Фильм «Класс коррекции». Что стоит за жестокой реальностью?
Основываясь на сюжете книги школьного психолога Екатерины Мурашовой, режиссер показывает зрителям непростую историю ребят, которых судьба объединила в один класс коррекционного обучения. Ребята с разными отклонениями, такими как эпилепсия, дефекты речи, последствия родовых травм и перенесенного в детстве менингита, стараются окончить школу, пройти важную для каждого из них комиссию и получить проездной билет во взрослую нормальную жизнь.
«Класс коррекции» – фильм Ивана Твердовского, вышедший на экраны в 2014 году, многие критики называют артхаусным кино. Мнения разделяются: отнести картину к «чернухе» или к выдающейся дебютантской работе, за которую автор получил награду на «Кинотавре». Молодой режиссер в своей работе старается пройти по тонкой грани между художественным и документальным фильмом. Он хочет показать злободневные темы как бы со стороны непосредственного наблюдателя-участника, иногда в почти любительской съемке. Что именно удалось автору, каждый зритель решит для себя сам.
Мы же посмотрим на эту социальную драму, используя системное мышление, и попытаемся понять истинные мотивы поведения героев, их желания, их мысли, их мечты. Все секреты нам раскрывает Системно-векторная психология Юрия Бурлана.
Все начинается со школьного звонка
Основываясь на сюжете книги школьного психолога Екатерины Мурашовой, режиссер показывает зрителям непростую историю ребят, которых судьба объединила в один класс коррекционного обучения. Ребята с разными отклонениями, такими как эпилепсия, дефекты речи, последствия родовых травм и перенесенного в детстве менингита, стараются окончить школу, пройти важную для каждого из них комиссию и получить проездной билет во взрослую нормальную жизнь.
Чрезмерная строгость и даже жестокость со стороны педагогов к коррекционному классу, конечно, бросается в глаза. Директор школы отличается слишком требовательным, придирчивым отношением к ребятам, к их проблемам. Уровень учительского сочувствия, который логически должен расти в работе с нестандартными детьми, здесь практически иссякает. Отчеты, формальности, снятие с себя ответственности – вот то, что движет большей частью учителей в этой школе. Ученики класса коррекции даже не участвуют в праздничной линейке 1 сентября. В отдельном крыле здания, с отдельным коридором проходит вся школьная жизнь коррекционного класса. А после уроков они всей компанией бегут на «железку», где ради веселья ложатся под проезжающие поезда.
У нас в классе новенькая
Картина начинается с приходом в класс коррекции новенькой девочки, Лены Чеховой. Заболев и став инвалидом примерно в возрасте десяти лет, Лена провела шесть лет на домашнем обучении. А теперь в период ремиссии у нее появилась возможность снова учиться в школе, сдать экзамены и получить надежду на поступление в вуз.
1 сентября мама Лены везет дочь до школы в инвалидной коляске. На железнодорожном переезде они становятся свидетелями трагедии – мальчик, который учился в том же классе коррекции, что и Лена, попал под поезд и погиб. Этот эпизод с самого начала настраивает зрителя на тревожный лад.
Милая, нежная и красивая Леночка с кожно-зрительной связкой векторов сразу привлекает внимание всех одноклассников. С первого же дня она бессознательно объединяет вокруг себя, как кажется, добрых и вполне сочувствующих ребят, которые по очереди провожают ее со школы и помогают ей добраться до дома.
Проведя долгие годы на домашнем обучении, Лена искренне радуется новым друзьям. Будучи гораздо более развитой по сравнению со своими одноклассниками, она несет частичку культуры в класс коррекции. Через сочувствие к погибшему однокласснику, через страх за мальчишек, ложащихся под поезд, Лена реализует свойства зрительного вектора. Лена ведет себя согласно своей природной роли. Она несет в общество любовь, красоту, нежность, сочувствие.
Однако менее развитые одноклассники не могут ответить полной взаимностью на искренние чувства Лены. Цинично издеваясь над фотографией погибшего одноклассника и намазывая его изображение кашей, они абсолютно не чувствуют никакой утраты и соболезнования. «Вы ведете себя как звери, как уроды», – пытается пробудить в них сочувствие Лена.
