Психология цвета в интерьере, экстерьере, интерфейсе и аутфите
Почему цвет есть везде? Потому что он есть в нашем восприятии. Появился эволюционно, когда стал необходим для выживания. И для каждого вектора понятие нормы и здоровья свое. Если мы учтем количество векторов в человеке и личный опыт каждого, мы получим весьма пеструю картину восприятия цвета отдельной личностью...
Какого цвета зебра? Пока ученые это выясняли, нечаянно обнаружили, что темнокожие люди считают зебру черной лошадью с белыми полосками, а белокожие — белой с черными. Логично, а главное — психологически правдиво. Для человека прежде всего существует он сам, а потом мир. «Человек — мера всех вещей» и в психологии цвета. Парадокс заключается в том, что мир, который мы наблюдаем, — результат нашего восприятия. То есть мир — это тоже мы. Единственное, что меняется и развивается, — это наблюдатель.
Восприятие мира цветным — относительная новость для человека. Чувствительность к температуре и свету-тени куда более древняя, а значит, менее сознательная и более быстрая. Сознание замедляет восприятие. Какого цвета оса и тигр? Думать можно долго, но если мы не думаем, а просто видим черно-желтые полосы — непременно обращаем на них внимание, непроизвольно мобилизуемся и уже потом понимаем: это цвет опасности. Как и красный, который тоже не останется на периферии — мы обязательно его заметим.
Твой любимый цвет
Печати восприятия
У кого любимый цвет леопардовый? Окраска главного врага первобытного человека навеки вписана в наше бессознательное. Те, кто в незапамятные времена первыми замечали хищника среди солнечных пятен, ойкали и своим ужасом спасали всю стаю, сегодня с удовольствием наряжаются в пятнистые наряды: опасности нет, а желание испытывать, а главное, вызывать эмоции есть. Это люди со зрительным вектором. Когда-то необходимые для выживания вида остроокие особи — сегодня особо чувствительные и склонные к эмоциям натуры.
Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви? Практическая, то есть чувственно подтверждаемая, символика цвета всегда связь сознательного восприятия с бессознательным. Красный и дополнительный к нему зеленый — первые цвета, которые научился отличать человек. Причины выделяют две: необходимость обнаруживать плоды для пропитания (на фоне зеленой растительности) и впечатление от вида собственной крови при смертельной опасности. Нам в этом важно то, что цвет этот связан с выживанием и вписан в бессознательное на самом глубоком уровне. Он непроизвольно вызывает сильный эмоциональный отклик, и нет ничего удивительного в том, что именно с ним связывают страсть, любовь, опасность. Это красный. А черный?
Черный цвет — то есть отсутствие цвета и света — страшный сон древнего зрительника. Во-первых, дневной охранник стаи — профессиональный трусишка: от качества его испуга зависела жизнь остальных. А во-вторых, база для этой способности — страх темноты, неразрывно связанный со страхом смерти: в темноте невозможно увидеть подкрадывающегося хищника. Если учесть, что эмоциональное развитие мы все получили благодаря зрительникам, становится очевидно, почему для нас всех не только страшное, но и печальное связано именно с черным.
Радуга. Наверняка тоже впервые была замечена зрительными людьми. Они — очи всего человечества. Чувствительные глаза, увеличенные доли мозга, отвечающие за образное мышление, — у этих людей есть все, чтобы наслаждаться игрой цвета и тени. С такими данными невозможно не любить цвет в любых его проявлениях. Чем больше — тем лучше. Сразу весь спектр — прекрасно! Поэтому радуга — символ радости. Никакой опасности — сплошное наслаждение.
Итак, психологические факторы восприятия цвета:
-
психическое состояние,
-
врожденные вектора,
-
личный опыт,
-
общечеловеческий опыт.
Комфорт
Есть мнение в психологии цвета, что нормальный здоровый человек равно спокойно воспринимает любое разнообразие палитры. Идея красивая и в принципе верная. Но она скорее относится к человеку как виду, а не отдельной личности. Потому что единая психика имеет восемь векторов, которыми каждый из нас одарен в разных сочетаниях. И для каждого вектора понятие нормы и здоровья свое. Если мы учтем количество векторов в человеке и личный опыт каждого, мы получим весьма пеструю картину восприятия цвета отдельной личностью.
