Энурез у ребенка, или Сладких снов в сухой кроватке!
— Смотри, от страха не обмочи штанишки! — дразнятся порой дети.
Как в известной поговорке, их устами глаголет истина. Страх — вот от чего могут намокать фигуральные штанишки и реальные детские постельки.
Нередко слушатели тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана задают вопросы о причинах энуреза у детей и как от него избавиться. Если официальная медицина исключила органические причины — урологические, гинекологические, неврологические, — то проблема может носить психосоматический характер.
— Смотри, от страха не обмочи штанишки! — дразнятся порой дети.
Как в известной поговорке, их устами глаголет истина. Страх — вот от чего могут намокать фигуральные штанишки и реальные детские постельки.
«Да чего ему бояться? — могут возразить родители ребенка, страдающего энурезом. — Он же не в диком лесу спать ложится, а в родном доме, что здесь может быть пугающего?»
И все же как раз неочевидные страхи, а также стрессы являются причиной ночных наводнений.
Природная функция страха
Любое живое существо стремится сохранить себя. На опасность человек реагирует страхом, в результате чего запускается механизм защиты, программа «бей или беги». Когда угроза миновала, страх проходит.
Бояться может любой, это нормально. Однако психические свойства людей разнообразны, и некоторым из них от природы присущ особый врожденный страх смерти. Эти люди — обладатели зрительного вектора. Про таких иногда говорят: «человек с тонкой душевной организацией». Они наделены особой чувственной восприимчивостью, повышенной эмоциональностью, обостренной реакцией на события и действия окружающих.
Интенсивность их чувств на порядки превышает все то, что знакомо остальным людям. Поэтому и страх охватывает их с особенной силой.
По сравнению с древним миром сегодня угрозы физической безопасности человека сведены к минимуму. Но его бессознательное стремительно эволюционирует, генерируя все больший запрос на психологическую безопасность. В отличие от физических угроз, бессознательные страхи неявны и без знаний об устройстве человеческой психики могут оставаться неидентифицированными, затрудняя устранение их последствий.
Незримая опора
«После 5 лет сын начал писать в постель. Обследовались, урологи открещиваются от него и диагноз энурез не ставят, лечение — не пить на ночь, есть соленое. А проблема не решается. Ребенок умный, развитый. Началось это у него после развода».
Человек ощущает себя комфортно, когда испытывает чувство защищенности и безопасности. Ребенку это чувство транслирует мама.
Сама женщина получает ощущение безопасности от своего мужчины. Разлад между мужем и женой, а тем более развод пробивает брешь в психологической защите.
До окончания подросткового периода дети связаны с мамой своего рода психологической пуповиной, в силу чего непроизвольно улавливают ее душевные состояния. Даже если внешне женщина старается вести себя как ни в чем не бывало, она не может транслировать ребенку психологический комфорт, которого не испытывает сама. Поэтому, когда изнутри ее бьет нервная дрожь, психикой ребенка овладевает бессознательный страх.
Ребенок не может от него освободиться — убежать, как от хищника, победить, как врага, этот страх длящийся и неосознаваемый. Ночью, когда сознание отключается и сдерживающие функции организма ослабевают, страх обозначает себя мокрыми простынками.
Второй дом
«На долгие годы школа станет вашим вторым домом», — говорят первоклашкам.
В «доме» должно быть безопасно, и на время занятий школа принимает на себя ответственность за это. Однако временами она не вполне справляется, оставляя без внимания конфликты между ребятами и не всегда этичное поведение преподавателей. Поэтому бывает, что одни дети безнаказанно притесняют других, а ученики боятся учителей из-за их грубости и крика.
Даже если прессинг одноклассников или учителей адресуется не ему лично, при виде такого в психике впечатлительного ребенка может поселиться страх, дающий себя знать ночным недержанием.
Ох уж эти сказочники
— Жил-был на свете царь, и было у него три сына. А маму их похитил Кощей Бессмертный…
— Нет, не читай дальше! Не могу слушать эту сказку! — у ребенка страдальчески кривятся губки.
— Не могу, мне так их жалко, так страшно!
— Кого жалко, почему страшно?
— Жалко этих трех сыновей, у которых похитили маму! И саму маму жалко! Похитили — и съедят…
— Я тебе обещаю, что у этой сказки счастливый конец. Все останутся живы-здоровы! Да и вообще Кощей вроде людей не ест…
Переубедить его не удается. Съедят — и точка, не просто так ведь похитили?
Люди, в психике которых сочетаются кожный и зрительный векторы, — нежные, ранимые, физически слабые, плохо умеющие постоять за себя. В древности они становились легкой добычей хищников, поэтому до сих пор в их бессознательном сидит страх быть съеденными.
Подверженная этому страху психика везде находит подтверждения тому, что мир — небезопасное место. Особенно в сказках. Многие из них пришли из глубины столетий, когда основным методом воспитания детей было их запугивание, чтобы не лезли куда не следует и не попали в пасть волку или в лапы медведю.
