Аутизм. Часть 2. Двигательные стереотипии и чрезмерная тактильная восприимчивость у ребенка с аутизмом: причины и рекомендации родителям
-
Часть 1. Причины возникновения. Воспитание ребенка с аутизмом
-
Часть 3. Протестные реакции и агрессия ребенка при аутизме: причины и методы коррекции
-
Часть 4. Жизнь иллюзорная и реальная: особые симптомы у детей с аутизмом
-
Часть 5. Нарушения речи у аутичных детей: системные причины и методы коррекции
-
Часть 6. Роль семьи и окружения в воспитании аутичных детей
Аутичный ребенок, попадая в поле зрения специалистов, нередко демонстрирует целую палитру разнообразных нарушений. При этом часто остается непонятным, чем они обусловлены. Если посмотреть на эти патологические проявления с системной точки зрения, нетрудно увидеть, что все они вызваны искаженной картиной развития различных векторов у ребенка с травмированным звуковым вектором. Почему так происходит?
Причина и следствия
Первичную психическую травму аутичный ребенок действительно получает через негативное воздействие на доминантный звуковой вектор. Громкие звуки, шумная музыка и даже родительские ссоры могли оказать такое воздействие, в результате которого ребенок со звуковым вектором отгораживается от мира и перестает воспринимать информацию извне.
Увы, но этим трагедия не исчерпывается. В современном мире практически не существует одновекторных людей. А нарушения в доминантном звуковом векторе вызывают лавинообразный каскад отклонений в развитии всех остальных векторов, которые от рождения заданы ребенку. В результате перед нами предстает смешанная картина многочисленных патологических проявлений. Таким образом, от состояния звукового вектора зависит развитие ребенка в целом.
В этой статье мы с помощью знаний с тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана разберем механизм того, как нарушается развитие кожного вектора при детском аутизме и какие симптомы при этом появляются. Осознавая системные причины поведения своего ребенка и опираясь на рекомендации этой и других системных статей, родители смогут создать максимально комфортные условия для развития врожденных способностей аутичного ребенка.
Об особенностях развития здорового ребенка с кожным вектором
Здоровому малышу кожный вектор сообщает удивительную подвижность и ловкость, хорошее владение моторными навыками. С самого рождения эти малыши обладают особо чувствительной кожей, восприимчивой к малейшему прикосновению. Физическое наказание представляет для кожного ребенка невыносимое страдание, их ни в коем случае нельзя бить.
Детки с кожным вектором обладают инженерно-конструкторским складом ума. С раннего детства они что-то увлеченно строят, будь то первая башня из кубиков или сложный космический корабль из всей мебели, что подвернулась под руку в доме. У них прекрасное рациональное мышление, основанное на врожденном ощущении пользы и выгоды. Навыки счета они осваивают раньше других детей. В будущем это поможет ребенку с кожным вектором стать прекрасным инженером, коммерсантом и даже работником в сфере юриспруденции.
Искаженная картина раннего развития у кожно-звукового аутичного ребенка
Если речь идет об аутизме первичном (то есть звуковую травму ребенок получил еще в утробе матери), то уже с младенчества видны не только нарушения, характерные для любого аутиста (не реагирует на имя, недостаточный зрительный контакт), но одновременно с этим нарастают и другие неблагоприятные симптомы, связанные с искаженным развитием кожного вектора.
Имея особо чувствительную кожу, такие дети с младенчества протестуют криком против обычных процедур пеленания, купания, причесывания и стрижки ногтей и волос. Поглаживание или легкий массаж также причиняют им сильный дискомфорт. Многие мамы кожно-звуковых аутичных детей отмечают, что при кормлении ребенок вертится и крутится на руках, словно пытаясь избавиться от материнских объятий. Успокоить ребенка удавалось, только уложив рядом с собой на кровать, после чего малыш мог взять грудь.
Если аутизм формируется у ребенка после рождения, то симптомы возникают позже. Ребенок также начинает протестовать даже при процедуре умывания и одевания. У него нередко возникают стремления полностью снять свою одежду и находиться нагишом, вне зависимости от температуры воздуха в доме. Создается такое впечатление, что вообще какое бы то ни было прикосновение для него невыносимо.
Это подтверждается еще одним наблюдением родителей: ребенок категорически протестует против объятий и поцелуев, дольше нескольких секунд не выдерживает сидеть на родительских руках.