Например, человек, который не отличает оттенков желтого и не любит этот цвет, вовсе не обязательно склонен к гомосексуальным связям или подавлен, как постулируют некоторые тесты. Это может быть просто звуковик. Нормальный обладатель звукового вектора естественным образом предпочитает абстрактные черный, белый и серый или синюю гамму.
Его восприятие цвета идеально для его задач: он великолепно ориентируется в темноте и смыслах. Черные на белом (или белые на черном) закорючки, из которых состоит текст, — звуковое изобретение. Кстати, в восприятии синей гаммы — цвета ночи, космоса и неба — тоже участвуют палочки, а не колбочки. То есть не «световые», а «темновые» клетки. Те, кто утверждает, что «синий — это новый черный», ошибаются. Слово «новый» тут лишнее.
Любители света и цвета — в первую очередь это именно обладатели зрительного вектора — часто выбирают профессии, связанные с работой с цветом. Желтый — как самый светящийся — один из любимых и содержится в цвете их наивысшего комфорта — зеленом. Цвете природы, безопасности (на противопоставлении с красным) и спокойствия. Кстати, человек с сочетанием зрительного и звукового векторов нередко зеленому предпочтет более холодный вариант — не зеленый, а сине-зеленый, бирюзовый.
Свои отношения с цветом есть у каждого из восьми векторов, так как вектор — это и есть набор особенностей восприятия.
Особенности
Помимо цвета комфорта, есть и другие оттенки отношений разных векторов с цветом (и светом).
Теплые цвета предпочитают люди с кожным вектором. Они же — любители тактильных наслаждений и теплого климата.
Цветовые контрасты любят зрительники — их эрогенная зона требует стимуляции и наслаждений от смены цветовых впечатлений. Кстати, от состояния вектора тоже многое зависит. «Зрение» в страхах чаще выбирает светлые оттенки, а развитое зрение открыто и для насыщенных цветов.
Есть и те, кто склонен к выбору сочетаний близких цветов — это люди с анальным вектором.
«Шахматную краску» выберет только звуковик. За остроумие и за ахроматическое сочетание.
Практика
Системные знания тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана помогают подобрать комфортные и приятные цвета для конкретного человека. Но гораздо важнее то, что любое явление в нашем мире тоже можно соотнести с особенностями психики, то есть разобрать по векторам. А это значит, что в зависимости от задач мы осознанно и целенаправленно, а главное, обоснованно можем принимать решения по цветовому оформлению чего угодно.
Понимая, какого рода связи задействованы в деле, выбираем соответствующие сочетания. У каждого цвета есть свое значение.
Какая задача — такой и цвет
Вот мы видим черно-белый текст, сверстанный в форме робота. «Гениально!» — восклицает заказчик. «Звуковик!» — внутренне улыбаемся мы. Идеи, абстракции, черно-белое безэмоциональное сочетание — выбор звукового мыслителя. Заказчик, тоже со звуковым вектором, насладился придумкой.
Когда этому же клиенту для оформления сайта школы предлагают к фирменному красному добавить оранжевый — предложение отметается как ложное. При этом сомнений нет — дизайнер со зрительным вектором, иначе не стал бы дизайнером. Зрительники обожают цвет, причем в больших количествах; эмоции и смена впечатлений — это их жизнь. Звуковикам же нужен не цвет, а смысл. Все, что провоцирует их на дополнительные эмоции и отвлекает от смысла, — лишнее. И да, оранжевый действительно не нужен на сайте математической школы, где уже присутствует осмысленно выбранный корпоративный красный в сочетании с серым.
Для звуковых — научных, математических, писательских — задач имеет смысл выбирать черно-белую или синюю гамму. Если добавляем цвет, то с обязательным пониманием — зачем и почему. Лучше использовать его умеренно или приглушить. Ночь, тишина, одиночество и смыслы — компоненты идеальной звуковой атмосферы. Ее и создаем — бережем сосредоточение людей.
