Ребенок боится темноты: что делать?
Не каждый ребенок мучается страхом темноты. Этому подвержены только дети с определенными свойствами. С раннего возраста они отличаются высокой эмоциональной возбудимостью. Могут быстро переключиться с веселого смеха на бурную истерику или надолго застрять в плаксивом настроении. В этой статье детально разберем причины детских страхов и расскажем о том, как от них избавиться...
Когда ребенок боится темноты, это может стать настоящей пыткой для родителей. Детские крики посреди ночи, невозможность толком выспаться — все это измучивает. Не покидает тревога: что такое происходит с ребенком? Как помочь? Что делать, чтобы истеричность и страхи не остались надолго, не закрепились на всю жизнь?
В этой статье детально разберем причины детских страхов и расскажем о том, как от них избавиться.
Почему ребенок боится темноты
Не каждый ребенок мучается страхом темноты. Этому подвержены только дети с определенными свойствами. С раннего возраста они отличаются высокой эмоциональной возбудимостью. Могут быстро переключиться с веселого смеха на бурную истерику или надолго застрять в плаксивом настроении.
В любом случае такой ребенок — всегда фонтан эмоций, он бурно и драматически переживает даже то, что остальным кажется сущей мелочью. Причина в особом эмоциональном диапазоне, который задан таким детям. Он намного больше, чем у всех остальных людей, и требует особых условий развития, чтобы страхи и тревожность не мучили ребенка.
Что нужно знать, если ребенок боится темноты
Самый большой чувственный диапазон задан носителям зрительного вектора. В корне его лежит страх смерти, а еще точнее — страх быть съеденным (хищником или каннибалом).
Это древний бессознательный страх, он связан с эволюцией человечества и с теми опасностями, которые подстерегали людей на ранних этапах развития общества. Но и сегодня современный ребенок со зрительным вектором в своем психическом развитии повторяет этот путь, начиная с корневой эмоции — страха смерти. Само по себе это естественно и природно. Главное, чтобы малыш не застрял в страхах, а в достаточной мере развил свою чувственность.
Особую роль здесь играет темнота. Обладатели зрительного вектора имеют высокую чувствительность глазного анализатора. Их глаза отличают намного больше оттенков света и цвета, полутонов. Малыши с такими свойствами подмечают каждую травинку и песчинку, каждую мелочь, которую никто больше не углядит. Такие особенности позволяли зрительным людям в древности выполнять роль дневных охранников всей стаи. Они были способны заметить опасность намного раньше остальных.
Но в темноте даже особое зрение бессильно. И корневой страх смерти срабатывает у ребенка во всю мощь. Он ничего не видит ночью и испытывает неуправляемый страх: именно в темноте ему видится источник опасности.
Когда ребенок боится темноты: возрастные особенности
-
До 3 лет ребенок еще полностью не осознает себя, поэтому страх темноты чаще всего проявляется как ночные истерики. Многое тут зависит от психологического состояния мамы: если она спокойна и не испытывает плохих состояний — малыш достаточно быстро успокаивается. До 3 лет у детей еще нет достаточного опыта зрительных представлений, фантазий, поэтому они редко могут объяснить, чего именно боятся.
-
После 3 лет ребенок уже отделяет себя от других, осознает, что он боится за свою жизнь. Если он успел набрать достаточно пугающих образов, то может объяснить, что боится монстров, скелетов, черную руку или других «страшилок», которых видел в мультиках, слышал о них в сказках или от других людей. На самом деле малыш просто придает своему бессознательному страху смерти определенную форму, пытается как-то «назвать его по имени».
-
В любом возрасте могут быть стрессовые факторы, которые провоцируют ночные страхи ребенка, фиксируют его в состоянии страха и даже наносят психологическую травму. Поговорим об этом подробнее.
Факторы, влияющие на то, что ребенок боится темноты постоянно
-
Страшные сказки, особенно сказки, связанные со съедением персонажей (любые — от «Колобка» до «Трех поросят»). Поскольку природный страх в зрительном векторе — это именно страх быть съеденным, то чтение таких сказок может надолго зафиксировать ребенка в состоянии страха. В результате могут возникать и различные фобии, и тревожность, и, конечно, страх темноты.
-
Страшные мультики (оттуда ребенок черпает образы, в которых конкретизирует свой страх).
