Фильм «Стиляги». Системный взгляд на молодежную субкультуру 50-х годов
Красочный и позитивный фильм-мюзикл «Стиляги» вышел на большой экран в 2008 году и в одно мгновение вернул в моду яркий макияж, пышные юбки и клетчатые пиджаки на вечеринках.
Кто были эти «стиляги» и почему у них появилось это непреодолимое желание выделиться на фоне других? Почему советское общество противилось западному влиянию и сравнивало саксофон с холодным оружием?
Красочный и позитивный фильм-мюзикл «Стиляги» вышел на большой экран в 2008 году и в одно мгновение вернул в моду яркий макияж, пышные юбки и клетчатые пиджаки на вечеринках.
Кто были эти «стиляги» и почему у них появилось это непреодолимое желание выделиться на фоне других? Почему советское общество противилось западному влиянию и сравнивало саксофон с холодным оружием? Посмотрим фильм «Стиляги» вместе с Системно-векторной психологией Юрия Бурлана.
«Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст»
Главный герой картины, примерный комсомолец Мэлс, во время очередной облавы на «стиляг» влюбляется в девушку Полину по прозвищу Польза. Вооружившись портняжными ножницами, борцы за советскую нравственность разрезают зауженные штанины выловленных пижонов, остригают их «коки» в стиле Элвиса Пресли и изрядно портят броские наряды модниц.
Но после знакомства с Полиной Мэлс уже по-другому смотрит на стиляг. Буквально через пару дней из серого «жлоба» он сам превращается в «бродвейского» тусовщика. А позднее, заработав грузчиком на саксофон, он становится одним из лучших джазменов местного ресторана.
Сшив на заказ ярко-зеленый клетчатый костюм и прикупив модный галстук, Мэлс становится одним из тех, кого вчера считал своими врагами. Комиссар Катя, его недавняя подруга, называет Мэлса предателем. Теперь ему не место среди нормальных людей, а значит, он уже не комсомолец. Как он смеет вычеркнуть из своего имени, в котором за каждой буквой стоит великий для того времени человек (Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин), букву «с», став Мэлом на западный манер?
В послевоенное время стиляг преследовали и высмеивали в среде советской молодежи. Издавались газеты и писались фельетоны, позорящие любителей иноземных танцев и эпатажной внешности. Их приравнивали к тунеядцам, бездельникам, способным не сегодня завтра пойти на преступление. Члены добровольной дружины устраивали облавы на стиляг и пытались их перевоспитывать.
Таким образом активные комсомольцы пытались сохранить советское общество как целостный народ, всячески презирая тех, кто пренебрегал нравственными нормами, пытаясь противопоставить себя обществу.
Наше и ваше
Советская идеология была очень сильной и во многом способствовала консолидации общества, помогала народу выживать и побеждать в сложные исторические периоды. Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет это тем, что она была комплементарна уретрально-мышечному менталитету русского народа.
Менталитет каждого народа формируется в зависимости от географических и климатических условий его проживания. В сложном климате России, с его суровыми зимами и периодическими голодными годами, люди выживали только сообща, вместе. Поодиночке было не выжить. Поэтому русские отличаются общинным характером, коллективизмом, приоритетом общественного над личным.
Подтверждением тому служит жизнь в коммунальной квартире Мэлса – одной из тысяч подобных квартир в советское время. В таких условиях общежития с общей кухней и единственным санузлом может жить только народ с уретральным менталитетом.
То есть в русском обществе не было своего и чужого, всегда было наше, общее. Вот почему фразой «НАШ богатырь» встречает из роддома отец Мэлса своего чернокожего внука. Не важно, что ребенок отличается цветом кожи. В советском обществе все дети – «наши».
В основе уретрального менталитета – справедливость и милосердие. Это прямо противоположно западному кожному менталитету с индивидуалистическими ценностями, где людьми управляет закон и порядок. В России – уретральная вольница, в Америке – свобода. В западном понимании свобода – это не беспредел и вседозволенность, это, прежде всего, одинаковые стандарты для всех и закон, который защищает каждого: и меня от соседа, и соседа от меня. А для этого не надо выделяться, для этого надо соблюдать закон, работать и не нарушать нормы морали. Герои же фильма «Стиляги» хотели добиться русского, а не западного понимания свободы, когда подражали американской жизни.
Жертвы заблуждений
Эту разницу в понятиях сразу почувствовал Фред, который уехал в Америку на стажировку. По наставлению папы-дипломата он выгодно женился и уехал работать за границу на родину Чака Берри. Рассчитав для себя пользу-выгоду, Фред, как обладатель кожного вектора, быстро расстался с жизнью стиляги.
Вернувшись, Фред заходит в гости к своим старым товарищам Мэлсу и Полине, привозит им заморские сувениры и сообщает «страшную правду» о том, что в Америке нет стиляг. Правду о том, что самый модный американец носит однотонный стильный костюм, плащ и шляпу, которые отличаются от российских лишь качеством и лейблом.
