Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Экстраверсия и интроверсия. Системное понимание

Общительное, радостное, стремящееся к красоте внешней и душевной, любящее людей зрение – это вектор-экстраверт. Погруженный в себя, во всю глубину происходящих с ним процессов, любящий тишину и покой, безразличный ко всему внешнему звук – вектор-интроверт. И оба этих вектора в одном человеке, никакого противоречия.

 

Часто мы пытаемся объяснить поступки человека тем, что он интроверт или экстраверт. Эти понятия, плотно вошедшие в нашу обиходную речь, впервые были введены швейцарским психиатром и психологом Карлом Юнгом. Его определения звучали следующим образом:

Интроверсия — дословно «обращенность внутрь». Предпочтение человеком своего внутреннего мира воображения. Интроверты обычно чувствительны, склонны к самоанализу и самокритике. Для них не характерны спонтанные действия, они не особенно общительны, им не свойственно выражение эмоций; интроверт больше погружен в свои мысли и фантазии, часто предпочитает общению с людьми возможность предаться размышлениям.

introversia

Экстраверсия — дословно «обращенность вовне». Человек является экстравертом, если его основные интересы лежат во внешнем, объективном мире, в котором он видит высшую ценность. Экстраверсия, таким образом, предполагает предпочтение социальных и практических аспектов жизни, в отличие от погружения в мир воображения и интроспекции.

Однако еще при жизни Юнга эти термины были подвергнуты критике. Основным доводом критиков являлось указание на слишком широкий, всеобъемлющий характер этих определений.

И действительно, так ли часто про человека можно однозначно сказать, интроверт он или экстраверт? Рассмотрим пример, чтобы ответить на этот вопрос.

Вот мы видим красивого статного мужчину. Мощное телосложение, горящий ясный взгляд, умные глубокие глаза. Он приятен в общении, добр и открыт, любит детей, хорошо понимает женщин, в то же время любит посидеть в тихом уголке с книжкой, любит послушать хорошую музыку, и большое удовольствие ему доставляют ночь и уединение. В одни моменты он кажется интровертом, а в другие — экстравертом. Как же быть?

Системно-векторная психология позволяет точнейшим образом понять природу такого человека. В рассмотренном примере мы имеем дело с анально-кожно-мышечным снизу, звуко-зрительным сверху мужчиной. В состав его капсулы живого вещества входят как экстравертированные вектора, так и интровертированные. Общительное, радостное, стремящееся к красоте внешней и душевной, наблюдающее и познающее этот мир, сопереживающее другим людям, любящее людей зрение — это вектор-экстраверт. Погруженный в себя, во всю глубину происходящих с ним процессов, любящий тишину и покой, безразличный ко всему внешнему и ищущий смысла во всем происходящем звук — вектор-интроверт. И оба этих вектора в одном человеке, никакого противоречия.

Экстраверты и интроверты в чистом виде наблюдаются лишь в случае, когда в состав одной капсулы живого вещества (одного человека) входят только вектора-экстраверты или только вектора-интроверты.

Например, мы имеем дело с чистым анальным звуковиком. Всю жизнь он сидит у себя дома и читает научную фантастику, если он не реализован. А если реализован, то он, как Перельман, настолько погружен в науку, что его совершенно не интересуют никакие проявления внешнего мира. При этом в отличие от читающего научную фантастику звуковика, Перельман делает гениальные научные открытия — и работает тем самым на все человечество.

Примером чистого экстраверта является кожно-зрительная женщина (так же как и кожно-зрительный мужчина). Не сидит на месте, все время в движении, легкая воздушная походка, глаза большие и глубокие, полные в разные моменты то безмерной любви, то печали и сострадания, огромная эмоциональная амплитуда, стремление ко всему живому и общительность. И это только некоторые ее черты.

ekstraversia

Системно-векторная психология выделяет четыре вектора-экстраверта и четыре вектора-интроверта. Вместе они образуют четыре полные квартели, которые, как и все в этом мире, имеют внешнюю и внутреннюю части.

Квартель времени. Внешняя часть — уретральный вектор (экстраверт). Внутренняя часть — анальный вектор (интроверт).

Квартель пространства. Внешняя часть — кожный вектор (экстраверт). Внутренняя часть — мышечный вектор (интроверт).

Квартель информации. Внешняя часть — зрительный вектор (экстраверт). Внутренняя часть — звуковой вектор (интроверт).

Квартель энергии. Внешняя часть — оральный вектор (экстраверт). Внутренняя часть — обонятельный вектор (интроверт).

Тезис Юнга о противоположности экстраверсии и интроверсии верен лишь отчасти. Если ориентироваться на внешние проявления вектора — общительный он или нет, предпочитает находиться в обществе или нет и т. п. — то это так. Но если смотреть с точки зрения системно-векторной психологии, понимая видовую роль каждого вектора, становится понятно, что внутри каждой квартели и все вместе они образуют необходимую целостность, взаимно дополняя друг друга.

