала двадцатого века успела пережить два поражения. Униженная Европой после Первой мировой войны страна прячет «сжатые кулаки в карман». Жесткие, грабительские условия Версальского договора, вызвавшие нестабильность и экономическую, и социальную (в стране процветали грабежи, воровство, убийства), стали в определенной степени причиной прихода к власти нацистов.
Еще через 25 лет Германия проигрывает и во Второй мировой войне. Теперь уже Нюрнбергский процесс предъявляет немецкому обществу доказательства преступлений: концлагеря, Холокост. Трудно представить чувства немцев, которым приходилось признать себя частью нации, уничтожившей тысячи и тысячи жизней. Людям присуще оправдание себя, поэтому признание вины и ответственности за произошедшее для немцев было непростым процессом. Часть народа Германии страдала, как написал учитель Ансельма художник Йозеф Бойс, «визуальной амнезией», другая — тонула в чувстве вины за содеянное.
Тонко чувствующий, способный к состраданию и сопереживанию, юный Кифер смог понять эти сложные состояния соотечественников и посвятить свое творчество попытке примирения немцев с прошлым. Он будет показывать историю народа без обвинений, но обнажая болевые точки прошедшей войны в своих работах.
Мир, как в стихотворении Заболоцкого, «и милый и кровавый» — это родина Ансельма Кифера. «Моя биография — это биография Германии, — скажет впоследствии художник. — Родина — это все, что я помню. Это не что-то физическое, это моя память, то, что у меня в голове». Кифер творит из материала своего детства, из опыта, из прошлого, истории страны и человечества.
Векторы судьбы
С детства мальчик хотел быть художником. Его отец, учитель рисования, назвал сына Ансельмом в честь классического немецкого художника, которым он восхищался. Поэтому желание мальчика отчасти было предопределено средой, в которой он рос. В доме были холсты, кисти, масло, акварель. Отец открыл для него мир творцов и творчества.
Благоприятная среда и, конечно, задатки, которыми обладал Ансельм Кифер, направили его к живописи. Качества и свойства двух векторов — анального и зрительного — позволяют человеку стать художником. Необходимы усидчивость, кропотливость, желание довести работу до идеального состояния — это свойства анального вектора. Восприятие цвета, формы, желание запечатлеть прекрасное, поделиться этой красотой с другими людьми — это свойства зрительного вектора.
Но природная одаренность и среда — это тоже еще не все, что нужно, чтобы стать настоящим художником. Только развитость качеств анально-зрительной связки векторов позволит человеку создавать настоящее искусство.
От природы людям со зрительным вектором дана особая чувствительность. Им присуща впечатлительность, тонкая наблюдательность и повышенная восприимчивость к цветовым оттенкам и их сочетаемости. Обучение рисованию маленького Ансельма способствовало развитию и образности, и восприятия красоты и чувственной сферы.
Но мелкобуржуазная среда, в которой взрослел Ансельм, сдерживала его творческие порывы своими религиозными ограничениями, собственническим мировоззрением. Юноша мечтал сбежать из этого мира, его тянуло к чему-то невозможному, неизведанному. Это было желание познать смысл существования, почувствовать связи, соединяющие элементы природы. Таково проявление в человеке свойств звукового вектора. Поиск различных реальностей, мировой общности, права на жизнь находит отражение в будущих картинах Ансельма Кифера, добавляет глубину и масштабность его творчеству.
Кифер не только рисует, он вдумчиво исследует историю, мифы своей страны и человечества и превращает осмысленный материал в источник вдохновения. Влечение художника к истории, к прошлому своей страны, всего человечества — это проявление анального вектора. Ансельм Кифер ищет истоки, хочет извлечь опыт прежних времен и передать его людям. Его работы наполнены немецкими, греческими и египетскими мифологическими отсылками, Ветхим Заветом, Каббалой. Сочетание звукового, анального, зрительного векторов поддерживает его стремление искать параллели, например, между математической моделью теории струн и скандинавскими Норнами, плетущими судьбу людей и богов.
Постичь тайны Вселенной, открыть людям некую истину — приблизительно так можно описать мечты и ценности человека со звуковым вектором, или звуковика. И творчество Ансельма Кифера именно такое: оно выходит далеко за рамки того, что можно видеть глазами. В его странных картинах нет однозначности — они многослойны в прямом и переносном смысле. Свертки смыслов, заложенные в его работах, как сжатая пружина, раскручиваются, рождая поток ассоциаций у тех, кто готов увидеть.
Его картины можно читать. Художник сочетает коллаж и живопись, использует надписи, страницы, а иногда и целые книги. Бумажные тексты, меловые знаки, отчетливые и чуть заметные на живописной поверхности, тонко увязаны с другими слоями. Они словно вибрируют и структурируют «хаос» образов и фактур.