-
Любое запугивание фиксирует зрительного ребенка в состоянии страха. Даже если вы хотите оградить его от опасности, этот метод использовать нельзя. Ребенок необязательно будет бояться именно «чужого дядьки, который заберет», его ночные страхи могут потом иметь любую форму. Но главное, что страх как таковой останется, станет устойчивым.
-
Зафиксировать страх у ребенка могут похороны (нельзя брать туда маленьких зрительников). От этого ребенок получает комплексную травму: тут и особый «запах смерти», который он чувствует сильнее остальных, и яркие зрительные образы (венки, гроб), и тяжелые эмоциональные состояния взрослых (рыдающие родственники и т. д.).
-
Сильным стрессовым фактором для зрительного ребенка может стать обрыв эмоциональной связи со значимыми людьми и даже с домашним питомцем. Например, спровоцировать то, что ребенок боится темноты, может развод родителей. Или этот страх впервые появляется после смерти кого-то из близких, к кому ребенок был привязан всем сердцем. Даже гибель любимого хомячка или потеря горячо любимой игрушки может обернуться настоящей трагедией. В результате резкого обрыва эмоциональной связи страдает не только психологическое, но и физическое здоровье ребенка. Он реагирует своей самой чувствительной зоной: у него может существенно снижаться зрение.
-
Тяжелое психологическое состояние мамы может привести к тому, что ребенок утрачивает необходимое для развития чувство защищенности и безопасности. В результате страхи усиливаются. Причем здесь неважно, какое именно состояние возникло у мамы (возможно, у нее самой и нет никаких страхов, но она страдает депрессией, испытывает сильный стресс от развода и т. д.). В любом случае ребенок со зрительным вектором, утрачивая чувство защищенности и безопасности от мамы, реагирует именно страхом.
Что делать, если ребенок боится темноты: советы родителям
Избегать травмирующих для ребенка ситуаций необходимо. Но сам по себе страх темноты от этого никуда не уйдет. По мере того как малыш растет, растет и его диапазон чувственных переживаний, количество разных страхов может увеличиваться.
Единственный верный способ избавления от страхов — правильно развивать и направлять эмоциональную сферу ребенка. Достигается это чтением классической детской литературы на сопереживание и сострадание главным героям. Когда малыш переживает не за себя, а за другого — его чувственный диапазон направляется в сопереживание и страхи уходят.
Например, у Андерсена есть множество великолепных сказок на сопереживание: «Девочка со спичками», «Гадкий утенок», «Оловянный солдатик» и т. д. Богато хорошими сказками творчество русских и советских писателей: Бианки, Гайдара, Успенского, Заходера, Бажова. Развернутый список подходящей литературы можно найти здесь.
Совместное чтение такой литературы в кругу семьи способствует не только гармоничному развитию ребенка, но и созданию крепких семейных связей, душевного тепла между всеми членами семьи. Как только ребенок освоил навык самостоятельного чтения — привлекайте и его тоже читать вслух для остальных.
И пусть вас не пугает, если в результате чтения малыш рыдает взахлеб от сострадания героям. Это слезы, от которых его чувственность раскрывается, и ребенок получает сбалансированное внутреннее состояние.
По мере того как ребенок растет, направляйте его навык сопереживания и на реальных людей. Напомните ему, что важно позвонить и справиться о здоровье больного одноклассника. Проведать пожилую бабушку, помочь старенькой соседке.
Чего нельзя делать, если ребенок боится темноты
-
Не пытайтесь взывать к здравой логике ребенка. Бесполезно объяснять, что все дело в фантазиях и опасность существует только в его голове. Ведь малыш не выбирает свое внутреннее состояние, не управляет своими чувствами. Страх — древняя, бессознательная, самая первая эмоция. От нее нельзя избавиться — можно только создать условия, чтобы ребенок развивал свою чувственность в пользу сопереживания другим. Тогда любые страхи естественным образом уйдут сами.
-
Не стыдите ребенка за страх, не запрещайте плакать. Это все равно что пристыдить человека за то, что ему грустно, и велеть срочно развеселиться. Никто не способен выполнить это — «сердцу не прикажешь», наши психологические состояния не управляются сознанием. Кроме того, запрет на проявление чувств может сыграть плачевную роль в дальнейшем развитии ребенка. Ему будет трудно открываться людям и строить с ними эмоциональные связи. А для зрительных малышей это вообще вопрос счастливой или несчастной судьбы. Ведь создание эмоциональных связей — их особая роль, данная природой; только реализуя ее полноценно, такие люди могут состояться в жизни.
