Я работала с детьми-аутистами около 7 лет, пока мою судьбу кардинально не изменила война в Донбассе. За годы работы я многократно сталкивалась с тем, что ко мне приводили неверно диагностированных детей: в некоторых случаях у них по факту была умственная отсталость, органические нарушения и другие проблемы. Настоящих аутистов было видно сразу – погружение в себя, минимальный контакт с окружающим миром или вообще отсутствие такового.
В результате тренинга по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана стала понятна природа этого состояния – звуковая природа. Погружение в свои мысли необходимо обладателям звукового вектора для выполнения своей видовой роли. Но что происходит с развитием ребенка, и почему он теряет способность к обучению и контакту с другими людьми?
Опытным путем, еще до тренинга, я определила, что все аутисты очень восприимчивы к звуку вообще. Например, занятие с ними проходит намного легче, если говорить тихо, но разборчиво. Практически каждый из них очень восприимчив к музыке – от полной ее непереносимости до завороженного слушания часами.
Но только после тренинга стало понятно, откуда берется такая разница в поведении у аутистов: почему одни могут сидеть часами на полу, совершая монотонные действия, а других – словно «ведет» поле, пространство, они и секунды не могут усидеть на месте, сосредоточить взгляд. Оказалось, что при наличии у всех аутистов звукового вектора, нижние вектора у детей отличаются.
Например, анальный звуковичок малоподвижен, заворожено совершает монотонные действия. Звуковик с кожным вектором вообще не может задержать ни свое движение, ни свой взгляд, пространство будто «кружит вокруг него».
Кстати, работать с анально-звуковыми было легче, но в потенциале – менее результативно. Возможно, травмированный звуковой вектор неким образом добавлял и анальности эффект дополнительного ступора. А вот кожные звуковички при, казалось бы, полном отрешении от действительности, оказывается, успевали «схватить» информацию на лету.
Общее – одно: травмированный звуковой вектор. Почему это происходит? В каждом конкретном случае набор причин свой. Но тенденциозно в семье всегда есть либо истеричная мама, либо бабушка. Реже, но все-таки статистически наблюдаемо на этом фоне маячил еще и фрустрированный отец с анальным вектором. Со всеми вытекающими последствиями — рукоприкладством, оскорблениями, и т.д.
В период своей работы с аутистами, я еще не была знакома с Системно-векторной психологией, но интуитивно чувствовала, что работать надо в первую очередь с семьей. Поэтому занятие с ребенком начиналось только после того, как хотя бы один из родителей проходил специальные тренинги, на которых я рассказывала просто свой собственный, проверенный годами опыт: как именно аутисты воспринимают и видят мир, как легче с ними взаимодействовать и быть услышанным.
А опыт мой был не только рабочим, но и личным – на тот момент мне удалось уже достичь неплохих результатов с собственным сыном-аутистом. Сейчас понимаю, что это мой собственный звуковой вектор во мне давал эту возможность глубокого погружения в тот мир, в котором существуют эти дети. Тот особый мир, в который они убегают от мира реального, не в силах пережить эту боль от психических травм в звуковом векторе.
Эффект, кстати, был колоссальный. Оказалось, что большинство родителей таких деток действительно не понимают своего ребенка. Они начинают кричать еще громче, в ожидании реакции ребенка. Анальные папы просто их бьют, особенно кожных звуковичков, с которыми много хлопот в быту.
«Венцом творения» был папа с анальным вектором, который не просто бил кожно-зрительно-звукового аутиста, а еще и… запирал его в кладовке. Угадайте зачем? Чтобы перестал бояться темноты, покричал и перестал, переборол свой страх…
Наверное, если бы я была знакома с Системно-векторной психологией Юрия Бурлана намного раньше, мне удалось бы помочь полностью выйти из этого состояния не только своему сыну, но и другим детям. Без этой базы, на тот момент я смогла лишь добиться того, что родители начинали хоть немного понимать своих детей и сотрудничать с ними (в результате моих обучающих семинаров). А уже непосредственно на занятиях с детьми (родители участвовали в нем обязательно) – я показывала практические методики обучения.
Думаю, Системно-векторная психология Юрия Бурлана – это настоящий прорыв в понимании природы аутизма. Обладая этим знанием, можно существенно усовершенствовать подобные «родительские курсы». И тогда родители будут действительно во всей полноте осознавать особенности своих детей, через их векторальный набор.
Думаю, конечный результат будет во многом зависеть от адаптивной способности родителей и их стремления к осознанности. Если родитель любит своего ребенка, готов пытаться понять его и изменить свое взаимодействие – возможно, станет реальным вывести такого ребенка в реальный мир обратно, вернув ему ощущение защищенности и безопасности. В любом случае, начинать нужно с нас, взрослых. С нашего осознания и наполнения себя. Пока родители в стрессе – мало шансов не только на реабилитацию аутистов, но и вообще на то, чтобы все мы в целом, сумели воспитать развитое и реализованное поколение потомков.
Тэги: детский аутизм;