Какая безопасность, когда ребенок сам слышал, что каждый, кого встретил на своем пути Колобок, пытался его съесть, Баба-яга вообще норовит усадить на лопату — да в печь всех подряд вплоть до добрых молодцев, и подобным поползновениям сказочной нечисти нет конца.
Так что хоть в современном мире вероятность попасться кому-нибудь на зубок очень мала, элемент запугивания продолжает воздействовать на психику зрительных детей.
Дело не только в сказках. Случайно увиденная на экране телевизора жестокая сцена, невольно услышанный разговор взрослых о чем-то, что не предназначено для детских ушей, прозвучавшая рядом угроза, адресованная не ему, — все это способно возбудить бессознательное чувство страха, выливающееся… в прямом смысле слова выливающееся ночью в постель.
Большой стресс для маленького человека
Как правило, стресс рассматривается как одна из тягот взрослой жизни, но дети ничуть не менее подвержены ему.
Наверняка многие в школе читали повесть Гарина-Михайловского «Детство Темы». В одном из эпизодов мальчик случайно ломает любимый папин цветок и убегает с «места преступления», никому об этом не сказав. Когда правда вскрывается, отец подвергает сына жестокой порке, такой, что ворвавшаяся в кабинет мать застает ребенка в состоянии обезумевшего от боли и унижения звереныша. Впоследствии на ее расспросы, почему он сразу не признался в произошедшем, Тема отвечает: «Я боялся папы».
Он знал, что за провинность полагается физическое наказание, и еще стоя над злосчастным сломанным цветком, ощущал ужас и безысходность.
Возможность в любой момент подвергнуться экзекуции — это ли не стресс! Повесть была создана в 1892 году, и описанный в ней случай не столь характерен для нынешнего времени. Но психика современных детей такова, что практика применения даже не связанных с реальным физическим ущербом наказаний способна держать ее в стрессе, одни только окрики родителей или учителей могут довести ребенка до «мокрого дела».
Ребенок, тяготеющий к тишине и уединению, вынужден делить комнату с болтливым братом или сестрой.
У него не складываются отношения с учителем.
Лучшая подружка перешла в другую школу.
Не всякому родителю придет в голову связать эти факты с энурезом.
Человеку спокойно на душе, когда окружающие условия соответствуют врожденным свойствам его психики.
Например, человек со зрительным вектором живет чувствами. Он хорошо ощущает себя тогда, когда имеет возможность выражать эмоции во взаимоотношениях с близкими людьми, в сопереживании персонажам любимых книг.
А если обожаемая учительница уволилась, без подружки в классе очень одиноко, а почитать в постели перед сном нельзя (чтобы не испортить глаза и не потревожить других обитателей комнаты), то эмоциональные связи рвутся, оставляя ребенка в состоянии стресса.
Похожая ситуация может возникнуть и в других случаях: если медлительного малыша все время подгонять, шустрому не давать выплеснуть свою энергию, чувствительного к шуму разместить рядом с громко работающим телевизором.
Что касается чувственности, то иногда ее проявления прямо ограничиваются родителями — например, когда от хрупкого и ранимого мальчика со зрительным вектором требуют не реветь как девчонка и быть мужиком. Как бы ни старался, он не может удовлетворить взрослых и перестать быть тем, кто он есть, поэтому испытывает серьезный стресс.
В результате стресса все в организме — мышцы, сфинктеры — сжимается. Ночью приходит невольное расслабление, оставляющее за собой «подмоченную репутацию».
В своих руках
Все зависит от мамы. И это хорошо! Ведь изменения возможны только в себе и в восприятии своего ребенка.
Навыки, приобретаемые на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, дают возможность разобраться в психике своих детей, осознать их врожденные потребности и вернуть им душевный комфорт.
Видя своего ребенка буквально насквозь, мама может организовать его жизнь таким образом, чтобы это наиболее соответствовало его психическому устройству.
Ей станет под силу перейти от наказаний к ограничениям и поощрениям, которые являются эффективными именно для него.
Она будет понимать, в чем ребенку нужна особая поддержка, а также сможет дать ему прививку от страхов в виде развития чувственности.
Одним из действенных способов достичь этого является возбуждение сострадания. Чтение классической художественной литературы, вызывающей искренний эмоциональный отклик и заставляющей сопереживать героям, способствует этому как нельзя лучше. Психика не отличает прочитанное от произошедшего в реальности, поэтому такие произведения заставляют душу трудиться, чувствовать. Тем самым страх за себя вытесняется переживанием за других. Такая сострадательность непроизвольно вызывает доброе расположение окружающих и помогает ребенку устанавливать эмоциональные связи, которые так важны для него.
«Я стала читать детям литературу из системного списка для зрительных детей. Дочка перестала бояться. У нее прошел энурез».
Самое главное же в том, что системные знания позволяют маме понять и принять себя, освободиться от душевных травм и прийти в хорошее психологическое состояние, которое по той самой невидимой пуповине передается ребенку, давая ему чувство защищенности.
А где есть защищенность, там нет повода для мокрых штанишек.
Подтверждено слушателями тренинга.
«Дочь 5,5 лет ежедневно писала в кровать. В процессе прохождения тренинга резко энурез пропал».
«У моей восьмилетней дочери прошел энурез».