Дырка в кармане баблофоба
Сделавшись внезапно мерилом социального статуса, деньги, не успев стать средством, сразу стали целью жизни. Поговорка «Не в деньгах счастье» приобрела новое прочтение: «Счастье не в деньгах, а в их количестве!»
«Когда мы победим, мы сделаем из золота общественные отхожие места на улицах.
Это было бы самым справедливым и наглядно-назидательным употреблением золота».
В. И. Ленин.
Семьдесят лет готовилась Россия к тому, что денег вот-вот уже совсем не будет. Колесо истории повернулось иначе. Деньги выпали на наши головы, как первый снег — очевидный, но невероятный. Теперь зеленоватые лица американских президентов различного номинала возникали в самых неожиданных местах. Чудо-дерево перестало плодоносить дешёвой детской обувью, за проезд в транспорте, услуги медицины и жильё, как оказалось, нужно платить гораздо дороже, чем мы привыкли.
Денег стало не хватать не за три дня до получки, а катастрофически, глобально. Раньше отсутствие денег не означало ровным счётом ничего — все так жили, — теперь безденежье стало катастрофой, деньги из презренного металла и неизбежного зла превратились в настоящий фетиш и идею фикс большинства людей постсоветской эпохи.
Ранее годами хранимые в сберегательной кассе без всякого движения деньги вдруг словно сбесились! Они стремительно обесценивались, деноминировались, меняли внешний вид и внутреннее содержание, пока окончательно не утвердились на правах новой реальности. Было отчего сойти с ума человеку, самым большим финансовым потрясением которого было подорожание проезда на трамвае с трёх копеек до пяти в 1983 году.
Сделавшись внезапно мерилом социального статуса, деньги, не успев стать средством, сразу стали целью жизни. Поговорка «Не в деньгах счастье» приобрела новое прочтение: «Счастье не в деньгах, а в их количестве!»
Когда мы говорим, что специфическое российское отношение к деньгам подарили нам Советы, это не совсем так. В российской традиции испокон века не было почитания денег: культура России отрицала погоню за золотым тельцом. Иметь, а уж тем более кичиться большими деньгами всегда было чем-то неприличным, низким.
Россия жила общиной на селе и самодержавной властью в целом. Пожаловал царь богатство — хорошо, будем владеть деревеньками, а считать души холопские — дело меркантильное, не барское. Что пожаловано, может быть и отнято. Стремление скорее потратить, чем накопить, тоже родилось не в перестройку. Никогда не было у русского мужика особой возможности, да и желания «капитализировать» средства, вот он и прогуливал их «с размахом».
Системно-векторная психология рассматривает менталитет России через призму двух векторов: уретрального и мышечного. Советские идеологи грамотно использовали имеющуюся направленность, выразив её доступным для народа языком Вождя революции (см. эпиграф).
Уретрально-мышечный менталитет России прекрасно воспринял идеи социальной революции и грядущей гибели презренных денег. Комитеты бедноты вершили судьбы «мироедов». Многочисленные недобросовестные предприятия периода последнего первичного накопления не прибавили бизнесу обаяния в глазах среднестатистического россиянина. Вполне закономерно, что обман стал синонимом бизнеса для подавляющего большинства наших соотечественников.
Не удивительно, что с такими установками в коллективном бессознательном, адаптироваться к контрарным жизненным ориентирам крайне сложно, накапливаются серьёзные психологические проблемы. Желая увеличить своё материальное благосостояние, люди нередко испытывают чувство мучительного стыда, ведь деньги в их сознании — синоним безнравственности, обмана. Стремятся к деньгам, и в то же время презирают их. Постоянные мучительные метания между двух противоположных состояний приводят к глубокому внутреннему конфликту, нарушается адаптивность в социуме.
Результат этого — не только «нелогичное поведение покупателя», подробно описанное маркетологами, но и проблемы посерьёзнее. Невозможность выстроить адекватного отношения к деньгам может вызвать и вызывает тяжёлые перекосы психики. С одной стороны, человек страстно желает обладать деньгами как эквивалентом абсолютного счастья, с другой, — панически боится денег. Такой несчастный обречён на вечную нехватку денег, которые в буквальном смысле проваливаются в дырку страха перед проклятым «баблом» — синонимом болезни, вселенского зла, даже смерти.
Уретральный вектор задаёт устремлённость вперёд, в будущее и полную слепоту в сиюминутных кожных (денежных) ценностях. Мы их просто не видим. Как не видим кожного закона и ограничения. Гулять — так гулять! Мышечность связывает нас с землёй, делает устойчивыми и усиливает уретру, которая является выражением животного альтруизма (отдачи) ради выживания стаи, сохранения её целостности.
Уретральный менталитет России приводит к тому, что мы, не развивая кожных свойств, игнорируя кожные запреты, движемся в неведомое будущее через полный хаос и вакханалию того, что только условно можно назвать товарно-денежными отношениями, а на самом деле это всё тот же Черкизон. Не имея возможности развития в условиях уретрального менталитета, носители кожного вектора проваливаются в архетип, становясь ворами. Они «надувают» привыкших сидеть в пещере и ждать своего куска анальников, подстрекают мышечные массы на очередной МММ.
