Фильм «Пролетая над гнездом кукушки» в свете разницы западного и российского менталитетов
Фильм «Пролетая над гнездом кукушки» поставлен в 1975 году по одноименной книге Кена Кизи, написавшего ее в результате долгой практики в сумасшедших домах Америки. Все герои выписаны им подробно и системно: спрятавшиеся от действительности звуковики, спорящие о смыслах и совершавшие попытки суицида, анально-зрительные мужчины с комплексом хорошего мальчика и порой попадающие туда уретральные Вожаки. Гиперактивных и бесконтрольных, их еще в детстве приводят на учет к психиатру, чтобы назначить им успокоительное медикаментозное лечение – неподчинение чуждо, непонятно и не нужно западному обществу, стремящемуся к стандартизации и порядку.
Чему улыбается главный герой? Почему он такой? Почему он борется и, даже если не побеждает, все равно заражает своей свободой других? В фильме ответа нет, но ответ есть в Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Фильм «Пролетая над гнездом кукушки» поставлен в 1975 году по одноименной книге Кена Кизи, написавшего ее в результате долгой практики в сумасшедших домах Америки. Все герои выписаны им подробно и системно: спрятавшиеся от действительности звуковики, спорящие о смыслах и совершавшие попытки суицида, анально-зрительные мужчины с комплексом хорошего мальчика и порой попадающие туда уретральные Вожаки. Гиперактивных и бесконтрольных, их еще в детстве приводят на учет к психиатру, чтобы назначить им успокоительное медикаментозное лечение – неподчинение чуждо, непонятно и не нужно западному обществу, стремящемуся к стандартизации и порядку.
При просмотре фильма сначала возникают мысли, что это картина про одиночку, который борется против «системы», благородного бунтаря, собирательный образ «хиппи» 60-х годов Америки. Пять Оскаров и Золотых глобусов подтверждают высокие оценки мировой общественности, указывая на притягательную загадочность этого фильма.
Кто он – благородный бунтарь?
Горячее сердце, не знающее рамок и законов, неограниченная сексуальность и чувство обостренной справедливости, любовь к азарту и доминантный взгляд выдают в нем представителя уретрального вектора. Перед нами Вождь, не нашедший свою стаю и потому, в отсутствии определенной цели своего существования, прожигающий свою жизнь в драках, пьянках и развлечениях с женщинами. Рамки кожного закона Америки не для него, и он с завидной регулярностью оказывается в тюрьме, что, конечно, не меняет его характера.
Для окружающих его поведение атипично, ведь они живут дисциплиной и подчинением. Это является для них естественным гарантом выживания. И если рядом оказывается такой комок неконтролируемой энергии, значит, он – ненормален, и место ему в сумасшедшем доме. Где и оказывается наш герой после нескольких заключений. Прямых показаний к такому назначению нет, но поведение героя не укладывается в мировосприятие западного общества, и это вызывает сомнения в его «нормальности».
Нашедший свою стаю
В больнице главный герой МакМерфи сразу берет на себя ответственность за жизнь и благополучие пациентов, оказавшихся волею судеб с ним в одной палате, и, будто воплощая желания зрителя, вырывает их из лап безжалостной медсестры, обучает баскетболу, помогает им во всем. Они заряжаются его энергией и начинают проявлять активность, из жалких овощей превращаясь в людей. И никакие окна и двери не являются для этого ограничением.
МакМерфи откровенно не понимает, почему он не такой как все, если живет теми же побудительными мотивами, что и окружающие: он ест, пьет, спит с женщинами, когда ему хочется, дерется – и в этом он ничем не хуже других.
Совет врачей сомневается в его умственной состоятельности? Он убегает вместе со своей стаей сумасшедших, и они вместе ловят рыбу больше той, которую смог поймать главврач, чем тот так гордится.
Ограничений нет: нет и не будет. Его фирменный уретральный оскал, то, как он улыбается, указывает на его презрение к любым законам и рамкам. Сосед по палате просит сигареты, а ему их не дают? Надо разбить окно сестринской, где они лежат, и отдать, ведь они нужны товарищу. Такова сущность уретральной меры – давать по нехваткам.
НАШ герой
Западный зритель задается вопросом: почему в решающую ночь, когда был запланирован побег, главный герой напился, а не убежал? Почему не выпрыгнул в открытое окно, чтобы сохранить свою жизнь? Что такое он знал, раз не сделал этого? Ведь именно так должен был поступить «нормальный» человек.
А он был далек от желания спасти свою шкуру. Он напился в стельку и до беспамятства радовался тому, что его стая веселилась с ним вместе, и они славно кутили, громя все вокруг: гулять так гулять! Его стая была с ним, и бросить их утром на растерзание порядкам больницы не представлялось возможным. Ответственность за своих ближних, а не за себя – вот что бессознательно показывает герой. И если бы он убежал, значит, он бросил бы тех, за кого стоял горой – предал.
Что видит перед собой русский телезритель? Он видит свои ментальные ценности, свои мысли и свои поступки – он видит себя. МакМерфи нам близок, его поведение нам по сердцу, именно поэтому фильм становится культовым в России.
Русскому человеку, в свою очередь, непонятно, чем мешал этот герой обществу? Зачем мучить человека в сумасшедшем доме? Он дерется и пьет? А кто не дерется и не пьет? Так ведет себя нереализованный уретральный человек. Такие хулиганы, как этот, в России всем понятны и даже обожаемы женщинами. В реализованном состоянии их энергия направляет группы людей в будущее, а порой и целые поколения. Но западное общество бессознательно этого не приемлет: угроза рациональному кожному порядку должна быть уничтожена.