Парадоксально, но при этом ребенок нередко испытывает огромное удовольствие от подвижных игр со взрослыми, когда его подбрасывают, вертят, кружат. При этом не возникает эмоционального заражения от улыбки взрослого. Предположительно, радость доставляют непосредственно ощущения собственного тела.
Фактически так у аутичного ребенка с кожным вектором возникает первый опыт моторных аутостимуляций. Но иногда кожно-звуковые дети с травмированным звуковым вектором с раннего возраста научаются получать подобное удовлетворение своих потребностей и без участия родителей: например, бьются головой о бортик коляски или спиной о стенку манежа.
С раннего возраста они также начинают испытывать особое удовольствие от раскачивания: часами такой ребенок может качаться вперед-назад, сидя в манеже (это может объясняться тем, что кожный вектор отвечает за ритм, движение, такт).
Прогрессия патологических симптомов после 1 года
У здорового ребенка с кожным вектором с момента освоения навыков ходьбы начинает стремительно нарастать двигательная активность. У аутичного ребенка с кожным вектором происходит то же самое: родители нередко отмечают, что такой ребенок не пошел, а сразу побежал. Причем, как правило, это случается даже раньше средней статистической нормы — приблизительно в 9–10 месяцев. Но, к сожалению, характеристика этих двигательных навыков при аутизме тоже приобретает форму патологических симптомов.
Возникает гиперактивность, расторможенность. Да, ребенок бежит. Но бежит без цели, такое впечатление, будто окружающее поле пространства захватывает и тянет его. Он не может надолго сосредоточить свое внимание, его взгляд «скользящий» вдоль предметов и людей. Такой набор симптомов специалисты называют «полевым поведением», но только системные знания помогают понять, с чем такое поведение связано.
Количество моторных стереотипных движений постоянно растет: появляются странные жесты, ребенок принимает необычные позы, ходит на цыпочках, напрягает определенные части тела, выкручивает пальцы. Он может также кружить вокруг своей оси, ритмически сгибать и разгибать пальцы рук, потряхивать пальцами или кистью руки, прыгать на месте. Порой встречается и вовсе вычурный рисунок таких стереотипий.
Начавшееся еще с младенчества стремление раскачиваться (сидя в манеже или длительное время на лошадке-качалке) тоже развивается в моторную стереотипию, постоянно повторяющееся неосмысленное действие. При этом порой просто восхищает необычайная ловкость, грациозность и плавность движений при лазании, балансировании. Тем не менее попытки использовать эти качества для обучения ребенка произвольным движениям терпят крах.
Нередко, как способ познания окружающего мира, кожно-звуковой аутичный ребенок предпочитает ощупывание предметов. Именно поэтому он испытывает особое удовольствие от пересыпания круп, ощущения разрывания и расслоения тканей или бумаги, пересыпания песка или переливания воды. Если у здорового ребенка с кожным вектором такие интересы возникают лишь в младенчестве и быстро сменяются конструктивной деятельностью, то у аутичного ребенка такие проявления могут сохраняться долгие годы.
Рекомендации по воспитанию кожно-звукового ребенка с аутизмом
В первую очередь нужно помнить о механизме формирования аутизма. Происходит это через травму в развитии звукового вектора. Следовательно, первым и главным условием воспитания любого аутичного ребенка будет «звуковая экология» в доме.
Минимизируйте количество бытовых шумов: от работы электрических приборов, громкого звучания музыки и звука работающего телевизора. Если ваше жилье расположено над дорогой, по которой несутся потоки машин, лучше обзавестись звукоизоляцией или вовсе сменить место жительства. Родителям нужно говорить между собой и с ребенком тихо, мягко и спокойно. Никаких оскорбительных смыслов в речи также допускать нельзя.
Что касается особенностей воспитания кожно-звукового аутиста, в первую очередь следует запомнить, что не только бить, но даже легонько шлепать таких детей категорически нельзя. Кожа — их особо чувствительная зона, даже минимальное стрессовое воздействие может привести к плачевным результатам.
Как правило, родители, не знакомые с тренингом «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, поступают точно наоборот. Конечно, им тяжело воспринимать такое огромное множество стереотипных движений у ребенка, и они пытаются пресечь их самым простым способом — шлепнуть по рукам, ногам, спине или «еще чем он там вертит-крутит». Приводит такое воспитание к тому, что, даже если чудом ребенок оказался в состоянии прекратить совершать именно такие движения, им на смену приходят десять новых, еще более вычурных.