Формируется убеждение: заработать в России можно, только воруя. Много денег может иметь только вор. А вором быть стыдно. Оттого боится иной анально-кожный человек денег пуще огня и одновременно неистово их желает: вон у Васьки-вора какая машина, я хочу такую же, чем я хуже, должно быть поровну! А Васька, знай, хапает. Он же хоть и кожный, жить хочет на широкую ногу, по-уретральному.
Ненависть к богатству, страх перед ним, и в то же время мечта найти чемодан с миллионом долларов — дыра не только в психическом «кармане», она имеет вполне материальное выражение. Есть много печальных примеров «счастливчиков», выигравших миллионы в лотерею. Упавший с неба миллион никому из них не принёс счастья и даже не сделал богаче: через непродолжительное время «миллионер» с дырой в кармане всегда возвращался к изначальному разбитому корыту. Такая вот получается дырка счастья.
Практикующие психологи неохотно связывают такие расстройства последнего времени как игромания, клептомания, импульсивные покупки и страх больших денежных сумм с нарушением восприятия сути денег. Табуированность денежной сферы в культуре и здесь даёт себя знать. Не любим мы обсуждать эту тему! Разговоры о деньгах не приветствуются даже на кушетке психоаналитика. Мы готовы раскрыть и душу, и спальню, но не признаемся, что, беря деньги в долг, складываем левой рукой в кармане фигу.
Изучению психологии денег в нашей стране до сих пор не уделялось сколько-нибудь пристального внимания. Системно-векторная психология — единственный инструмент, позволяющий проникнуть в истинную суть денег, раз и навсегда избавив себя от мифотворчества, суеверий и фобий.
Системно-векторная психология рассматривает деньги как инструмент современного ранжирования и управления ранжированием. Это и много, и мало. Много, потому что соответствовать большому количеству денег сложно, нужно действительно иметь высокий ранг в современном непростом для нашего понимания и менталитета кожном мире. А мало, потому что это всего лишь инструмент — не цель, не сверхценная идея, не дух бесплотный, который можно вызвать камланием.
Надо совершить полезную работу, берём отвёртку или долото — и вперёд. То же и с деньгами: есть истинное желание повысить своё благосостояние, получите и все необходимые свойства для этого: предприимчивость, адаптивность, самодисциплину, самоограничение, нацеленность на результат и — бог в помощь, денежный успех гарантирован.
Другое дело если желания чужие, навеянные обидой на несправедливость. Хочу машину, как у Васи. Почему у него есть, а у меня нет? Это чужое желание, Васино, и как всякое истинное желание оно Васе обеспечено. Никакой справедливости, никакой уравниловки здесь быть не может — только индивидуальный подход. Даже натренировать себя на Васины желания не получится, никакие тренинги успеха не помогут.
Памятуя об уретральном социалистическом милосердном распределении, мы порой забываем, что и работали граждане тогда «за копейки, но до крови» — на общество. Оттого нарабатывался некий общий котёл, откуда черпали все по нехваткам. Сейчас другие времена, но принцип тот же: из ничего что-то не бывает. Чтобы взять из общего котла, нужно туда внести свою полезную работу, а не злопыхать, на диване лёжа, мол, вот баблорубы бесстыжие.
Баблорубофобия, тяжёлое наследие прошлого века, не даёт развиваться к успеху в современной кожной формации тысячам наших сограждан. Чтобы избавиться от неё, необходимо:
1) понять и принять природу своего психического, уметь отличать свои желания от чужих;
2) усвоить суть денег как инструмента ранжирования на современном ландшафте;
3) развиваться и реализовываться на благо общества в соответствии со своей природной задачей, получая соответствующее вознаграждение.
Зачастую мы хотим денег потому только, что не видим другого способа решения каких-то наших внутренних проблем. Деньгами пытаемся возместить отсутствие счастья, наслаждения. Системно-векторная психология помогает каждому человеку понять свою природную заданность и определить, что следует делать для достижения своих истинных глубинных и даже бессознательных желаний. Нет ни одного желания в человеке без обеспечения его полным комплектом свойств, необходимых для осуществления этого желания. Природная мозаика нашего психического изначально совершенна, следовать ей — значит идти тропой бесконечного наслаждения ради высшего счастья на земле — быть нужным людям.
Согласен с Татьяной Клищенко: богат не тот, у кого много, а тот, кому хватает.
Теперь о счастье, коль скоро деньги с ним связывают. Счастье - это когда ты отдаешь, а не когда забираешь. Счастье от набора, как тут уже не раз писалось, куцее. А вот если отдаешь свое без сожалений, ценное отдаешь, вот когда и счастье!
По рангу ли мне большие деньги? Да на кой они мне! Я рад был бы, выигрывая миллион, раздавать его по весям: родным, друзьям, детям, несчастным. Мне много не надо. И то сказать, с собой даже кусочка благ не заберешь.
"Призрачно всё в этом мире бушующем,
Есть только миг - за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим,
Именно он называется жизнь.
