Америка. Часть 1. Системный взгляд на формирование американского общества
Американское общество потребления, их уровень жизни стали идеалом для менее развитых стран мира. У многих возникает ощущение, что, создавая у себя модель государства по образцу США, они смогут достигнуть такого же благополучия и процветания. Попробуем описать системно зарождение государственности и общества США.
Америка. Много ли мы, живущие в России, знаем об этой стране? На первый взгляд, очень многое — держава идет в авангарде мирового научно-технического прогресса и передает всему миру через СМИ свое мировоззрение и культуру. Поэтому для многих такая постановка вопроса покажется неуместной, ведь США уже давно присутствуют в каждом доме посредством телевидения и Интернета. Американское общество потребления, их уровень жизни стали идеалом для менее развитых стран мира. У многих возникает ощущение, что, создавая у себя модель государства по образцу США, они смогут достигнуть такого же благополучия и процветания. Нам кажется, что мы знаем об американской культуре и образе жизни все, более того, считаем, что уже мы сами во многом так живем. Чтобы понять Америку, обратимся сначала к ее истокам, попробуем описать системно зарождение государственности и общества США.
Первые европейские колонисты появились на восточном побережье Северной Америки в конце XVI — начале XVII веков, в основном это были протестанты, бегущие от религиозных войн и голода в Европе, вызванных сокращением урожая вследствие наступления малого ледникового периода. Люди отправлялись в рискованное плавание через океан на деревянных парусных кораблях в поисках новой жизни, более сытой и безопасной. Собственно, вся последующая миграция в США, до сегодняшних дней, связана с этими простыми потребностями человека, особенно в то время, когда шла жестокая борьба за выживание.
Единственной ценностью Америки в то время была земля, которая отбиралась у местного населения любыми доступными средствами. Так что приход чужеземцев обернулся невиданной катастрофой для коренного населения — индейцев. Менее организованные и развитые, они не смогли оказать серьезного сопротивления иноземным захватчикам и были почти полностью уничтожены. Конкуренция в то время между странами и народами была жесточайшая. Демографические потери континента были восполнены только за счет миграции в последующие века.
Общины первых европейских поселенцев строились по принципам коммунизма, условия для жизни были крайне суровыми, иначе было просто не выжить. Однако это было временной вынужденной мерой, законы американского общества строились на совершенно других принципах, капиталистических, и этому способствовала ментальная надстройка прибывавших туда людей.
Из материалов тренинга по СВП мы знаем, что есть 4 типа менталитета, 4 возможных ментальных надстройки, которые может нести группа людей. Речь идет только о нижних векторах: мышечном, анальном, кожном и уретральном, свойства которых могут быть приняты как ценность в человеческом обществе. Например, Индия, Китай, Юго-Восточная Азия имеют мышечный менталитет, исламский мир — анальный менталитет, Западная Европа, США, Япония — кожный менталитет, Россия и страны бывшего СССР — уретрально-мышечный менталитет.
Но это в современном мире, 400 лет назад кожный менталитет только формировался, в Западной и Северной Европе кожная ментальность нашла выражение в протестантской этике, богатство и накопительство перестало быть зазорным, как это было в католицизме. Все это происходило в опустошительных религиозных войнах того времени, реформации. О переустройстве общества тех лет стоит писать отдельную статью.
Кожная мера, по своей сути, направлена на добычу снаружи и ограничение внутри общества, в кожном же западном менталитете инструментом ограничения становится закон. Накопление первоначального капитала позволило создать принцип разделения труда, что способствовало росту городов и развитию технологий такими невероятными темпами, каких еще никогда не было в истории человечества. Американское зарождающееся общество было полностью лишено черт традиционного ремесленного уклада, когда технологии были неизменны в течение многих поколений и передавались по наследству от мастера к подмастерью, и, следовательно, не несло системы ценностей анального вектора. Ценности, присущие кожному вектору, стали основой общества США: закон, дисциплина, личная ответственность, самоограничение, частная собственность — все это является той основой, на которой стоит государственность США.
Межличностные отношения в США регламентируются моралью, независимо от личного мнения о человеке, от отношения к нему, американцы всегда следуют определенному этикету в общении, поддерживают дружелюбный тон, при этом держа дистанцию, никогда не переходя определенные границы личного пространства. При этом возможно чувствовать к другому человеку глубокую неприязнь, которая не ограничена несуществующей в западном обществе, в отличие от российского, нравственностью. Высокоморальное и абсолютно безнравственное общество. Это не противоречие, наоборот, такое сочетание естественно для стран с кожным менталитетом, и к нему нельзя применять понятие «плохое» или «хорошее».
Менталитет нации формируется под влиянием ландшафта с целью адаптации и выживания. Кожный менталитет установился только в Европе и в Японии, чему способствовали природные условия этих земель. Земли всегда было мало, и она высоко ценилась, климатические условия заставляли задумываться о пропитании: ведь зимой ничего не вырастишь, а летом надо успеть собрать урожая 2–3, чтобы кормить себя зимой, об одежде и теплом жилье тоже побеспокоиться и еще кормить тех, кто защищает труд людей, т. е. государство. Конечно, европейские зимы — это не российские зимы, но от субэкваториального климата саванны европейский климат отличается разительно. Условия жизни создали ментальную надстройку, способную обеспечить выживание людей на ландшафте.