-
Никогда не запугивайте ребенка — ни милиционером, ни «бабайкой», ни любым другим образом. Даже в шуточной форме можно нечаянно фиксировать ребенка надолго в состоянии страха. Игры типа «кусь-кусь, какой ты сладенький, я тебя съем» неприемлемы для зрительных малышей. Они попадают прямиком в их бессознательный страх — быть съеденным.
-
Исключите книги и мультфильмы с сюжетом съедения (пока зрительный малыш не научится сопереживать, ему противопоказан и «Мальчик-с-пальчик», и «Семеро козлят», и любые другие подобные сказки). Также стоит исключить прочие «страшные» книги и мультики, из которых ребенок может почерпнуть яркие образы для своих ночных страхов (про вампиров, зомби, мертвецов, чудовищ и т. д.).
-
Не стоит брать детей со зрительным вектором на похороны. Даже если вы стали случайными свидетелями похорон у соседей — лучше уведите ребенка.
-
Не заводите домашних питомцев зрительным детям. Кроме риска утратить зрение (это происходит от резкого обрыва эмоциональной связи, когда питомец погиб или убежал), есть опасность, что ребенок будет направлять свой навык создания чувственных связей не туда, куда нужно. Каждый раз, когда ребенок просит зверушку, просто знайте, что объем его чувственности растет. Он ищет объект, куда направить свои эмоции. Но с людьми строить связи труднее — у них свои переживания, свои состояния. И ребенок пытается пойти по самому простому пути — просит питомца.
В такой период стоит побольше читать литературы на сопереживание и просто создавать ситуации, чтобы малыш адаптировался в коллективе ровесников. Тогда вам удастся вырастить взрослого человека, способного строить глубокие чувственные связи с людьми: у него состоится и большая любовь в паре, и прекрасные отношения с окружающими. В противном случае уже взрослый человек будет испытывать радость от общения с собачками и кошечками, но иметь постоянные проблемы с людьми.
-
Ни в коем случае нельзя создавать ситуации, чтобы ребенок «переборол страх» — например, принудительно оставлять в темноте. Советы «покричит-перестанет» никуда не годятся: для зрительных детей это гарантированная психологическая травма.
-
Ни на каких детей нельзя кричать и наказывать их физически (бить). Реагировать каждый ребенок будет по-разному, в зависимости от заданных природой качеств и свойств. Маленький зрительник будет расти истеричным и пугливым.
Ваш ребенок боится темноты: страх на всю жизнь или счастливая судьба?
Большой эмоциональный диапазон, заданный ребенку с рождения, вовсе не бич или недостаток. На самом деле это непаханое поле возможностей для будущей реализации в обществе. Главное — правильно и вовремя развить таланты ребенка.
Например, способность ярко проживать различные эмоциональные состояния дает таким людям талант певца и актера. Чувствительное зрение может реализовать себя в фотографии, живописи, дизайнерском деле. Развитая способность к сопереживанию делает из таких людей прекрасных врачей и социальных работников, воспитателей и педагогов.
У малышей со зрительным вектором бурная, богатая фантазия. Если ребенок хорошо развивается и читает качественную литературу, его воображение становится залогом прекрасного будущего. Ведь все, что создано человечеством, сначала было придумано в уме, то есть создано воображением. Поэтому практически каждый рядовой ученый в науке — это развитый носитель зрительного вектора.
Но если ребенок фиксируется в состоянии страха еще в детстве, то во взрослом возрасте его воображение нацелено вовсе не на созидание. Оно рисует пугающие картинки о самом себе или тех, кто ему дорог (мерещатся измены партнера, внезапная смерть или болезни, свои или близких, и прочее).
Можно встретить и подростков, и даже взрослых людей, которые по той же причине (фиксация страха) боятся темноты. Бывает, что просто выйти ночью в туалет для них сущая пытка. С замиранием сердца, изо всех сил человек бежит к выключателю, хотя умом и понимает, что реальной угрозы нет. Фиксация в состоянии страха и связанные с ней психологические травмы могут приводить даже к устойчивой тревожности и паническим атакам. Конечно, ни один родитель не пожелает такого будущего своему малышу.
Ребенок боится темноты — что делать, если ничего не помогает?
