Что такое страх. Зеркало души
Но почему человек испытывает нестерпимый страх, когда на самом деле ничего не угрожает? С другой стороны, почему он может добровольно подвергнуть жизнь опасности: пожертвовать собой или шагнуть вниз из окна? С точки зрения эволюции и инстинктов это ошибки...
Когда пришла в себя, удивилась, что еще жива. Почувствовала, что лежу на чем-то жестком. Оказалось, в проходе между креслами. А рядом свистящая бездна. Мыслей в голове не было. Страха тоже. В таком состоянии, в котором была я — между сном и явью, — страха не бывает. Единственное, что вспомнилось: эпизод из итальянского фильма, где девушка после крушения самолета парила в небе среди облаков, а потом, упав в джунгли, осталась жива. Я не надеялась уцелеть. Хотелось только умереть без мучений.
В 1981 году самолет Ан-24 столкнулся с военным бомбардировщиком. Так описывает крушение Лариса Савицкая — единственная, кто выжил. «Страха не было». А что такое страх? Разве не желание остаться в живых в самых экстремальных условиях? Разберемся с помощью знаний с тренинга Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».
Страх — это эмоция, которая возникает, когда мы хотим жить, но есть угроза жизни. На нас бросается медведь, тело в шаге от разрушения, но мы должны спастись любой ценой. Живое существо стремится выжить. Человек не исключение из правила. Но, в отличие от животного, в опасной ситуации он реагирует не только физиологически, но и чувствует сильнейшую эмоцию — страх.
Мы тоже были животными
Организм ближайшего предка homo sapiens и наше тело реагируют на угрозы похоже. Включается целый комплекс процессов, задействуя по максимуму все способности, защищая нас. Внешне поведение большинства млекопитающих делится всего на три группы: сбежать, напасть и спрятаться.
Ни одно живое существо не хочет умереть, но каждый выживает по-своему, и критерий «угрозы» у каждого свой. В дикой природе главное, что угрожает жизни, — хищники и голод. Если животное сбежало от хищника и нашло пропитание, оно выживет. И передаст детенышам свой метод убегать, прятаться и защищаться от угроз.
Виргинские опоссумы притворяются мертвыми. Это маленькие ушастые черно-белые животные с розовыми лапками — «гибрид» крысы и хорька. Они бегают не очень быстро, а когти и зубы оставляют желать лучшего. Так что в опасной ситуации опоссум впадает в кому: из открытой пасти высовывается язык, мышцы расслабляются, чувствительность притупляется. Замедленный ритм сердца и дыхания делает сходство с трупом абсолютным.
В случае опасности животные никогда не ошибаются. У них есть свои приемы против врагов — механизм эволюции отработан в миллионах поколений. Беспомощные детеныши прячутся в ожидании родителей, взрослые и сильные копытные убегают что есть мочи, а загнанные в угол волки и медведи набрасываются на врага с клыками и когтями. Что такое страх животного? Его нет. Животные не чувствуют эмоций. Они чуют опасность и избегают ее инстинктивно.
Физиологически при виде угрозы человек реагирует выбросом адреналина, притоком крови к мышцам и конечностям, оттоком от желудка, расширением зрачков, повышением уровня сахара в крови. Это даже не эмоция страха и ужаса, а просто крайняя мобилизация организма. Больше энергии, лучше координация, глаза видят зорче. Перед нами стоит выбор: бить, бежать, затаиться.
И мы делаем это, когда нам угрожает реальная опасность. Но почему человек испытывает нестерпимый страх, когда на самом деле ничего не угрожает? С другой стороны, почему он может добровольно подвергнуть жизнь опасности: пожертвовать собой или шагнуть вниз из окна? С точки зрения эволюции и инстинктов это ошибки.
Специфические страхи
Человек — это не только физические данные, а, прежде всего, желания и мысли. Источник фобий и губительных страхов лежит в неосознанной психике. Не найти выхода из закрытого пространства, опозориться или отравиться боятся только люди, причем не все, только особенного склада. Вот некоторые черты наших страхов, несвойственные животным:
-
Боимся не только за свою жизнь, но и за чужую.
