Две музы: «Я хочу сделаться исторической фигурой»
Начало 20-го века. Место действия — Париж. Квартира-студия на улице Флери. Хозяйка квартиры невысокая, полная женщина с темными глазами и невозмутимым взглядом. Гертруда и ее брат Лео Стайн превратили свою небольшую квартиру в известный среди парижской богемы художественно-литературный салон. Они собрали и разместили в ней удивительно смелую для своего времени коллекцию картин...
Эти строки в своем дневнике Гертруда Стайн (1874–1946) написала еще в студенческие годы.
Начало 20-го века. Место действия — Париж. Квартира-студия на улице Флери.
Хозяйка квартиры невысокая, полная женщина с темными глазами и невозмутимым взглядом. Лицо с четкими, крупными чертами, словно высеченными из мрамора. Голос сочный, основательный, глубокий. Кто-то сравнивал его с тяжелым бархатом, а кто-то с дремлющим огнем, который под внезапным потоком вдохновения вспыхивал гудящим пламенем.
Гертруда и ее брат Лео Стайн превратили свою небольшую квартиру в известный среди парижской богемы художественно-литературный салон. Они собрали и разместили в ней удивительно смелую для своего времени коллекцию картин.
Художники, галеристы и просто посетители приходили сюда посмотреть на картины тогда еще непризнанных гениев — Гогена, Матисса, Сезанна, Ренуара, Мане. Творческая жизнь в небольшой квартире бурлила: здесь проходили встречи, обсуждались и зрели новые идеи авангарда.
В судьбе многих людей Гертруда Стайн, эта муза искусства, покровительница, друг и первооткрыватель талантов, принимала непосредственное участие. Ведь настоящие музы — это не легкомысленные нимфы, возведенные на пьедестал, а люди, которые заботятся о творческом человеке. Не в надежде на взаимность, а с благодарностью за возможность помочь.
Именно Гертруда, увлекшись современной живописью, обратила внимание на картины практически нищего и подвергающегося критике профессионалов и публики Матисса. Она и члены ее семьи покупали его картины. Ее поддержкой пользовались многие молодые авангардные художники. Среди них Пабло Пикассо, Марк Шагал, Амадео Модильяни.
Авангардная муза искусства
В двадцатые годы, руководствуясь все тем же чутьем, Гертруда Стайн стала помогать нуждающимся молодым писателям, журналистам; в тридцатые помогала американским студентам университетов и колледжей; в сороковые переключилась на американских солдат Второй мировой войны.
Эрнест Хемингуэй, Скотт Фицджеральд — вокруг нее всегда собирались таланты, для которых она была советчиком, учителем, другом и меценатом. Эта связь поддерживалась многие годы. Гертруда Стайн в центре, а вокруг те, кто нуждался в ее покровительстве.
Она чувствовала ответственность за будущих столпов авангарда, была всегда за старшую, даже если оказывалась младше по возрасту. Это одно из свойств уретрального вектора — защита и помощь во имя будущих поколений.
В это время она и сама начинает писать. Ее творчество не для современников: оно авангардно по форме, по стилю и, как все новое, не сразу нашло отклик у читателей. Критики также не сразу оценили ее прозу и поэзию по достоинству. Уретральный и звуковой векторы Гертруды Стайн родили неожиданный литературный язык — сдержанно точный и вместе с тем живой и страстный. Ее дерзкие эксперименты со стилем привлекали известных писателей начала и середины 20-го века. Ей подражали, ее цитировали, к ней прислушивались.
Гертруда Стайн — сильная, решительная, эксцентричная натура. Она смело высказывала свое мнение, была свободна от предрассудков. Ее жизнелюбие, страстность, умение замечать и направлять, незаурядная интуиция завоевали ей роль вожака. Во всем она отличалась огромными аппетитами. Часто повторяла: «Книги и пища, пища и книги, и то и другое великолепно». Любила застолья, предпочитая жирные американские блюда.
Ее личные отношения с Алисой Б. Токлас были вызовом буржуазной морали. В ту пору, при относительной свободе взглядов, гомосексуальные связи старательно скрывались от широкой публики. Но об их отношениях сплетничал весь Париж. Это был откровенный вызов обществу.
На занятиях по уретральному вектору на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана раскрывается суть такого типа взаимоотношений.
Из биографии Гертруды Стайн становятся понятны причины ее влечения к женщинам. Обстановка в семье, где росла девочка, была сложной. Несмотря на то, что семья не бедствовала, родители много ссорились между собой. Авторитарный отец чаще всего был раздражен, угрюм и вспыльчив. Мать умерла от рака, когда Гертруде было 10 лет.
После смерти жены отец стал еще скандальнее. Гертруда упоминает, что, по всей видимости, он ощущал некоторую неприязнь к ней. В его глазах она была не той дочерью, какую ему хотелось бы видеть. Она описала и еще один аспект: как однажды отец просил старшую дочь Берту лечь к нему в кровать. А сама Гертруда отмечает, что нечто подобное случилось между ней и дядей, братом отца.
Эти факторы — насилие отца над матерью и подавление самой девочки — привели к травме, при которой женщина с уретральным вектором может испытывать сексуальное неприятие мужчин.
Гертруда и Алиса прожили вместе около 40 лет, и их союз окончился со смертью Стайн.
Харизма и авторитет Гертруды Стайн были настолько велики, что еще при жизни она стала объектом почитания. В своей последней книге «Брюси и Уилли» («Brewsie and Willie») она пишет о встречах в послевоенном Париже с молодыми американскими солдатами. Для них она была живой легендой, о которой они читали в книгах Хемингуэя. «Я чувствую себя всеобщей бабушкой», — шутила та, что еще в юности мечтала стать исторической личностью.
Читайте первую часть статьи «Две музы. Любовь без рамок по собственной воле»
Пусть даже "авангардная", но муза, которая сподвигнула своих современников на свободу мышления и поиск предназначения искусства. Не думаю, что человечество много-бы приобрело потеряв самую экстравагантную модернистку в искусстве.
Большое спасибо! Это было очень познавательно, мне очень понравились ваши очерки об уретральницах... А Г.Стайн я давно подозревал...)))