Ей удается очень быстро создать эмоциональную связь с ребятами и стать сначала предметом обожания, а позднее и козлом отпущения для своих одноклассников. К сожалению, это тоже закономерность: во все времена кожно-зрительная женщина вызывала зависть и раздражение у своих соплеменниц тем, что привлекала всех мужчин. Такие же чувства вызывает Лена и у девочек-одноклассниц, которые в конце концов подталкивают мальчиков к страшному финалу.
Главное в жизни – любовь
Но пока мы наблюдаем зарождающуюся любовь между Леной и ее одноклассником Антоном. Выпускной класс – самое подходящее время для первого серьезного чувства. В этот период связь между детьми и их родителями ослабевает. Природа готовит ребят к взрослой жизни, чтобы в дальнейшем они смогли построить новую связь и создать свою семью. А пока проходит репетиция через испытание первой любовью.
Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, самые яркие чувства вспыхивают между двумя людьми со зрительным вектором. Жить чувствами для них так же необходимо, как есть и дышать. Так, кожно-зрительная Лена с первого взгляда влюбляется в обаятельного анально-зрительного Антона. Не сумев противостоять сумасшедшему запаху кожно-зрительной красавицы, Антон без стеснения целует Лену на глазах у одноклассников. Повинуясь бессознательному желанию накормить свою девушку, Антон собирает в столовой нетронутые конфеты и печенье и угощает Лену. Он заступается за Лену перед директором школы, выплескивая стакан воды в лицо женщине, когда та обзывает девочку.
В другой день Антон убегает от полиции с девушкой на руках. Своим поведением и заботой он дает Лене ощущение безопасности и защищенности, за которое она искренне желает отдать свою любовь и саму себя. Надев мамины чулки, она просит Антона смазать ей кремом ноги в школьном туалете. Но внезапно зашедшая уборщица обвиняет ребят в сексуальной связи и докладывает об этом директору школы.
Мама лучше знает
В фильме мы видим двух мам с анальным вектором. Мама Лены – добрая анально-зрительная женщина, лучшая мама на свете. Она все делает ради дочери, достойно вынося все сложности ухода за дочерью-инвалидом. На новость о связи Лены с Антоном она реагирует спокойно, объясняя это первой любовью. Несмотря на то что она мать-одиночка, она не несет в себе месть и обиду за то, что муж оставил их, узнав о болезни дочери. Она терпеливо тянет лямку, стараясь дать своей дочери все, что в ее силах.
Мама Антона – неразвитая кожно-анальная женщина, которая яростно набрасывается на Антона и Лену, когда застает их дома в раздетом виде. Не в силах сдержать свою злость, она набрасывается с кулаками и на мать Лены прямо в кабинете директора, когда их вызывают в школу обсудить любовную историю их детей. Для нее это – позор. Более того, столь ранние отношения, да еще с девочкой-инвалидом, не входят в планы мамы Антона. Она оплачивает сыну репетиторов, чтобы он смог сдать экзамены и затем поступить в нормальный вуз.
Под натиском матери и под влиянием оговора и травли девочки одноклассниками Антон даже не смотрит в сторону Лены в день комиссии, когда она вся в синяках, униженная и оскорбленная, приходит в школу. И эти синяки совсем не от падений, как предположили члены комиссии.
Ненависть объединяет
Несколькими днями раньше из подъезда исчезает инвалидная коляска девочки. Влюбленный в Лену одноклассник Миша в порыве мести разбивает и сжигает коляску.
Его анальный вектор не развит и потому несет в себе склонность к насилию, желание причинять боль. Девушка, которая отказала ему, становится в его глазах ш…хой, с которой можно сделать все что угодно, над которой можно надругаться. Тем более что весь класс уверен, что Лена и Антон уже давно стали любовниками.
Всеобщая зависть к красивой и милой, хоть и неходячей девочке, выросла в огромную неприязнь почти всего класса к Лене. Придумав план и обманом заманив Лену на «железку», ребята жестоко избивают девочку и пытаются изнасиловать ее. Понимая, что она еще девственница, и сняв напряжение всеобщим надругательством над бедной калекой, они убегают. На этот момент в фильме, несомненно, тяжело смотреть. Предательство, унижение, оскорбление, боль – вот, что получает Лена взамен ее искренней любви и дружбы.