-
Жена боится ос, муж — когда на него чихают, а отец с матерью боятся старости. Страхи у всех разные, не передаются генетически и могут меняться в течение жизни.
-
Наше воображение рисует картины будущего. Мы боимся, что будет война, апокалипсис или кризис, что разобьется самолет, на котором полетим в следующем месяце.
-
Люди со зрительным вектором склонны бояться «всякой ерунды». Например, при виде безобидного крохотного паучка или при выходе за порог родного дома на улицу у них учащается сердцебиение, немеют губы, дрожат пальцы. Происходит выброс адреналина, как у антилопы, спасающейся от леопарда.
Сложно поверить, что эти страхи призваны сохранить нам жизнь. И не верьте: это не так. Люди боятся не только тигров и высоких утесов. Они боятся умереть с голоду.
Сейчас нет проблем с пищей, последние 60 лет. Но перед этим, долгие 50 тысяч лет, голод был актуален. Чтобы заработать денег, вырастить урожай, поймать дикую козу, человек договаривался с другими, вписывался в племя, государство, социум. Ему находилось подходящее занятие. А если он ни на что не годен? Тогда он потеряет навык к труду, не справится со своей ролью в обществе и будет изгнан. Человеческий страх — это еще и страх не справиться со своим предназначением. Люди боятся подвести стаю так же, как упасть с обрыва.
Когда люди выполняют свои роли, они опираются на восемь чувствительных зон организма. У кого-то сильнее зрение, у кого-то слух, а у кого-то развита тактильная чувствительность. Если над ними утрачивается контроль, человек теряет свои способности и не сможет добывать пищу вместе со всеми. А в одиночку не выжить. Поэтому страх у человека обычно связан с его самыми чувствительными зонами.
-
Человек с кожным вектором может бояться заразиться — страх микробов.
-
Человек со звуковым вектором — сойти с ума.
И так далее.
Кто боится так, что сердце уходит в пятки
Но самые боязливые среди нас — это люди со зрительным вектором. Они от природы самые беззащитные, не способны причинить кому-то вред, то есть защитить себя. Им жалко убить даже букашку. Поэтому эволюционно они сильнее других боятся за себя. Этот врожденный страх может «вырасти» в более зрелые чувства — любовь и сочувствие, а может зафиксироваться в виде самых разных страхов и фобий.
Так, если зрительных детей воспитывать неправильно или, например, однажды осмеять их чувства, то, став взрослыми, они утратят способность проникаться чужой болью, переживанием, замкнутся на себе и будут бояться буквально всего, что видят. Вариантов множество — от непереносимости вида крови, страха темноты или насекомых до панических атак, нервных срывов от «переутомления», — вот что такое страх зрительного вектора.
У людей в перманентном страхе бывают фантазии, возбуждающие ужас. Например, о том, как на них нападает преступник или их ближний смертельно болен и умирает. Их тянет смотреть хорроры, гулять ночью по темным переулкам, искать у себя всяческие болезни. Порой человек, которого напугали в детстве ядовитым тарантулом, всю жизнь не держит себя в руках при виде любых паукообразных.
В фильме «Остров Ним» писательница Александра не выходит из дома четыре месяца. Она даже не решается подойти к калитке и забрать почту, боится встретиться лицом к лицу с курьером, который приносит ей антисептики, а маленький паучок на пороге вгоняет ее в панику. Алекс связывается с редактором по телефону, пишет книги о приключениях, опираясь на интернет-сайты.
Когда человек боится совсем нестрашных вещей, его жизнь трудна, но ей хотя бы ничего не угрожает. А если в сложной ситуации страх — это паника, которая берет над тобой верх, затмевает животные рефлексы «бей-беги» и трезвое мышление?
В самом начале фильма «Скалолаз» Сара висит над пропастью на тросе. Ей нужно перебраться со скалы к машине спасателей. Остается преодолеть всего несколько метров, когда страховка слетает. Девушка хватается за край оборванных ремней. Слезы текут по щекам, губы молят о помощи. Она не может подтянуться вверх по сорванной страховке ни одной рукой, не в силах пошевелить пальцами — страх сковывает ее тело. Паника не дает Саре спасти себя. Перчатки скользят, и девушка падает в ущелье. Зрительный вектор Сары гиперэмоционален, и ужас возводится в превосходную степень, опасную для жизни.
