«Чужая земля», или Здесь была деревня... Часть 1: Загадочная русская душа
Никита Сергеевич не раз обращался к теме особенности российского менталитета, вероятно, и сам не до конца догадываясь о ее значимости. И его поворот в творчестве к проблемам российской деревни в очередной раз доказывает, насколько системно Михалков понимает истинный коллективистский смысл существования народов России, смысл, на котором этот менталитет базируется.
С такой землей мы обречены кормить мир.
Правильней было бы: «Такая земля обречена кормить».
А вот кто себя «мы» будет называть — это уже следующий вопрос.
Комментарий к фильму «Чужая земля» Никиты Михалкова
На исходе прошлого года на телеканале «Россия-1» был показан новый документальный фильм Никиты Михалкова «Чужая земля». Никита Сергеевич снял свой фильм в реальных «декорациях», сюжет о гибели русской деревни показан без прикрас и выдумок. Вместе с тем режиссер ищет ответы на вопросы: «Почему умирает русская деревня?», «Что случилось, почему интенсивно развивающееся советское сельское хозяйство всего за несколько лет прекратило свое существование?»
Где пролегла граница, отделившая мир деревни от города не условным рубежом, а мощной глухой стеной непонимания? Отчего сегодня столь непопулярны сельскохозяйственные профессии, откуда возникло неприятие труженика села, если и желающего работать на своей земле, то не имеющего для этого никаких предпосылок и поддержки извне?
Этим фильмом Никита Сергеевич «реабилитировал» себя в глазах огромного количества зрителей, не принимавших его творчество, а заодно и самого режиссера, по разным причинам, в том числе из личной антипатии к нему и всему клану Михалковых.
Судя по появившимся после выхода картины «Чужая земля» комментариям, совсем немногие равнодушно относятся к тому, что происходит с российской деревней. Даже те, кого раздражала менторская, нравоучительная, по их словам, манера Михалкова излагать свои мысли в многочисленных интервью, отбросили враждебность и неприязнь к режиссеру и наконец-то начинают воспринимать смысл того, о чем он говорит и что пытается донести до зрителя.
Никита Сергеевич не раз обращался к теме особенности российского менталитета, вероятно и сам не до конца догадываясь о ее значимости. Он показывал в своих актерских и режиссерских работах людей разных векторов со всем спектром качеств, свойственных только россиянам. И его поворот в творчестве к проблемам российской деревни (к ее людям с их природным общинным мышлением) в очередной раз доказывает, насколько системно Михалков понимает истинный коллективистский смысл существования народов России, смысл, на котором этот менталитет базируется.
В последние десятилетия в нашем и зарубежном искусстве активно муссируется «очень вечная тема загадочной русской души», о разгадку которой «споткнулось» не одно поколение художников, писателей, кинематографистов, философов и просто умников. Не дает эта загадка покоя Востоку, не дает она его и Западу, который вот уже второе тысячелетие пытается понять Россию умом и измерить кожным стандартизированным аршином.
Раскрученный философами XIX века проект «Загадочная русская душа» в сегодняшних условиях звучит жалкой спекуляцией и желанием оправдать собственную несостоятельность и бездействие. Эта философская то ли некомпетентность, то ли хитрость, извлеченная в разгар перестройки на свет божий, дала повод списывать все подряд, включая негативные проявления любого проходимца из России, на особенности русского характера. На все самое темное и криминальное: коррупцию, воровство, алкоголизм, агрессивность — Западом навешивается ярлык «загадочная русская душа», который с подачи заморских публицистов скорее напоминает диагноз или приговор.
У Запада разгадки нет, и в последнее время не так сильно стремление ее найти. У Запада общая мерка для россиян, украинцев, белорусов и других народов бывшего СССР. Его восприятие нас всегда было однобоко и не идет дальше понятия «варвары». События последних месяцев, происходящие на территории Украины под дружным закордонным руководством, явились новым подтверждением старого постулата.
Может быть и хорошо, что зарубежье не способно разобраться в нашей душе, а лишь демонстрирует свою зашоренность, используя стандартные психологические штампы и лекала переворотов, уже обкатанных на других народах. Но нам-то самим разобраться в себе жизненно необходимо, тем более что о России и ее национальных особенностях все уже хорошо известно и разложено по полочкам на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Со времен перестройки и по сей день спецслужбами при помощи массмедиа проводится интенсивное воздействие на сознание россиян. Доверчиво внимая умело поданным западной пропагандой убедительным оговорам в свой адрес, россияне начали даже гордиться определением «загадочная русская душа», ощущая в нем некий мистический привкус.