Бывает, что ребенка никто и ничем не пугал, он много читает и разносторонне развит, но страх темноты все равно присутствует. Если вы сломали голову, что делать если ребенок боится темноты, но так и не находите ни одной видимой причины его состояний, то, скорее всего, дело в психологическом состоянии мамы.
Даже желая своим детям самого лучшего, мы не всегда способны это дать. Например, одинокая мама изо всех сил «пашет» на трех работах, чтобы прокормить ребенка и дать ему наилучшее образование. Еле живая доползает она вечером домой и просто уже не в силах дать ребенку необходимого наполнения чувством защищенности и безопасности, психологического комфорта.
Кроме того, зрительные дети легче других получают «эмоциональное заражение», то есть нахватываются негативных эмоций от других людей, поскольку сами — сверхэмоциональные от природы. От такого ребенка не скроешь ничего за внешним фасадом благополучия — он эмоционально очень восприимчив. Чувствует, когда мама раздражена, в депрессии или тревоге.
С другой стороны, мама — главный человек в жизни ребенка. Она способна восполнить даже тот ущерб, который ребенок может получить просто в процессе жизни. Мы ведь не можем закрыться в коконе и не взаимодействовать ни с кем, опасаясь травмировать ребенка.
Например, от смерти любимой бабушки не застрахован никто. Как ребенок адаптирует эту утрату? Упадет ли у него зрение, появятся ли страхи? Все зависит от состояния матери. Если мама обеспечивает ребенку гарантированное чувство защищенности и безопасности, то он преодолеет эту ситуацию без ущерба для своего здоровья и развития.
Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана дает возможность решить любые задачи по воспитанию детей комплексно:
- На тренинге мама сама избавляется от любых плохих состояний и пережитых травм. Она способна максимально реализовать себя и в семье, и в обществе, удерживая любой стресс без потери психологического баланса.
- Тренинг дает полную картину врожденных психологических свойств и талантов ребенка (в этой статье кратко описан только один вектор из восьми возможных). Мама может получить детальный ответ на вопрос, что делать, если ребенок боится темноты или имеет другие страхи. Это самая действенная профилактика любых поведенческих и психологических расстройств у ребенка.
Вот что говорят мамы, которые уже получили результаты для себя и своих детей:
«Она не слушалась, истерила, я укладывала ее спать по 2-3 часа со скандалами, т.к. она прыгала по постели, по мне. Ей несколько лет снились кошмары, в которых за ней постоянно кто-то гнался с ножом, нападали на нее, кровь. Потихоньку она начинала рисовать. Ее рисунки год за годом превращались в кошмар.
Это чаще всего были чудовища с клыками, шипами, нарисованные в карандаше или в темных тонах…Сейчас моей дочери 8,5 лет, на тренинг я пришла, когда ей было ровно 6 лет. Постепенно она стала нормально засыпать, излишняя агрессия ушла, разительно стали меняться рисунки моей дочери. Появились яркие цвета, персонажи стали добрыми. И дочка попросила записать ее со следующего года в художественную школу...»
«Моей дочери 10 лет и все эти годы прошли для меня как один страшный и ужасный сон, потому что я ее совсем не понимала ………… как можно всего бояться… мурашиков, жучков, орать так, как будто тебя режут, ночью спать только при свете, ложиться спать неизвестно когда (я так уставала от непонимания и капризов, что просто валилась с ног или засыпала в любых позах и что Castle Bran (или как называют Замок Дракулы) дальше с моей дочерью я не представляла….
Сейчас мой до боли знакомый ребенок стал другим, ее как будто подменили, с тех пор у меня началась счастливая и сладкая жизнь, полная смеха и радости. Мы постоянно смеемся целуемся и улыбаемся друг другу, домашние уроки выполняются со скоростью света, она перестала писаться.. мою усталость как рукой сняло, и это все Благодаря Тренингу по СВП Ю.Бурлана...»
«Уменьшились истерики дочки, а в те моменты, когда она начинает плакать или чего-то бояться, я лучше понимаю, как следует действовать. В результате она успокаивается быстрее, чем раньше. Чаще начала меня обнимать, целовать и брать за руку. Прекратилось намеренное пускание слюны. Теперь я лучше понимаю причины своего поведения и состояния, а главное, начинаю лучше понимать других людей и поведение дочки. Знаю, в каком направлении нужно двигаться, чтобы правильно ее воспитать и развить...»