Глубже понять проявления экстраверсии и интроверсии, а также узнать о механизме их взаимодействия при нахождении в одном человеке вы сможете на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

Корректор: Галина Ржанникова

Автор публикации: Мария ГРИБОВА, специалист в области международного права и международных отношений.
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Уже идут 131310 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

19 декабря

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 131310 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
19 декабря

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 131310человек

До начала тренинга осталось:

Комментарии 7
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X
Макс Смирнов 23 сентября 2013 в 06:09

"Экстраверсия — дословно «обращенность вовне». Человек является экстравертом, если его основные интересы лежат во внешнем, объективном мире, в котором он видит высшую ценность. Экстраверсия, таким образом, предполагает предпочтение социальных и практических аспектов жизни, в отличие от погружения в мир воображения и интроспекции."

"Обращенность вовне" - смотря какая, о чем именно речь..

В соционике (раз уж тут о Юнге) видно, что это - не обязательные (или - неоднозначные) условия.
У интроверта вполне адекватно (ТИМу) может доминировать творческая экстравертная функция (хотя бы, минимально.. вариаций может быть масса). И длительное время.
И к слову о социальности - дифференциаций на разных уровнях в соционике тоже хватает:
Например этико-сенсорный интроверт. "По совместительству", а точнее, исходя из базовых функций - этико-сенсорная группа - группа социальной установки. То есть, утрируя - социально-активны.
В том числе и ЭСИ. (Например, Мирослава Гондадзе.)
Что не делает базовый ТИМ человека экстравертным.

К слову о постах выше, о статичности и "однозначности" теорий - можно, конечно, подходить так сказать "обобщительно".. Не знаю.. Мне ближе подход индивидуальный.. Когда в каждом отдельном случае - своя история, свои нюансы.. Которые влияют на психику, психофизиологическое состояние индивида. Хотя мне понятно человеческое стремление к некой простоте и однозначности теорий, моделей, типологий..

Анастасия Кирсс 23 сентября 2013 в 19:09

Макс Смирнов, отвечу разом на все ваши комментарии под этой статьей. Понятия экстраверсии и интроверсии в системно-векторной психологии определены вполне однозначно, и имея хорошую базу системного мышления после прохождения тренинга, вам не составит никаких трудностей определять человека относительно этих понятий. Не обобщительно и не индивидуально - все это уже прошлый век, как и "простота и однозначность теорий, моделей, типологий". Зато со всеми своими историями и нюансами. Приходите на тренинг - это поможет расставить по местам все накопившиеся недочеты в плане расхождений в громоздкой терминологии всех мастей.

Гость 29 декабря 2011 в 10:12

Большое спасибо Мария! Как раз, то что я искал.

Гость 20 августа 2011 в 21:08

Сразу видно, что автор статьи не знаком с "юнгианскими" теориями о интроверсии и экстраверсии. Сам Юнг писал,что эти процессы не статичны и могут меняться местами. В качестве примера он приводит двух парней - типичного экстраверта и типичного интроверта. Они вместе идут по улице, один погружен в свои размышления, другой смотрит вокруг, шутит, смеется и т.д. Они увидели необычный дом. Экстраверт говорит:"Давай зайдем!". Интроверт отказывается, но друг заставляет его зайти. Внутри этого дома находится музей(на тему которая интересна интроверту). Тут происходит перемена - интроверт ходит рассматривает все, расспрашивает гида и т.д.(все, что свойственно экстравертам). Экстраверт, наоборот, мрачнеет, погружается в себя и т.д. Этот пример иллюстрирует процессы экстраверсии и интроверсии(это - внутренние процессы, а не статичные характеристики)....
ИМХО... Читайте работы Юнга, прежде чем писать подобные статьи...
P.S. Юнг не считал эту теорию законченной и единственно верной!!!!!!!!!!!!

Макс Смирнов 23 сентября 2013 в 06:09

Почти полностью поддерживаю. В том, что работать с материалами надо (читать Юнга, т.п.).
Более того, со времен Юнга прошло немало времени..
Юнгианство теперь развилось минимально в две "формы" - в MBTI в Штатах и в Соционику у нас.
В соционике эта дихотомия давно и весьма проработана.
Юнг и сам себя в интровертах видел.. Ну не знал он соционики.))

Анастасия М. 21 августа 2011 в 00:08

Так вы за Юнга болеете или просто болеете "против"? Или вы за точное определение экстраверсии/интроверсии? Вы за законченную теорию или за "нестатичные, меняющиеся местами процессы"?

В статье речь о том, что Юнг первым ввел эти понятия, а задачи дать анализ его работам не стояло. Именно об этом статья, а не о работе Юнга. Юнг не считал теорию законченной? - и хорошо. Хорошо, что после него был еще Ганзен с его гениальным постулатом о четверичности проявлений реальности наблюдаемого мира. Хорошо, что затем появилась системно-векторная психология Юрия Бурлана, в которой дается точное разделение  внутреннюю/внешнюю части квартели, на экстравертов и интровертов. Не допускающая вольностей и путей к отступлению благодаря уклончивым заявлениям о нестатичности, незаконченности, относительности, половинчатости и недоделанности.

Гость 02 августа 2011 в 17:08

Мария, спасибо, наглядно расписала экстраверсию и интроверсию!:)