Через все информационные источники российский народ, дабы он не особо углублялся в суть проблемы, упорно приучают к тому, что этой «загадочностью» можно прикрыть все свои промахи: апатию общества, лень и наработанное за последние десятилетия безразличие к себе и к стране, базирующиеся на обширных внутренних пустотах. Этими изрядно потасканными словами о загадочности россиянам пытаются навязать не свойственные им привычки и чуждый образ мыслей.
Любые действия русских, отличающиеся от западного шаблона, особенно негативно окрашенные, сразу попадают в разряд необъяснимых явлений «загадочной русской души» в самом пренебрежительном смысле: мол, что с них — пьяниц, проституток, варваров и быдла — возьмешь.
Чужеземные аналитики «загадочной русской души» не понимают ее до конца и судят о ней через свое кожно-трафаретное восприятие. Тем сильнее оказывается их потрясение от неожиданной консолидации россиян в лучших уретральных традициях (таких близких большинству жителей бывшего СССР) в день крымского референдума.
16 марта 2014-го показало высочайший подъем национального самосознания и патриотического духа всего народа, вогнало в ступор и шок зарубежных «доброжелателей» и показало народам всего мира лживость и продажность СМИ, формирующих «независимое общественное» мнение. Кроме того, ликование и радость крымчан и остальных россиян от акции добровольного воссоединения явились мощным контрастом коричневому экшену анально-звуковых «революционеров»-дебоширов и их подельников.
Рустем Ибрагимбеков. «Сибирский цирюльник»
И то верно. Где же тут иностранцу понять этот сумасшедший сплав уретральной самоотверженности и мышечной покорности в сочетании с обостренным чувством справедливости и небывалой силой воли — таких типичных для россиянина и абсолютно сокрытых от чужака? Чем измерить то неудержимое желание жертвовать жизнью ради стаи, отдавать от себя по нехваткам тем, кто нуждается, кто слабее, беднее, кого обидели и обобрали?
Именно природное уретральное свойство альтруизма, сложившееся за века у российского человека в условиях выживания на суровом ландшафте лесостепных необъятных просторов и сублимированное в одну из черт его характера, последние двадцать лет изо всех сил стараются вытравить всеми доступными способами и выжечь каленым железом с помощью СМИ те, чья задача состоит в том, чтобы привести Россию к государственному перевороту и распаду.
Страну накрыла волна пропаганды чуждой ей западной идеи индивидуализма, противоречащей российскому коллективистскому менталитету. Альтруистическое уретральное наслаждение, получаемое от отдачи по нехваткам, воспринимается и преподносится кожными русофобами как некие «нездоровые состояния» и неадекватное поведение большинства россиян. Для Запада, с его стандартизированной масскультурой и преклонением перед буквой закона, российская вольница действительно выглядит неуправляемой и устрашающей.
Читать продолжение:
Часть 2: Внутриполитическая оптимизация как способ дробления государства
Часть 3: «Симбиоз» рабочего класса и крестьянства
Корректор: Галина Ржанникова
"Страну накрыла волна пропаганды чуждой ей западной идеи индивидуализма, противоречащей российскому коллективистскому менталитету" - пишет Светлана. Идея-то чужая, но не вчера деревня начала исчезать. Вспомните, 70-е годы прошлого века. Молодежь массово уезжала из деревни, стремясь в город - в лучшие условия для жизни. Как ни пытались власти заинтересовывать молодых специалистов, молодежь из деревни выезжала. Сейчас это еще больше усугубилось общими плохими психологическими состояниями общества. Только поменяв мышление массово, мы можем рассчитывать на наилучший сценарий жизни для всего человечества. Просто каждый займет то место, где он наиболее востребован обществом, а значит, там он и будет наиболее счастлив во всех отношениях.
Мы не очень задумываемся о нашей "загадочности" ,когда живем среди себе подобных, но стоит русскому человеку попасть заграницу, как он чувствует себя не в своей тарелке, во всяком случае, большинство из нас... я это в полной мере испытала на собственной шкуре- 8 лет я живу "на два дома", и все никак не могу привыкнуть((((, теперь уже можно сказать-"не могла"! Мне упорно казалось, что я какая-то "не такая", что я буквально "белая ворона", и так мне было не по себе... Для меня одним из огромных результатов тренинга стало понимание нашего менталитета, та самая отгадка нашей "загадочности")))) мы просто напросто разные... сейчас мне даже смешно вспоминать о своих обидах на кожного -прекожного ( потому как еще и менталитет)мужа -ирландца- я -то от него ожидала проявления широты душевной, а он готов был метнутся в другой город за товаром на пару копеек дешевле)))) такая смешная...Теперь-то я понимаю, как важно понимать не только саму себя, но и знать особенности менталитета, от этого знания камень с души свалился
спасибо огромное, Светлана. очень важные акценты в статье и готова раздирать ее на цитаты:-) уже начала)))
Мы другие - и чем мы другие, нам дОлжно знать. Западу никогда нас не разгадать, им нужно нас растерзать от невозможности разгадать, по своему - атомизировать и править, как у них получалось последние времена. Вернее, им казалось так.