Социальная драма
Получив отрицательный ответ от комиссии, Лене предлагают вернуться к домашнему обучению, а значит, вместо аттестата получить лишь справку о среднем образовании и всю жизнь «клеить коробочки и собирать выключатели».
В отчаянии мать Лены идет по школе в слезах, понимая, что все их старания оказались тщетны. А тут еще эта уборщица с анальным вектором, срывающая на ней свое зло из-за того, что она прошла по только что вымытому полу. Тогда мать девочки берет тряпку и начинает сама мыть пол, плача и причитая, что весь пол стал грязный именно от их инвалидной коляски.
Несмотря на всю тяжесть произошедшего, конец картины можно назвать даже позитивным и внушающим надежду на лучшее будущее для Лены. Режиссер показывает девочку, уверенно идущую своими ногами. Стрессовая ситуация сработала как лекарство от психосоматического заболевания, и хочется верить, что коляска ей больше не пригодится.
Можно предположить, что главная идея автора картины заключалась в том, чтобы обратить внимание на проблемы школьного воспитания, на отношения между здоровыми и не совсем здоровыми людьми, на предельно низкий уровень сочувствия в обществе и одновременно зашкаливающую неприязнь друг к другу. Почему инвалиды не признаются в обществе полноправными людьми? Почему над ними издеваются и вместо помощи выплескивают на них презрение и ненависть. Что мы видим? Жестокую молодежь, извращенцев, не толерантное общество?
Высокий уровень напряжения в обществе системно-векторная психология Юрий Бурлана объясняет тем, что все мы живем своей индивидуальной жизнью, ощущая и осознавая только себя, не понимая желаний и особенностей других людей. Мы и себя-то не понимаем в полной мере, это ведет к ошибочной реализации, к тому, что большая часть людей просто потеряна или занимается нелюбимым делом. Не испытывая удовольствия от жизни, а зачастую уходя в глубокие фрустрации и депрессии, люди пытаются добрать удовольствия за счет друг друга, выплескивают свои плохие состояния на других, чтобы хоть как-то снять напряжение.
Подростки – не исключение. Они – лишь калька того, что происходит в обществе. Видя жестокое отношение к себе, не получая правильного воспитания в соответствии со своими природными задатками, они не развивают свои качества, не нарабатывают культурный слой, который делает из нас людей. Это значит, что они вырастают неспособными испытывать сочувствие и сострадание к другим людям, не ощущают ценности чужой жизни, ведь именно в этом и заключается предназначение культуры.
Об этом фильм «Класс коррекции». О культуре, об обществе, о нас. И о нашем будущем. Ведь вчерашние старшеклассники уже выходят в самостоятельную жизнь и начинают создавать наше общее завтра. Каким оно будет? Жестоким или милосердным? Неприязненным или сочувствующим? Зависит от каждого из нас уже сегодня.
Они – лишь калька того, что происходит в обществе. Видя жестокое отношение к себе, не получая правильного воспитания в соответствии со своими природными задатками, они не развивают свои качества, не нарабатывают культурный слой, который делает из нас людей. Это значит, что они вырастают неспособными испытывать сочувствие и сострадание к другим людям, не ощущают ценности чужой жизни, ведь именно в этом и заключается предназначение культуры. - Хочется сделать цитатой! Здорово!
Да, очень хорошая статья, Наталья - молодец.
До прочтения статьи пересмотрел фильм уже 2-3 раза, т.к. произвёл на меня очень сильное впечатление.. Лену было по-зрительному очень жалко и больно за неё. В первый раз даже не сдержал слёз. Сильный и драматичный фильм. Уверен, режиссёр справился со своей работой. Приятно, что в России могут снимать такие сильные фильмы.
Отличная статья. Спасибо огромное автору! К сожалению, это суровая правда жизни...
Судьба КЗ девочки непроста от природы. Ни жить ни умереть.
Отличный обзор. История Лены тронула сердце. Почему-то вспомнился фильм "Юрьев День".
Спасибо авторам за работу.
Спасибо за статью. Очень сильно зацепил фильм и пробудил человеческие чувства к состраданию.