Девятилетняя вдова кролика и морской свинки. Жизнь за стёклами.
Редко кто из родителей задумывается о том, что случается, когда домашнее животное погибает. Да, будут слезы, домашняя трагедия, пару дней погрустит и забудет. В крайнем случае заведем нового. Именно так в большинстве случаев и происходит...
«Папа, купи мне собаку!»
«Мама, давай заведем котенка!»
«Смотри, какой кролик. Можно мы его возьмем домой? Ну пожалуйста!»
Всякий раз родители отбиваются от подобных просьб, понимая, что ухаживать за домашним питомцем придется им самим.
О пользе общения детей с животными написаны сотни книг, в том числе и психологических. Безусловно, любой контакт с природой, в том числе и с животными, доставляет каждому ребенку огромную радость.
Новые обязанности: гулять с питомцем, кормить его, убирать, ухаживать — помогают воспитывать в юном натуралисте ответственность, чувство долга, дисциплинируют, заставляют сопереживать и заботиться о живом существе.
Но редко кто из родителей задумывается о том, что случается, когда домашнее животное погибает. Да, будут слезы, домашняя трагедия, пару дней погрустит и забудет. В крайнем случае заведем нового. Именно так чаще всего и происходит.
Однако существуют особенные дети, которые после потери любимого питомца теряют остроту зрения. В раннем возрасте это довольно сложно заметить, особенно если снижение зрения невыраженное. А выявляется подобное нарушение в дошкольном или раннем школьном возрасте, когда ребенок начинает учиться читать и писать. Тогда уже о причинах никто не задумывается и тем более не связывает это с утратой питомца.
В данной статье мы рассмотрим, что же это за особенные дети, что делать, если у вас именно такой малыш и он просит завести домашнее животное, и как избежать подобной реакции на травмирующие зрительный вектор ситуации.
Человек со зрительным вектором обладает особой чувствительностью зрительного сенсора. Это он отличает 400 оттенков черного и в развитом состоянии способен уловить любую вашу эмоцию. Он и сам очень эмоционален в любом возрасте. У него все время «глаза на мокром месте», слезы близко стоят.
В детстве он отличается любознательностью. Он обожает рассматривать все вокруг, любоваться природой, яркими картинками, игрушками и… оживлять их. Образное мышление и богатейшая фантазия дают возможность с легкостью выдумывать воображаемых друзей и искренне верить в их существование.
Такой малыш одушевляет свои игрушки, картинки, предметы, играет с ними, разговаривает, дает им имена и выдумывает целые истории, связанные с его друзьями. Он очень подвижен эмоционально — от слез до смеха один миг, ярко выражает чувства, любит общаться, дружить.
Самое большое наслаждение для ребенка со зрительным вектором — это создание эмоциональной связи. Пока он еще маленький, он создает ее со своими игрушками, героями мультфильмов и книг. По мере взросления, при адекватном развитии вектора, растительная и животная природа, не говоря уже о предметах, станут отходить на второй план, а на первое выйдет общение с людьми.
Домашний питомец для зрительного ребенка может стать самым дорогим другом, с которым он будет делить все свои горести и радости, которого он полюбит всем сердцем, создавая прочную эмоциональную связь.
Хорошо ли это? Не совсем. Такая сильная привязанность к животному формируется не всегда, а только в случае недостаточной эмоциональной связи с матерью. Чувствительный, ранимый и эмоциональный зрительный малыш больше других нуждается в возможности поделиться чувствами, переживаниями, эмоциями и получить ответную реакцию, участие от мамы и близких.
А маме, как это часто бывает, легче и проще купить того же хомячка или кролика, чем самой искать время и силы для общения с ребенком. Малыш в восторге, и мама может заняться своими делами. Однако цена такого спокойствия высока.
Первое печальное событие случится, когда животное погибнет. Так уж это устроено… Даже собаки живут максимум 20 лет. Не говоря уже о кошках, кроликах и попугаях. Когда питомец ребенка, с которым он создал эмоциональную связь, полюбил его, гибнет, малыш неизменно начинает терять зрение.
Разрыв эмоциональной связи приводит к тому, что мир для зрительного малыша становится враждебным и страшным. Усиливается и получает подпитку родной страх зрительника — страх смерти. Он страдает, боится, не хочет ничего этого видеть и ощущать. И здесь бессознательно запускается тонко отлаженный природой механизм. Весь удар принимает на себя непосредственно зрительный сенсор, становясь своеобразным предохранителем от урона в психическом. Иными словами, смерть питомца отражается не на развитости психических свойств зрительного ребенка, а на сенсоре — падает зрение.
Ответ на вопрос — как не допустить потерю зрения — прост, если владеть знаниями системно-векторной психологии. Зрительного ребенка нужно развивать.
Самое печальное то, что из-за недостатка эмоциональной связи с людьми и ориентированности всех чувств и переживаний на животных зрительный ребенок так никогда и не разовьется до максимального уровня. А это означает одно — в его жизни будет много страхов и эмоциональных раскачек, истерик, а не любви.
Устройте ему комнату с разноцветными или, наоборот, светлыми обоями, которые сам юный художник смог бы разрисовать, дайте краски — самые разные, самые яркие — и простор для творческого самовыражения. Отдайте в театральный кружок, где он сможет проживать чувства самых разных персонажей и вызывать чувства у зрителей.