Читая многих эмигрантов - и далекого прошлого и современников, натыкалась несколько раз на сравнение русских с металлом ртути... Очень пластичный, мягкий на вид, от того прочный и любая капля стремится соединиться с другой. Как хочется, наконец, чтобы вся "ртуть" Руси Великой соединилась в полном осознании и понимании собственных свойств и своей природной роли в развитии и движении человечества. И тогда спасется и несчастный, непонимающий нас запад, вместе с востоком югом и севером...
Светлана, спасибо за еще одну статью, разгадывающую загадку русской души с позиций системно-векторного психоанализа. А другого метода и нет для разгадок человеческой души, и не только русской. " Где же тут иностранцу понять этот сумасшедший сплав уретральной самоотверженности и мышечной покорности в сочетании с обостренным чувством справедливости и небывалой силой воли, таких типичных для россиянина и абсолютно сокрытых от чужака? Чем измерить то неудержимое желание жертвовать жизнью ради стаи, отдавать от себя по нехваткам тем, кто нуждается, кто слабее, беднее, кого обидели и обобрали?" - потрясающе выраженные смыслы. Суть и соль. Хоть наизусть учи!
Я выросла в небольшом поселке,сейчас там живет моя мама,часто к ней приезжаю.Все зависит от главы администрации.там где думают о людях,там ничем не хуже,чем в городе и детская спортивная школа,и прекрасная музыкальная школа и огромный бассейн.Мы там выросли,мой отец строил этот поселок с нуля и наша обязанность помогать тому месту,где вырос,чтобы люди не чувствовали себя чем- то ущемленными.Мы в ответе за всю нашу землю.я горжусь,что живу в России.В пятницу огромные пробки на дорогах ,при выезде из Москвы,все едут в РОДНЫЕ ДЕРЕВНИ."Где же тут иностранцу понять этот сумасшедший сплав уретральной самоотверженности и мышечной покорности в сочетании с обостренным чувством справедливости и небывалой силой воли, таких типичных для россиянина и абсолютно сокрытых от чужака? Чем измерить то неудержимое желание жертвовать жизнью ради стаи, отдавать от себя по нехваткам тем, кто нуждается, кто слабее, беднее, кого обидели и обобрали?""Загадочна ли русская душа?
Согласна, Елена, сложно понять. Для нас существует у каждого своя правдочка и мы отстаиваем её. Так сложилось, что привыкли к тому, что нам кто-то обязан и всегда этот кто-то во всем виноват. Мы находимся в этом плену. И попутно этому сменилась фаза развития, она тоже наложила свой отпечаток, скажем не лучший. Утратилась ответственность каждого, не работают внешние попытки разобраться , договориться и смириться друг с другом. Эти попытки приводят к тому, что включаются обвинения. Теперь нужно идти только путём раскрытия изнутри, понимания нашего восьмимерного психического. Мы должны учиться ужиться вместе, а так же должны почувствовать личную ответственность за свою судьбу, за так судьбу семьи, судьбу отдельного посёлка, судьбу страны и так по нарастающей.
Индивидуализм у нас не в крови. Верно. Попытки навязать чуждый нам образ мысли привели к росту коррупции и психологическим страданиям, но! Едва Россия ощутила опасность извне, вновь сплотились все, ощутили единство, казалось бы давно забытое. Нет! Россия едина! И кто с мечом к нам придёт убедится в этом. А на такой волне и деревни поднимем. Тоже всем миром. Нам бы поскорее свою ментальность осознать, да ответственность, да по уретральному, во всю мощь, не для себя, для страны, как уже бывало и не раз, снова, и навсегда уже, всю свою страсть, силу и любовь вкладывать в процветание страны родной.
Спасибо за статью,очень важная тема!Русская душа уже разгадана,осталось донести эту разгадку всем народам,проживающим на территории бывшего СССР.
Возрождение деревни возможно лишь при самоосознании народом России,каждым из нас,своей природной задачи,своих особенных свойств,своей личной ответственности за землю,на которой живем...