Прикосновение
Фотографии, масло, смола, уголь, свинец, штукатурка, картон, песок, проволока и настоящие растения — художник применяет разные техники и материалы, чтобы создать конкретно-чувственные образы, чтобы передать идею. Фактура картины становится выразительным средством. Сложные замесы земли, глины, перемешанные с соломой, пеплом, втираются в живописное полотно, создавая то безжизненный ландшафт, то пустынную дорогу, то одинокие брошенные здания. Художник лепит, формирует материю и пространство понятного ему замысла. Когда взгляд прикасается к картине, ее сложному текстурному рельефу, то кажется, что проникаешь в саму фактуру истории: то изодранную и кровоточащую, как картины о Холокосте, то ржавую и искореженную, как корабли в работах, посвященных поэту Велимиру Хлебникову, то огромную и непостижимую, как небо на картине «Звездопад».
Ансельм Кифер — современный алхимик. Он вынуждает материал перерождаться, используя методы вплавления, вытравления, обжига, гальванизации. Кифер — художник-экспериментатор, он — бунтарь, он — творец и разрушитель. Тема разрушения прослеживается в его работах, как идея постоянного обновления, возрождения в природе, в эволюции человечества. Пластическое и живописное искусство в его талантливых руках соединяет идею и материю в парадоксальный и неоднозначный сплав.
Масштабность
Ансельму Киферу 75 лет. Вся его жизнь — это интерес к искусству и увлеченность творчеством. Давно и надежно обеспеченный (его картины продаются за миллионы долларов), не испытывающий давления извне, он продолжает творить. Вдохновенно. Свободно. Без принуждения.
Что дает ему силы? Его зрелая, реализованная личность. Понимание своего предназначения и важность движения вперед. Не бездумное и по инерции, а осмысленное, исходящее из внутренней потребности.
Такую глубину и масштаб личности дает высокий уровень развития звукового вектора. Объем врожденных желаний у человека со звуковым вектором наибольший, по сравнению с объемами психики других векторов. Для звуковика естественен размах желаний, для его мысли нет размера, и она способна проникать за пределы Вселенной. Это потребность людей со звуковым вектором — ставить новые вопросы перед человечеством. Это их свойство — уметь мыслить глобально, потому что решение таких задач приносит им колоссальное наслаждение.
Широта размаха Ансельма Кифера отражает масштаб его ценностей и те мировоззренческие проблемы, которые тревожат и определяют его художественное мышление. Художник считает, что «искусство — это место, где можно задавать себе вопросы». Эти непростые вопросы он своим творчеством адресует и нам, зрителям, открывая наши умы и сердца, заставляя чувствовать и думать. Его творческий диалог не с самим собой, а с другими. Это сообщения, написанные для нас. Они адресованы сообществу людей.
Это внутреннее звуковое желание — охватить невозможное, найти скрытое — побуждает немецкого художника искать новое вдохновение и новые средства выразительности для своих работ, соединять несоединимое. Кифер сворачивает, сгущает, обобщает смыслы до живописно-материальных образов и помещает их на свои полотна.
Мощное воздействие творчества Ансельма Кифера не только в алхимической трансмутации материалов. Размер его полотен просто огромен. Они монументальны. Зритель буквально оказывается внутри пространства картины, становится частью изображенного мира. Как тот, кто впервые зашел под своды Кельнского собора, так и тот, кто оказался перед масштабными работами Кифера, испытывают невыразимый трепет и ошеломление. Это ощущение безграничности пробуждает идею возвышенности, включает эмоции и, как сказал Кант в работе «Критика практического разума», «…наполняет мой дух растущим восхищением и уважением…».
Масштаб в отношении личности — это ценности человека. Творчество Ансельма Кифера переросло уровни интересов и желаний личности, коллектива и даже страны. Он чувствует историческую ответственность, мыслит в масштабах Вселенной. Его голос, как голос художника, слышен миру. Его желания и ценности созвучны с общечеловеческими.
Искусство — это способ сделать ситуацию очевидной
Многие ли понимают, что есть сотни разных возможностей в жизни и что мы сами строим свой путь, отказываясь от чего-то в пользу чего-то. Когда творческий человек создает свое произведение, будь то писатель, скульптор, художник, дизайнер, у него есть множество возможностей на выбор: чем закончится история или какая деталь станет главной в картине. Нам всегда приходится принимать решения. Выбирая один путь, мы отказываемся от других возможностей. И прямо сейчас этот вопрос актуален для человечества.
Искусство Ансельма Кифера — это не только о прошлом, это и о будущем. Это вопрос: что выберет человечество?
Чудесная статья! Так странно, сейчас смотрю фильм "Шоа" об истории лагерей смерти и Холокосте. И когда смотрю на этих свидетелей по ту сторону колючей проволоки, тех кто привозил людей в лагеря, убивал, закапывал в ямы или просто безмолвно наблюдал со своей земли уничтожение людей...не отпускает мысль. Что? Что они чувствовали творя такую бесчеловечность? И почему-то в этой статье частично получаю ответ на сложный вопрос. Спасибо.