Куда деть свои страхи
Где же польза от такого страха, если Александра боится выйти на улицу, лишается общения и неба над головой, а чрезмерная паника Сары буквально убивает девушку? Ошибка эволюции? Нет. Просто зрительный вектор не реализует свои желания и страдает. Главная первичная эмоция зрительников — страх смерти. Даже трехлетка со зрительным вектором еще не в курсе, что жизнь человека конечна, но он бессознательно видит угрозу в этом жутком мире. Зрительники в детстве часто боятся темноты. Но это лишь одна часть их эмоциональной палитры.
Те же зрительные люди, и только они, могут по-настоящему испугаться за жизнь другого, то есть проникнуться чужими проблемами как своими, сопереживать кому-то. Так, Александра все-таки покидает родное убежище, чтобы спасти Ним. Девочка осталась на необитаемом острове, ее папа уплыл в научную экспедицию и не вернулся. Ним даже не знает, что делать с разодранным коленом. И Алекс отправляется в путь. Желание помочь ребенку выталкивает ее из дома, да так, что она забывает о своих страхах. Зрительный вектор писательницы наполняется любовью к живому человеку, а не к герою своего романа, поэтому страх больше не запрет ее в четырех стенах.
Зрительники нужны человечеству, чтобы объединить людей эмпатией и сочувствовать каждому. Так в обществе рождается культура, она удерживает нас от убийств и насилия. Страх смерти, превращенный в сострадание, спасает наш вид от самоистребления. А каждого конкретного зрительного человека — от страхов.
Поэтому, если появляется иррациональный страх, это в психологии предупреждение человеку: желания из подсознания не реализованы. При этом источник человеческого страха не виден, потому что бессознательное скрыто от разума. И пока причина не обнаружена, избавиться от страха, дать ему точное определение не получится.
У каждого человека своя проблема, из-за которой возникает «беспочвенный» страх. Но есть и нечто общее. Когда кто-то не реализует то, что заложено в него природой, не получает отклика от социума и близких людей, он начинает бояться. Например, когда зрительник чувствует себя отрезанным от людей, не создает с ними эмоциональные связи. Когда звуковик замыкается в себе, не раскрывает природу явлений и человеческих поступков и т. д. Причиной страха может быть и детская психотравма.
Осознание — возможность увидеть причину и следствие, скрытые в бессознательном, — меняет отношения с людьми, и навязчивый страх уходит. Прошедшие тренинг «Системно-векторная психология» даже не помнят, что когда-то страдали от фобий, тревоги и беспокойства. Все их мысли теперь о том, как реализовать свои желания и возможности, чтобы испытывать еще больше счастья. Иррациональному страху там неоткуда взяться. Вот что рассказывают о своих чувствах женщины, прошедшие тренинг, — Юлия и Дарлин.
«Я закрываю глаза, и перед моим взором встают картины. Такие яркие, что это даже не картины, а кусочки реальности, которые я проживаю снова и снова. Они все были страшные, жестокие. Моменты убийства, издевательств жестокости над всеми подряд — животными, людьми, близкими, мной самой. Такое ощущение было, что я влезла в банк информации всех преступлений и происшествий за всю историю человечества и проживаю их через себя. С каждым днем эти картины приходили все ярче, я переживала их все эмоциональнее. Настал момент, когда я боялась закрывать глаза, потому что тут же погружалась в мир, полный ужаса и крови.
Через три месяца после окончания тренинга я вдруг вспомнила, что ведь у меня больше нет страхов. Ни панических атак, ни просто страхов. Я спокойно захожу в ранее запретный для меня лифт, я говорю перед аудиторией, я не тревожусь больше так сильно за свою дочь. И это при том, что я не делала чего-то глобального для реализации в зрительном векторе. Я просто поняла, чего я хотела и как я могу себя применить в мелочах — каждый день в общении с людьми...»