Строго избегайте страшных картинок, особенно сцен съедения одних животных другими. Не читайте пугающих сказок или стихов, где герои погибают, особенно где их съедает Баба-Яга, Кощей, дикие звери или другие злобные чудовища. Все это фиксируют зрительного малыша в состоянии страха и вызывает задержку или вовсе останавливает развитие зрительного вектора.
Сказочные истории или мультфильмы, которые вызывают в ребенке чувство сострадания, заставляют сопереживать героям, способствуют гармоничному развитию зрительного вектора в направлении сострадания, эмпатии, желания помочь, поддержать, посочувствовать другому.
Чтобы еще глубже понимать этот процесс, нужно знать, что в развитии каждого вектора существует четыре уровня: неживой, растительный, животный и человеческий. Как можно быстрее со зрительным ребенком, как, впрочем, и с любым другим, нужно пройти все эти стадии в его развитии.
Также нужно понимать, что развитие свойств каждого вектора происходит только до окончания периода пубертата, это возраст 12–15 лет. После этого — реализация полученных свойств на том уровне, до которого получилось развить эти свойства. Так что времени мало.
Быстро и уверенно со зрительным малышом нужно пройти весь цикл развития: от жалости к плюшевому мишке, упавшему на пол, которому больно и нужно помочь, к заботе о растениях, бедных цветочках, которым так плохо без воды, что они никнут и опускают головки, к жалости к большому слону (в зоопарке), который никогда не видел вольной жизни, и даже, может быть, никогда не видел других слонов. И на пике — к сопереживанию и состраданию человеку.
Переоценить роль мамы, которая может создать все условия и задать нужный эмоциональный накал, невозможно. Когда у мамы от сопереживания и сочувствия (а не из истерик и желания привлечь внимание к себе) появляются на глазах слезы, у ребенка возникает новое и сильное чувство, которое он учится взращивать в себе сам.
Съездить вместе к пожилой бабушке, приготовить чай заболевшему домочадцу, утешить младшую сестру, плачущую в уголке. Важны настоящие поступки, воспитывающие в ребенке сопереживание.
Крепкая эмоциональная связь с мамой обеспечивает зрительному малышу чувство безопасности и защищенности — в таком случае у него есть самая главная основа, чтобы справляться с любыми переживаниями.
Воспитание в таком ключе дает максимальное развитие зрительного вектора в направлении любви, а не страха. И в таком случае ребенок получает инструмент для работы со своими чувствами, способность справиться с любыми страхами во взрослой жизни.
Воспитанный на живых примерах, книгах и фильмах, вызывающих сопереживание героям, сосредоточенный на людях вместо игрушек, способный искренне помогать и делиться своей любовью — уже в четыре-пять лет он не станет пугаться какого-то Бабайки или Змея Горыныча, а задорно посмеется над глупой сказкой.
Сострадание, эмпатия, способность и желание помогать другим — главные качества, которые необходимо развивать в зрительном ребенке, чтобы сохранить его психологическое здоровье и защитить его чувствительный зрительный сенсор.
Подробнее об особенностях психики людей с разными векторами и важных моментах в воспитании детей вы можете узнать уже на бесплатных онлайн-лекциях «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Регистрируйтесь здесь.
Корректор: Наталья Коновалова
Спасибо, Диана за прекрасную, светлую и очень важную статью. Зрительные детки они особенные необычайно ранимые и тонко чувствующие и очень важно не загубить эти качества, а развить их. Нам, родителям всегда некогда, а потом эти проблемы, которые вырастаю с детьми, и больно ранят душу. Важно не упустить этот период в жизни ребенка до окончания пубертата и правильно развить его к любви и сопереживанию к людям.
а если любимое животное ушло с дома и пропало (факт смерти не до конца очевиден, он бессознательно не признается, вытесняется - "как будто ничего не произошло". но связь была, и довольно близкая, компенсирующая многие нехватки. и вот теперь - короткие вспышки какой-то вызывающей злости (из-за не оправдывающегося безотчетного ожидания - что, мол, вернется. и да - рези в глазах. что делать? (это полиморфная девочка-подросток с двумя взаимоисключающими сценариями)
Не вся проблема в уходе животного. Для детей важна связь с мамой, эмоциональная связь. Именно мама обязана научить ребёнка состраданию к людям, начиная с любви к игрушкам, травинке, крольчонку.
Тренинг по системно-векторной психологии, как необходимость для родителей - чтобы самим ориентироваться и лучше понимать происходящее.
Поставить диагноз "... девочка-подросток с двумя взаимоисключающими сценариями..." очень ответственно.
А что будет, если они повзрослеют, но также будут больше привязаны к животным, чем людям? Всё же родители должны сделать все возможное ,чтобы у ребенка появилось сострадание и милосердие к человеку.
Елена, примеров из жизни много. У каждого есть соседка с несколькими котами или собаками ((( "Да я их больше люблю, чем этих людишек..." - слышим мы порой от человека, застрявшего в своём развитии на любви к животным.
Очень тонкая и часто встречающаяся проблема в воспитании!
У меня близкие друзья, у которых К-Зр дочь, тоже вот завели, было, кролика - благо, удалось уговорить отдать из-за антисанитарии, которую он спровоцировал в доме... Девочкины эмоции переключили на молодую немецкую овчарку... Эти хоть дольше живут)))