Особые рекомендации по распорядку дня
Аутичные дети с кожным вектором часто гиперактивны и крайне неусидчивы. Такая расторможенность приводит к чрезмерному возбуждению нервной системы, особенно к концу дня. Многие родители таких детей жалуются, что установить нормальный режим никак не получается.
Между тем это первое, что надо сделать в такой ситуации. Даже здоровый ребенок с кожным вектором испытывает потребность в наличии правил, распорядка дня и действий, системы. Аутисты не исключение. Но задать им правила и режим требует намного больше сил и последовательности от родителей.
Все режимные моменты (кормление, прогулка, занятия, сон) должны проходить строго в одно и то же время каждый день. Поначалу может казаться, что вы своими руками строите ребенку казарму, но это совсем не так. В первое время он может протестовать, но затем уже будет подчиняться повторяющимся правилам и лучше чувствовать себя в рамках заданной структуры времени. Наладится и вечернее засыпание.
Система запретов и ограничений обязательно должна соблюдаться всеми без исключения членами семьи. При необходимости дайте прочесть эту статью сердобольным бабушкам. Соберитесь и единожды обсудите, что ребенку разрешается, а что нет и в каких случаях возможны варианты.
Далее система правил и ограничений должна одинаково работать и у папы, и у мамы, и у других членов семьи. Если ребенку категорически запрещено трогать лекарства, то этого не разрешает никто. И неважно, что вовсе неопасно пошуршать пустой упаковкой.
Учитывая полевое поведение ребенка, пространство также должно быть структурировано по зонам. Такому ребенку нельзя и кушать, и заниматься в одном и том же месте. Как бы ни мала была квартира, постарайтесь разбить ее на зоны: это уголок для игры, это стол для занятий, а кушаем — только на кухне.
Как оборудовать зону для занятий и наладить процесс обучения
Особенно важно, чтобы рабочее место для занятий с ребенком было оборудовано правильно: стол должен стоять вдоль стены, на которую не надо ничего вешать. Аутичные дети с кожным вектором и без того не могут сосредоточиться надолго, а если их будет отвлекать вид за окном или красочный плакат на стене — вы просто ничего не добьетесь в занятии.
Здоровый ребенок с кожным вектором весьма чувствителен к вопросам пользы и выгоды, а также к расходованию своего времени. Аутичный ребенок — не исключение. Здесь так же неплохо будет работать мотивация: сделаешь то-то — получишь это. Можно на первых порах предлагать лакомство в качестве награды, а позже — поход в парк, на качели или в другие любимые ребенком места. Если на слух он воспринимает информацию плохо, просто показывайте фото, куда вы пойдете после занятия.
С вопросами времени отдельная история. Предположим, мотивировать ребенка вам удалось и он готов заниматься в ожидании награды. Но кожно-звуковой аутист крайне неусидчив, ему в принципе непонятно, когда это мучение кончится, и он начинает нервничать буквально пару минут спустя.
Помочь здесь может визуализация времени (например, использование песочных часов). Еще один способ — визуализация объема предстоящих заданий. Просто используйте несколько коробок и пронумеруйте их. В каждую положите задание. Сначала эта горка лежит, допустим, с правой стороны стола. По мере выполнения вы перекладываете отработанный материал на другую сторону. Это дает ребенку наглядное представление о том, сколько еще ему предстоит сделать. Протестов по этому поводу со временем станет намного меньше.
Чем заниматься
Дети с кожным вектором любят считать. Но у аутичного ребенка это приобретает характер «считалочки» — повторяющегося стереотипного действия. Поэтому учите как можно раньше соотносить реальное количество предметов с изображением цифры. Хорошо помогает такая практика, как совместная сервировка стола. Сколько надо вилок? Возьми, посчитай. Ложки, салфетки, тарелки и т. д. Позже можно задавать вопрос: «Сколько не хватает?»
Также кожный вектор сообщает ребенку стремление к конструированию. У аутичных детей оно выливается в построение рядов из всех доступных ребенку предметов — кубиков, машинок, ложек и т. д. В занятии побуждайте ребенка строить по образцу вслед за вами. Набор геометрических фигур будет отличным подспорьем, как вариант — магнитный набор для использования на специальной доске. Позже ребенок сумеет освоить аппликацию. Пазлы также удаются кожно-звуковым детям очень хорошо.