Эта новость заставляет Мэлса испытать настоящее потрясение. Оказывается, они подражали тому, чего в реальности нет! Они просто запутались, приняли ценности западного мира через свое понимание свободы и ошиблись. Конечно, Мэлс не мог поверить в это. Но что стоит за его словами «Но мы-то есть»?
Есть такая особенность у русских – привечать иностранцев и ругать себя. Мышечная часть менталитета дает нам желание делить людей на своих и чужих. Обычно в таком случае свои считаются хорошими, а чужие – плохими. Но в сочетании с уретральной мерой, нацеленной на отдачу, на приоритет интересов других людей над личными интересами, мы получаем мышечный менталитет, вывернутый наизнанку: мы любим и хвалим все иностранное, а свое, русское, при любом удобном случае пытаемся принизить. Мы превозносим западную культуру, но на самом деле любим в этой культуре себя, потому что в России – самая элитарная культура, что признается во всем мире.
Будучи долгие годы в изоляции от всего иностранного, советский народ получил первые знания о заграничной жизни, благодаря трофейным вещам, которые были привезены в страну из Германии в 1940 годах. И теперь нам понятно, почему все заграничное, что с таким трудом просачивалось в российскую жизнь, представлялось в очень положительном свете. Интерес к нему еще больше подогревался существующей жесткой цензурой – запретный плод сладок. Тем более что цензура на самом деле пропускала только самые качественные кино, музыку, литературу. И нам казалось, что «там» в Италии, Франции, США все фильмы и книги, картины и шлягеры одинаково высокого уровня.
Трофейные фильмы и привезенные журналы мод во многом составляли российский стереотип о европейской культуре и стали основой для создания гардероба стиляг. Первые голливудские картины с яркими красотками на экране и американские гангстеры в двубортных костюмах быстро копировались нашими модниками. В это же время появились и первые пластинки с джазовыми композициями и рок-н-роллом, под строгим секретом стали разучиваться танцы в ритме буги-вуги.
В фильме «Стиляги» Мэлс просит товарища, студента медицинского факультета Боба (Бориса), научить его танцевать. И тот проводит мастер-класс для товарища, пока родителей нет дома. Однако запуганный политическими репрессиями и отсидевший отец Бориса просит пожалеть их с матерью и прекратить в их доме пропаганду западной культуры.
Устав слушать «буги на костях» (пластинки, записанные на рентгеновских снимках), в один прекрасный день Боб идет к гостинице «Интурист» в надежде купить оригинал пластинки Билла Хейли, его задерживает милиция. Подругу ребят, Бетси, высылают из Москвы. Еще одного товарища забирают в армию. Жизнь идет своим чередом, разводя друзей и разбивая вдребезги мечты о западной свободе.
Любители выделиться из толпы
В послевоенное время в СССР каждый мужчина работал на заводе, возделывал целину и строил коммунистическое будущее. На плечах женщины лежал долг воспитания подрастающего поколения.
Ценности приоритета общества над личностью прививались всем с детства и хорошо усваивались обладателями уретрального менталитета. Но мы уже стояли на пороге новой эпохи – кожной фазы развития человечества, в которую весь мир шагнул после Второй мировой войны, а Россия – только после развала СССР. Эта фаза характеризуется ростом индивидуализма и потребления.
Это сейчас мы видим мир, «раскрашенный» зрительной мерой в самые разные яркие насыщенные краски и оттенки. А до того он был серо-черным, что хорошо показано в фильме – на противопоставлении уныло одетого большинства и ярких костюмов стиляг. Это были первые звоночки, предвестники общества потребления.
С точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана, стиляги – это люди с кожно-зрительной связкой векторов. Яркие краски, незаурядная внешность, стремление к новизне – все это во многом характеризует их. Кроме того, обладатели зрительного вектора очень любят быть в центре внимания.
Душа кожно-зрительного человека просит праздника, красоты, чувственности. Примкнувшая к течению стиляг молодежь пыталась придумать себе праздник, стать яркими актерами хоть на короткое время. После стиляг появилось еще достаточно много молодежных субкультур, которые объединились на экране в конце фильма. В их числе всегда кожно-зрительные люди, привлекающие к себе внимание, бессознательно идущие на зов природы и объясняющие это желанием быть не как все.
Человек с более развитым зрительным вектором уже не будет выставлять напоказ свою внешность, увешиваясь яркой атрибутикой или оголяя тело. Такой человек будет реализовывать свое предназначение в социально полезной деятельности: искусстве, медицине, воспитании детей, а также в волонтерстве и помощи нуждающимся.
Вместо эпилога
Яркий и музыкальный фильм «Стиляги» пришелся по вкусу многим зрителям. Но обладая системным мышлением, мы видим не просто красивый мюзикл с прекрасным актерским составом и грамотно подобранными песнями. Мы становимся способны глубоко понять смысл фильма, а также характеры и мотивы поведения главных героев, заглянуть в их сердца, а также разобраться в культурных и социальных перипетиях того времени. А значит, увидеть чуть больше, чем просто красивый праздник на экране.
Замечательный системный разбор одного и моих любимых фильмов! Наталья, спасибо огромное!