«Омерзительная восьмерка» – великий культурный фильм
Сегодня все вывернуто. Прежнее, классическое «красивое» и «приличное», кино уже не справляется со своей воспитательной функцией, потому что мы живем в ином культурном контексте, когда неприязнь в обществе, объем и сила фрустраций зашкаливают, и уже ничто не в состоянии их сдержать – ни культура, ни закон. В условиях крайних рисков самоуничтожения человечества «Омерзительная восьмерка» – это именно тот фильм, который нужно посмотреть и ужаснуться.
Вы смотрели фильм Квентина Тарантино «Омерзительная восьмерка» или так и не решились? Возможно, вы остались шокированы происходящим на экране, а вопрос, зачем снимать такое кино, не дает вам покоя. Ни захватывающего сюжета, ни очевидного смысла в однообразной череде убийств – одна непрекращающаяся жестокость и реки крови. Ничего человеческого.
И тем не менее этот фильм стоит посмотреть. Но не обычным взглядом, который не позволяет разглядеть все значение этой картины, а с помощью Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Восемь подонков под одной крышей
Действие фильма разворачивается в конце XIX века после окончания Гражданской войны между Севером и Югом. Страна только-только приходит в себя после кровавой бойни, в которой погибло больше граждан США, чем в любой другой войне с их участием. Жизнь людей еще не вошла в мирное русло. По стране рыскают банды грабителей и убийц, с одной стороны, и охотники за головами преступников, готовые на все, чтобы сорвать крупный куш за поимку, с другой.
Метель загоняет на сутки под одну крышу отъявленных бандитов и любителей легкой наживы: охотников за головами Джона Рута и Маркуса Уоррена, новоявленного шерифа Криса Мэнникса, преступницу Дейзи Домергю, пленницу Рута, и ее четверых пособников, цель которых – спасти женщину от казни через повешение. Они не остановятся ни перед чем, чтобы вырвать ее из рук правосудия. Но и те, кто «жаждут справедливого наказания», а на самом деле – денег, ничем не лучше.
На протяжении всего действия картины герои методично перебивают друг друга. На протяжении всего фильма – кровавая рвота, залитый кровью пол и растекшиеся мозги. Вопреки канонам классического кино, по которым в фильме должна быть красивая женщина, Дейзи Домергю отвратительна и не вызывает ни малейшего сочувствия. К концу не выживает никто.
«В фильме нет ни одного положительного героя: все – садисты, убийцы, насильники, и каждый показан как законченный дегенерат, без мозга, полностью обессмысленный». *
Невольно возникает вопрос, откуда в человеке такая нечеловеческая жестокость? Непонятно даже, что делят герои фильма. Просто только что прошла Гражданская война и уже не разобрать, кто прав, а кто виноват. Люди убивают по инерции, потому что сорванные табу уже не дают быть человеком.
Когда срываются запреты культуры
Война – это, прежде всего, убийство. В картине мы видим подтверждение тезиса системно-векторной психологии о том, что война срывает с людей культурные ограничения, необходимые для наилучшего выживания общества, а также важнейшее человеческое табу на убийство ближнего, которому тысячи лет. Это уничтожает в нас человека культурного и вызывает из глубин нашей психики докультурного человека-каннибала.
Это даже не животное. Это в каком-то смысле хуже, чем животное, потому что последнее действует согласно своей программе выживания и не испытывает при этом каких-либо чувств вроде ненависти к ближнему. Животное совершенно и сбалансировано с природой. А человек выходит из равновесия с природой и начинает хотеть большего, чем нужно просто для выживания. И на пути этого большего стоит другой человек. Возникает желание убить его, крайне жестоко, ради достижения каких-то своих целей. Или даже просто так, потому что не понравился, сбросить таким образом собственные фрустрации и напряжение от неприязни.
Одно из последствий войны заключается в том, что вернуться к прежнему человеческому облику удается не всем.
В мирное время преступление так же отвратительно, хотя причины его кроются в индивидуальных искажениях психического развития или фрустрациях от нереализации человека.
Зачем такой фильм?
Проблема, не всеми осознанная, в том, что современный кинематограф нередко романтизирует преступный образ жизни, задавая целым поколениям ложные цели.
Фильм Тарантино отличается правдой жизни. Он гениален тем, что несет в себе культурные задачи, с которыми сегодня не справляются классические фильмы.
Он показывает преступление таким, какое оно есть. Не надо путать это кино с триллерами, где больная фантазия, оторванная от реальной жизни, заставляет эмоционально раскачиваться обладателей зрительного вектора.