Итак, население разных европейских стран, объединенных общей кожной культурой и ментальностью, начинает прибывать на побережье Северной Америки. Что же происходит дальше? Попробуем понять это с помощью системно-векторной психологии. Как уже было сказано ранее, основными ресурсами Северной Америки были природные ресурсы: земля, лес, руда. По мере прибытия все большего числа колонистов начинают возникать мелкие и средние компании по судостроению, лесозаготовке, горной и текстильной промышленности. Между ними сразу начинается борьба за человеческие ресурсы, ведь население колоний тогда было небольшое. Состоятельные англичане могли организовать переброску в колонию бедняков, которые в качестве платы за перевозку через океан вынуждены были работать на их компании, практически как рабы. Но из-за высокой конкуренции это не могло породить сильного социального расслоения в колониях, новая земля давала поистине безграничные возможности тем, кто мог и умел трудиться, для любого развитого в своих векторах человека появилась возможность реализации. И люди с развитым кожным вектором смогли в полной мере реализовать себя.
В Европе того времени такое было еще невозможно, там пока сохранялись пережитки феодализма и главенствовали ценности анального вектора, такие как уважение к традициям, обычаям, наследственная иерархия сохранялась. Нехватка человеческих ресурсов на Американском континенте компенсировалась также за счет ввоза африканских рабов. Поскольку резкое социальное расслоение среди белого населения было невозможно, общество США было разделено по расовому признаку. Прежде всего, в существовании рабства были заинтересованы богатые американцы. И если белые наемные рабочие могли уйти к другому нанимателю, который лучше оценивал их труд, негры были собственностью господина и не имели никаких прав. В результате на Юге США всего-то 150–200 лет назад существовало настоящее рабовладельческое государство. Рабство приносило большие доходы рабовладельцам и оставило после себя гигантские проблемы американскому обществу, которые остаются до сих пор. О рабстве в США стараются не вспоминать. Большинство потомков африканских рабов, насильно вырванных из своего ландшафта, так и не смогли в полной мере приспособиться к жизни в США.
Помимо нехватки трудовых ресурсов, были и другие проблемы: это постоянные войны с индейцами и конфликт с метрополией, не желавшей видеть в своих американских колониях новые порядки. К концу XVIII века население колоний разделилось на две группы: «патриотов», выступавших за независимость США, и «лоялистов», оставшихся верными Британской короне. Кто же был на стороне «патриотов»? Прежде всего, люди с кожным вектором. Они всегда выступают за все новое, независимо от рода деятельности, они высоко ценят труд и время. Свобода, в их понимании, — это возможность получать за свой труд материальный достаток и социальный статус, независимо от происхождения. Америка своей социальной формацией давала им такую возможность.
На стороне «лоялистов» были в основном люди с анальным вектором, для которых сохранение традиций и уважение к старшим всегда было приоритетом над деньгами и статусом. И это опять же, независимо от рода деятельности и происхождения. Теперь, с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана, мы с большой долей вероятности способны определить, почему человек выбрал ту или другую сторону в этом конфликте.
Американская революция, или война за независимость, продолжавшаяся с 1775 по 1783 год, была защитой кожной формации от порядков метрополии, и ее поддержали прежде всего люди с кожным вектором. Демократия и равенство всех перед законом были заложены в основу государственности США, происхождение уступило место в иерархии имущественному цензу как мере успешности человека. Конечно, до всеобщего равноправия и стандартизации было далеко, но заложенный изначально формат общества и ментальность двигали США постоянно вперед семимильными шагами, создав из ничего мирового лидера менее чем за 200 лет. Америка оказалась тем локомотивом, который двигал человечество в кожную фазу развития.
Читать продолжение:
Спасибо, Михаил. Очень интересно и наглядно показано становление кожного менталитета в Америке
Интересная тема! Благодарю, Михаил!
Уважаемый Михаил,
Социальные исторические процессы - это действительно интересная тема и неохватный простор для системного исследования. Выбор этой темы Вами достоин всяческой похвалы и читатель вправе ожидать не менее интригующего продолжения.
Простите великодушно, не могу не заметить, что, по всей видимости, некоторые разделы этой статьи были написаны Вами без большого знакомства с предметом, вероятно, поэтому допущены некоторые не совсем корректные утверждения.
Надеюсь, что в следующей главе мы увидим продолжение, свободное от чрезмерных упрощений, допущенных в первой: например, о протестантизме-католицизме, (поголовной) нравственности россиян, пр.
Ну, это побочные линии Вашего повествования, мб это не особенно важно. Основные тезисы, в частности, о кожном менталитете Штатов, Вы проиллюстрировали хорошо и наглядно.
Оюна, спасибо за замечание! Я не имел ввиду абсолютные категории когда писал про нравственность россиян, противопоставлял протестантизм-католицизм. Может быть не удалось точно выразить свою мысль. Но я старался подобрать простые определения разным состояниям и процессам у нас и в США, чтобы было понятно непосвящённому человеку их различия на контрастах, таких как, например, протестантизм-католицизм.
СИСТЕМНО-ВЕКТОРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. НЕ ЗАШОРЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА АМЕРИКУ
Очень интересно. Никогда не был в Америке, но с американцами общаться приходилось, всегда чувствовал, что мы с ними не просто там чем то отличаемся, а вообще совершенно разные люди. Системно очень точно видны ментальные различия между Америкой и Россией или например Китаем и Саудовской Аравией до самых мелких деталей, которые после тренинга невозможно не замечать, они очевидны и не вызывают никаких сомнений.. никогда и не кем они не были точно сформулированы. Спасибо, Михаил!
Спасибо, Михаил! Очень интересно читать и перечитывать! Будем ждать продолжения.