Энергия без цели
Наш герой вырывается «за флажки» без идеи и направления. Он силен и безграничен в своем милосердии, направленном на отдачу, но не осознает последствий своих действий, хоть его и предупреждают о них. Ведь если бы у него была цель для всей стаи, то она последовала бы за ним без всяких пререканий.
Энергия без цели…Это то, что до сих пор еще свойственно России: жить, не очень четко зная, куда двигаться и зачем. Вот если бы была идея, то прекратилась бы эта жизнь вполсилы. Есть ощущение, что можем больше, но проявляем лишь неограниченную ничем бесшабашность, прожигаем жизнь, не определяя еще чего-то важного, основополагающего, что коллективно может объединять и двигать вперед.
Чем это может закончиться? В фильме медицинский совет принимает решение в пользу психотерапевтической работы с главным героем. Но когда та не удается, что его ждет?
Из разговора одного из пациентов больницы, индейца, с МакМерфи: «Мой отец был большой. Он вел себя так, как хотел. Вот почему с ним поработали. Последний раз, когда я его видел, он был слепой и едва держался на ногах от спиртного. Каждый раз, когда он прикладывался к бутылке, она выпивала его, а не он ее. Он так высох и пожелтел, что его не узнавали собаки.
– Его убили?
– Я не говорю, что его убили. Над ним поработали. Как поработают над тобой».
МакМерфи подвергся лоботомии, и его друг индеец, не желая оставлять горячо любимого товарища в таком состоянии, задушил его подушкой.
Кожный менталитет против уретральных ценностей
Каждому ясно, что русский и американец (европеец) – разные. Это не требует доказательств, так как лежит в области наших ощущений, которые ежедневно подтверждаются диаметрально противоположным отношением к самым разным явлениям жизни – закону, ювенальной юстиции, гомосексуальным отношениям, роли мужчины и женщины в обществе и прочим вопросам жизни. И пусть внешне мы одинаковые, но ментально – на разных полюсах.
Почему у нас разное восприятие жизни? Потому что исторически и географически мировосприятие разных народов от поколения к поколению формировалось по-разному. И система ценностей, которыми руководствуются наши народы, также сформировалась разной.
Системно-векторная психология Юрия Бурлана показывает, что Западу присущ менталитет, основанный на особенностях проявления и ценностях кожного вектора. На базе этого менталитета сотнями лет проводилась политика «разделяй и властвуй», свойственная обонятельному вектору, который по природе своей комплементарен кожному. Руководствуясь ценностями этих двух векторальных мер, Западу удалось выстроить эффективную систему управления и выживания, намного опередившую всех остальных.
Россия же всегда представляла собой противовес Западу исключительно в силу разницы менталитетов. Широкая душа русского человека, не знающая границ и законов, обусловлена наличием у русских уретрального менталитета, диаметрально противоположного по ценностям кожному, и поэтому не ясна западному человеку самим фактом своего существования. Она всегда остается непонятной для Запада, бессознательно воспринимается как непредсказуемая опасность.
Непонятно как (то есть «на какие деньги») возникающие научные открытия, водородные бомбы и самолеты пятого поколения, сила армии, побеждающей войны почти в рукопашном бою, вызывают настороженность и дискомфорт. Россия, как брошенный случайно на красную кнопку валенок из известного анекдота, кажется нешуточной угрозой.
Фильм «Пролетая над гнездом кукушки» как нельзя лучше дает понять, насколько люди с кожной ментальностью не способны воспринимать ценности уретрального вектора даже на уровне обычных человеческих отношений.
Если представителям уретрального вектора не удается вписаться в ограничения (а это им плохо удается), рамки контроля настигают их, в частности, и в виде лоботомии. Это коснулось даже старшей сестры президента Дж. Кеннеди Розмари. Когда ей было 23 года, ее семья за бесконтрольное поведение, трудные взаимоотношения с братьями и сестрами и «позорный интерес к мальчикам» вынудила ее пойти на операцию, в результате которой она впала в детство и доживала жизнь в абсолютном слабоумии в сумасшедшем доме.
Кожное общество не знает, что, купируя жизненную энергию уретральников, оно лишает себя развития, будущего.
Всему остальному миру «загадочная русская душа» всегда казалась непонятной и опасной. Впервые именно системно-векторная психология Юрия Бурлана «разгадывает» русскую душу, раскрывая особенности нашего уретрального менталитета, обозначая его особенную роль и задачи в мировом сообществе.
Регистрируйтесь на бесплатные онлайн-лекции по ссылке.
Они бы всей России лоботомию сделали
Первый раз смотрела этот фильм лет 10 назад. В окружении людей с как раз таки кожным менталитетом. Зашел разговор о главном герое и выяснилось, что я единственная кто не смотрел. И тогда мне устроили сеанс...Помню, что осадок остался очень тяжелый. И поскольку сразу же было обсуждение, то выяснилось, что я поняла совсем не так, как они. Теперь понятно почему. Самый впечатляющий момент на тот период - это форма санитаров, побег и свобода моря...
5 минут назад закончила пересматривать...теперь чувства гораздо ярче и так понятно все. Спасибо большое за статью.
Помню недавние обескураженные чувства, когда впервые прочитала о лоботомии у сестры Кеннеди.. Теперь все стало понятно. Наглядно показана вся неразгаданная разность восприятия в кожном и уретральном менталитете. Шикарная статья!
Какое неожиданное раскрытие известного произведения! Так просто приходит понимание сюжета и поведения нестандартного главного героя через системно-векторную психологию. Замечательная статья, спасибо, Ольга.
Шикарная статья , как и всё, что касается нашего уретрально-мышечного менталитета в свете системно-векторной психологии. Замечательно знать свои особенности и не копировать то, что не свойственно себе.Важно не лишать себя будущего.