«…За грубой формой не всегда грубое содержание, а в особых случаях, как с гениальным Тарантино, за чудовищной формой может скрываться утонченного вкуса начинка, которая, как лечебный бальзам, заглатывается по притягательной оболочке не совсем здоровыми психически и очень несчастными людьми, даруя им шанс на выздоровление особым содержанием...» *
Это лечебный фильм, потому что он лечит душу, в отличие от фильмов, романтизирующих преступность вообще и преступления против нравственности в частности. К таким относятся «Крестный отец», имевший когда-то огромные кассовые сборы, картина «Интердевочка», извращенно повлиявшая на целое поколение женщин постперестроечной России, сериал «Бригада».
Создание романтического ореола вокруг преступности способствует утрате моральных и нравственных ограничителей в обществе. Это имеет крайне негативное воздействие на коллективную психику, потому что вызывает рост психопатологий. Люди начинают воспринимать преступность позитивно. У них меняются ориентиры: своровать – это круто, кинуть лоха – это нормально, добыть любой ценой – это верх реализации.
В современном кожном обществе потребления, ориентированном на материальный достаток, успех и индивидуализм, это может стать системой ценностей. Страшно, когда говорят о преступном «таланте», «профессиональном» воре или «гениальном» убийце. Не может быть высшей преступной реализации. Это всегда патология, разрушающая и человека, и общество.
«Для современного поколения именно фильм Тарантино – лучшее кино. «Восьмерка» показывает гипертрофированно, как оно есть, всю внутреннюю черноту и безвыходность того, что надули романтическим флером. Он обесценивает уродов, преступников, подонков – все то, что возведено в ранг современных ориентиров, создавая невероятный эффект от обратного». *
Глядя на неприглядных героев фильма, зритель волей-неволей уносит с собой впечатление, ощущение, что война – это не парад в красивых мундирах и не захватывающий вестерн, убийство – это не эффектный выстрел ковбоя. Война и преступление – это мерзко, страшно, больно, отвратительно.
Сегодня все вывернуто. Культура, созданная зрительной мерой как способ ограничения неприязни через сопереживание и утверждение наивысшей ценности человеческой жизни, уже не справляется со своей функцией. Так же, как и прежнее, классическое «красивое» и «приличное», кино уже не справляется со своей воспитательной функцией, потому что мы живем в ином культурном контексте, когда неприязнь в обществе, объем и сила фрустраций зашкаливают, и уже ничто не в состоянии их сдержать – ни культура, ни закон. В условиях крайних рисков самоуничтожения человечества «Омерзительная восьмерка» – это именно тот фильм, который нужно посмотреть и ужаснуться.
И оттолкнувшись от этого ощущения, задать вопрос, а что мы можем предложить взамен прежнего принципа жизни «око за око, зуб за зуб»? Что нам нужно делать, чтобы прекратить это бессмысленное убийство, веками заставляющее человечество содрогаться от ужаса?
У системно-векторной психологии Юрия Бурлана есть ответ на этот запрос: познание себя и другого человека, снижая уровень неприязни, способно кардинально изменить ситуацию как для отдельного человека, так и для общества в целом.
Сейчас есть запрос на массовую психотерапию, на хорошие состояния, которые являются следствием правильной реализации своих врожденных свойств и желаний, ощущения защищенности и безопасности, созданного в обществе. Чтобы понять, в чем состоит реализация, нужно осознать себя. Чтобы преодолеть неприязнь в обществе, важно понять другого человека. Для этого у нас все есть – системно-векторная психология Юрия Бурлана и онлайн-тренинги, позволяющие с математической точностью раскрыть психику человека.
Видимо, для того чтобы мы побыстрее осознали необходимость перемен, есть такие фильмы как «Омерзительная восьмерка».
«Фильм не для людей с нормальной психикой, а только для не совсем психически здоровых или для обладающих навыком психической стабильности и равновесия. Фильм массовый и лечебный для масс, психически слабых, нестабильных, патологических и дезориентированных... Смотреть его невозможно и необходимо». *
* В тексте использованы цитаты Юрия Бурлана
Ещё раз посмотрю фильм.
С большим удовольствием прочитала статью. Спасибо!
Любое насилие это против человека. Невыносимо для людей. Тарантино гениален. Фильм не досмотрела, обязательно пересмотрю. Тренинг это жизнь как она есть. Спасибо за статью:)
Наконец-то!
Марина, спасибо большое за статью.
Было интересно, читал с наслаждением! И фильм так же)
Без системного понимания в современном мире практически невозможно разобраться. Хорошо, что есть такие мощные режиссеры, как Тарантино. Поступательно, из фильма в фильм он продвигает свое понимание преступления и невольно ты уходишь из сочувствия героям "От заката до рассвета" - в "Убить Билла"...и нынешний фильм "Омерзительная восьмерка"...да, убийство - это мерзотно!!!