Цвет, яркие контрасты хороши для привлечения внимания или для услады зрительного восприятия. Тут важно иметь в виду, что зрительный вектор природно с восторгом отдается звуковому влиянию, и даже если речь идет о стихии образов — живописи, кино, — в ней обязательно присутствуют и звуковые смыслы. Мода, графический дизайн, дизайн интерьера — это, помимо образов, всегда в первую очередь идея, что означает присутствие «звука», требующего осмысленного использования цвета.
Эти два вектора — зрительный и звуковой — две взаимодополняющие меры квартели информации. Все, что связано с интеллектом, информацией и творчеством, создается и курируется «зрением» и «звуком».
В том, что касается связи поколений, традиций, старины, дома и уюта, ориентируемся на восприятие анального вектора. Цвета натуральных материалов жилища — дерева и камня — коричневый, серый, бежевый, кофейный, сочетания аналогичных цветов — это то, что будет выглядеть уместно и воспринято с благодарностью и одобрением. Кстати, белый — как символ чистоты — тоже естественный выбор анального вектора. Поэтому, видимо, он так популярен во всем мире как основной цвет интерьера. Я бы сказала, это выбор анально-зрительной связки: тут и чистота, и свет, и традиция — три в одном.
Легкие, даже легкомысленные, а также кулинарные или связанные с неформальным общением ассоциации вызывает желтый — цвет орального вектора. Уместен там, где есть задача развеселить или снять напряжение. Используем с осторожностью, так как он же снижает сосредоточение и ослабляет глубокие чувства. В сочетании с черным притягивает внимание, мобилизует.
Есть масса данных о том, что с коммерческими ценностями коррелирует оранжевый. Как это связано с кожными ценностями — охотой и добычей? Довольно прямые ассоциации возникают с огнем, жарой и естественной позицией кожника в стае. Если для природного вождя цвет комфорта — красный, а позиция — номер один, то оранжевый идеально соответствует месту кожного добытчика в иерархии — номер два.
Доминантность, сила, любовь и страсть — все это уретральный красный. Чему подходит? России, полетам, великим идеям, большому охвату. Тут важно, чтобы обложка соответствовала содержанию. Уретральные ценности — это героизм и отдача. Если содержание прекрасно, но не масштабно — уравновешиваем дополнительным цветом. Получится и красиво, и правдиво.
Мы способны на большее
В текущую — кожную — фазу развития, с одной стороны, мы стремимся к разнообразию, смене впечатлений, с другой — становимся все более рациональными, осмысливаем и целенаправленно желаем управлять всем на свете, в том числе через цвет. Картинки в голове и снаружи сменяют друг друга все быстрее, предметы быта превращаются в игрушки, а игрушки — в произведения искусства.
Объем психики растет, мы хотим и готовы получать больше, быстрее. В то же время амплитуда восприятия тоже увеличивается.
Почему цвет есть везде? Потому что он есть в нашем восприятии. Появился эволюционно, когда стал необходим для выживания. Вместе с необходимостью появилась и способность — способность воспринимать, которая изменялась с течением времени. О чем это говорит? О перспективах, о том, что мы способны начать воспринимать то, что пока скрыто или что мы пока наблюдаем обрывочно.
Невероятно интересно и глубоко, со смыслом, о такой, казалось бы, иррациональной вещи, как цвет. Просто с другой стороны многое раскрывается...
"Вместе с необходимостью появилась и способность — способность воспринимать, которая изменялась с течением времени. О чем это говорит? О перспективах, о том, что мы способны начать воспринимать то, что пока скрыто или что мы пока наблюдаем обрывочно" - вот это вывод, от которого голова кружится :))) не ожидаешь такой глубины от статьи о психологии цвета, обычно встречала в таких всякие банальные умозаключения только :)
На сколько я знаю в психологии отсутствие цвета - это не черный, а белый. Белый - это ничто, отсутствие, как белый лист.
А про шахматную доску интересно. Лет в 10 или 12 у меня был новогодний костюм шахматной королевы. Сама захотела.