Вечный покой сердце вряд ли обрадует,
Вечный покой - для седых пирамид,
А для звезды, что сорвалась и падает,
Есть только миг, ослепительный миг!"...
И так далее. О чем нам с вами думать, дорогие соотечественники: о материальных приобретениях или о душе? Но оборву сам себя, потому что одно другому не помеха. А счастья надо именно теперь, а не потом, когда...
С баблофобией, к сожалению, всё серьёзнее — при попытках субъекта сделать "встань и иди, руби бабло" начинаются фобии иного характера: страх умереть, заболеть, внезапные почти натуральные простывания и опухоли у наиболее талантливых актёров. И т.д.
Да, Павел. На самом деле все очень серьёзно. Но на пустом месте ничего само по себе не происходит. Только коллективное изменение мышления снизу вверх смогут совершить позитивные изменения. Мы должны осознать свои таланты и применять их. Это позволит реализовываться с удовольствием.
Бесполезно говорить встань и иди тому, у кого нет таких желаний в психическом. Будет только стресс и потери всяческие.
Вот почему многие вахтовики умудряются за месяц пропивать 80-т тысяч и обратно на север за следующей зарплатой. Так проходит их жизнь, а после смерть в ванной от инфаркта, печально.
Ирина! Эта статья - еще один пинок мне под кое-какое место зарабатывать и принимать деньги от своей работы как нужно, а не как получится :) Читала ее и возникло желание распечатать, носить с собой и торжественно вручать некоторым мудрецам диванного типа без Васькиного "награбленного" :)
Пусть почитают, на диване хорошо читается (личный опыт) :))
Вы сильно не торопитесь на одном энтузиазме! Я выше написал почему и это бывает опасно, правда. Лучше проработайте со специалистом. Пинки здесь плохие помощники.
Павел, да мы сильно торопимся. Время не терпит. Если бы Вы были знакомы с системно-векторной психологией, то у Вас не возникло бы даже тени сомнения, что каждому человеку сегодня необходимо познать свою психическую природу. Нет таких специалистов, кроме тех, кто получил системное мышление, что бы реально чем-то помочь другим людям. Лучшие из классических специалистов меньше понимают в психической природе человека, чем обычные люди, прошедшие тренинг Юрия Бурлана.
деньги, деньги - приятно их иметь столько, чтобы о них не думать.. вот тоже, российская нелогичность. но сами по себе деньги, без внутренней гармонии и внешней реализации в обществе счастья не приносят, приносят внешний наносной гламур. Поэтому, хорошо быть реализованным и богатым!
Однозначно)
Как же все это верно!
Когда живешь своими желаниями, а не чужими, денег хватает.
Причём точно на всё, что нужно) Но не больше!
Да, слова Владимира Ильича помню со школьной скамьи - всё ждала, когда ж это будет . Ещё кто-то из великих говорил про золотые плевательницы, тоже хотелось глянуть.
А ведь "звёзды" эти вещички и воплотили в своих виллах и дворцах. И получили своё куцее удовольствие.
А остальным, без золотых унитазов, надо учиться правильному отношению к деньгам. Труд тяжёлый, но необходимый в сегодняшнее " шкурное", как говорят анальники, время.
Золотой унитаз как есть кожный закос под уретру, очень хороший пример, особенно, если владелец унитаза АКМ.
Я наблюдаю в кругу знакомых, как убиваются люди за деньги, которых все больше и больше, а всего остального все меньше и меньше: меньше радости, меньше сил, меньше добра...
Нет ничего кроме денег и их зарабатывания...
Головные мучительные боли, таблетки, алкоголь, бессонница, озлобленность...и осмеивание окружающих, что живут радостно на меньшие деньги.
Кто-то им в подростковом возрасте внушил, что счастье в бабках.
Купил, продал, купил, продал.
Все должно быть без надрыва. Без гонки за навязанными атрибутами "счастья".
Это как наркотик - затягивает. Некоторое время назад, когда в нашей степи ещё только начинался капитализм, были в банках такие люди трейдеры. Они, может, и теперь есть, я не знаю. Но тогда они реально не мылись неделями, некогда было, все думы только о том, как подешевле купить тонну целлофановых пакетов и подороже продать.
Не зря говорится, что богат не тот, у кого много денег, а тот, кому хватает. Подчас мы забываем об этом и живем чужими желаниями, чувствуя себя глубоко несчастными
Совершенно верно, Татьяна. И обижаемся потом, что чужие желания для нас не сбылись)
Деньги - зло, но хорошо бы этого зла побольше :)))
не надо из денег делать фетиш,
это исключительно инструмент,
а как работать без инструмента, это как котлован ложками черпать
а вот с постановкой цели у нас действительно засада,
чего хотим - и сами не знаем
Да, это то зло, которого хотелось бы побольше. Значит, будет.
Часто мы думаем, вот будут деньги, сделаю все что хочу. Но очень верно, что счастье оно не потом, не после, как будут деньги, а в реализации себя в работе для общества сейчас, сегодня
Мы часто откладываем счастье на потом. Пока как-нибудь перебьёмся, а вот потом... Видеть счастье в каждом дне - плод большой духовной работы, когда деньги вообще отходят на второй план.