Полезны кожным детям и всевозможные игры с неструктурированным материалом — песком, водой, пластилином. Они дают ребенку массу таких ценных для него тактильных ощущений. Можно пальчиком рисовать по крупе, сортировать фасоль по цвету или работать с тканями различной фактуры.
Если ребенок воспримет пальчиковые краски — это еще один вариант извлечения приятных и одновременно полезных ощущений. Когда рука ребенка развита достаточно хорошо, ему доставит удовольствие работа с цветным песком, из которого можно сложить разноцветную картину.
Позже навыки мелкой моторики нужно усложнять: аппликация и оригами, раскраски и обведение предметов по пунктиру и контуру, выполнение элементов прописей.
Что делать с моторными стереотипиями и тактильной непереносимостью
При правильном развитии кожного вектора ребенка тактильная непереносимость со временем сокращается сама. Это связано с тем, что ребенку удается наполнить свои потребности в кожном векторе с помощью других доступных ощущений. Как следствие — переносимость тактильного контакта улучшается. Правда, нельзя забывать, что развитие любых навыков может происходить только тогда, когда созданы оптимальные условия комфорта для звукового (доминантного!) вектора ребенка.
Аутичный ребенок набирает эту гамму ощущений через аутостимуляции. Мгновенно лишить ребенка этих занятий не получится. Поэтому на первых порах все, что могут сделать родители, это придать действиям ребенка осмысленность и научить использовать такие действия в адекватной ситуации.
Пример: ребенок раскачивается взад-вперед. Он просто извлекает ощущения, которые приносят удовольствие. Вы учите его с помощью игрушки: «Давай покачаем мишку. А-а… Мишка спит…» Через какое-то время вы увидите, что ребенок сам берет игрушку, чтобы с ней покачаться. Этот момент нужно использовать, чтобы установить правила: мишку качаем только дома. При попытке ребенка качаться на улице — осторожно останавливаем и задаем вопрос: «Где мишка? Дома. Придешь домой — покачаешь его». При этом остальные моторные стереотипии пока не ограничивайте.
Таким образом надо придавать осмысленность, а позже и задавать правила для других стереотипных действий ребенка: трясем пальчиками — после того как помыли руки, прыгаем как зайчик — только во время зарядки. В результате со временем ребенок обучается достаточному самоконтролю, чтобы ограничивать свои стереотипные реакции в неподходящей ситуации.
Кожно-звуковые аутисты могут иметь также, наоборот, повышенную потребность в тактильных ощущениях — постоянно прикасаются ко взрослым, гладят. Это тоже может приобретать характер навязчивости. Но здесь механизм действия родителей тот же: помочь ребенку наполнить неудовлетворенность желаний в кожном векторе через полезную деятельность, описанную в предыдущем разделе.
Плюс такую любовь к прикосновениям можно использовать в совместных пальчиковых играх, полезен будет и легкий массаж. В результате наполнения кожного вектора и тактильная непереносимость, и чрезмерная потребность в таком контакте со временем сократятся сами.
Обобщающие выводы
Из этой статьи видно, какой огромный объем патологических симптомов может возникать в результате нарушенного развития кожно-звуковой связки векторов у ребенка с диагнозом аутизма. Неудивительно, что при воспитании аутичного ребенка с 3–4 и более векторами, где каждый вектор добавляет свои симптомы, у родителей просто опускаются руки. Без системного понимания разобраться в этой лавине симптомов просто невозможно.
На тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана вы сможете досконально изучить векторальный набор своего ребенка и, главное, разобраться в корне проблемы — звуковом векторе. Это позволяет понять причины его проявлений и выработать адекватный подход к решению каждой поведенческой проблемы. Вооружившись системными знаниями, вы сможете воспитывать и развивать ребенка уже не вслепую, а ясно понимая все его психологические особенности и потенциал.
Послушайте, что о своих результатах после прохождения тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана рассказывает мама, у ребенка которой сняли диагнозы СДВГ и аутизма:
Узнать всю информацию можно на бесплатных вводных лекциях тренинга «Системно-векторная психология». Чтобы посетить их, просто перейдите по этой ссылке и зарегистрируйтесь.
Корректор: Наталья Коновалова
Евгения, спасибо вам от всего сердца! В своей статье вы так хорошо осветили не только причины такого "странного" поведения, а также подробно рассказали, что нужно делать, чтобы помочь детям развивать свои свойства, а не убегать в свой внутренний мир!
Как же это важно донести именно тем самым родителям....какая глубина...спасибо за статью!