Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Физики и лирики. Часть 2. Михаил Шемякин: запретный плод метафизики

В своем звуковом поиске Шемякин пришел к мысли, что нами живет что-то особенное, иное, а не то, что можно увидеть снаружи...

Часть 1. Звуки космоса для тех, кто слышит

Армян в браслетах и серьгах
Икрой кормили где-то,
А друг мой в черных сапогах ─
Стрелял из пистолета.

(В.Высоцкий о М.Шемякине)

Еще во времена застоя советская власть применяла к звуковикам, которых невозможно было использовать здесь и сейчас на общее благо, безотказный метод карательной психиатрии. Этот «славный» метод до сих пор держит наших специалистов в некотором смысле особняком в мировом психологическом сообществе. Молодой художник Михаил Шемякин был изгнан из института за «эстетическое развращение», а нормальными словами ─ за несоответствие его взгляда канону соцреализма, и направлен в психиатрическую лечебницу закрытого типа.

Три года принудительного лечения с диагнозом «вялотекущая шизофрения» в отделении для буйных, инсулин и психотропные. Корчи звука и зрения под действием «лечения» тщательно фиксируются. Художнику дают бумагу и карандаш, он вяло рисует. Устраиваются даже выставки талантливого «шизофреника». «Однажды меня разбудили санитары, взяли под руки и привели в конференц-зал. Там сидело много студентов. В рамочках на доске я увидел свои работы. Меня выставили на всеобщее обозрение как талантливого шизофреника, которого надо изучать», ─ вспоминает М.М. Шемякин.

Это сейчас его творчество изучают в университетах всего мира, по его работам снимаются фильмы, ставятся балеты, скульптуры мастера украшают столицы и просто города. А тогда, в оттепельно липкие 60-е, по выходе из «желтого дома», загнанный психотропами в звуковой тупик и зрительную дыру, Шемякин работал без цвета, в жанре графики. Работ много. Находятся и люди, желающие видеть это. Михаила приглашают участвовать в выставке. Результат ─ восемь лет лагерей организатору, художника отовсюду вон.

Мы лезли к бесу в кабалу (В. Высоцкий)

Шемякин тогда работал в Эрмитаже такелажником за 25 рублей, лишь бы иметь возможность копировать картины мастеров. Человеку со стороны это стоило бы аж три рубля в час, таких денег не имел даже близко, а вернуть зрение, чувство цвета художнику было жизненно необходимо. Но и отсюда долой, да с «волчьим билетом» после скандальной-то выставки, а тут и указ о тунеядстве подоспел, больше 10 дней не имел человек права не работать. Круг замкнулся.

image description

Психотропные препараты заполняют звуковую звенящую и зияющую пустоту пустотой, вязкой и липкой, как в кошмарном сне без цвета и формы. Из нее так просто не выбраться. У Шемякина началась затяжная звуковая депрессия, удар по зрению выражался в отвращении к цвету настолько сильном, что телесно это проявилось аллергией на масляные краски. Спасает молодого художника Псково-Печерский монастырь, Шемякин становится послушником.

Наполнив хотя бы сколько-то звук, Шемякин начинает понемногу восстанавливать и зрение: делая списки икон, преодолевает отвращение к краскам. Так, скитаясь по монастырям и торя свой путь к Богу, художник проведет последние годы на родине, прежде чем в 1971 году после очередного ареста за тунеядство и принудработ его вышлют из страны. В соответствии с сюрреализом его творчества на помощь Шемякину придет полковник в ОВИРе: «Уезжайте как можно скорее или вас здесь сгноят. Ни слова друзьям, если не хотите им вреда. Попрощаться с родными мы вам не дадим. Никто не должен знать об отъезде».

Изображая Юнга

Христианство стало частью жизни М. Шемякина, но оно не могло наполнить его звук. Звуковой поиск свел художника с философом и священником Владимиром Ивановым, а судьба – с уретрально-звуковым Владимиром Высоцким. В поисках единых для человечества знаков-смыслов Шемякин создает теорию с таинственным названием «метафизический синтетизм». Это очень звуковой взгляд на искусство, поиск смысловой общности всего творимого человеком, попытка заглянуть в бессознательное. Для проведения масштабных исследований в этой области Михаил Шемякин даже основал Институт философии и психологии творчества.

Работы Шемякина «расширяют эстетическое сознание, пробуждая глубинную память, имеющую мало общего с «прошлым» в обычном смысле этого слова», как пишет о художнике В. Иванов. Вослед К.Г. Юнгу Шемякин проводит идею о неких символах, образцах, архетипах, живущих в индивидуальном и коллективном бессознательном. Эти символы он и пытается передать в своих изобразительных импровизациях. Интересно, что джазовые музыканты находят в творчестве М. Шемякина много общего со своей музыкой: «Ты пишешь, как мы выдуваем».

В своем звуковом поиске Шемякин пришел к мысли, что нами живет что-то особенное, иное, а не то, что можно увидеть снаружи. Механические куклы Гофмана, приводимые в движение кем-то неведомым, занимают центральное место в творчестве художника. Шемякин пытался проникнуть в суть истории о Щелкунчике, подозревая в ней не столько рождественскую сказку, сколько хитро зашифрованное послание об устройстве бессознательного. Шемякинские иллюстрации к Достоевскому – отражение идеи о том, что тело – лишь кожух, оболочка психического, которое живет нами.

image description

Дети – жертвы пороков взрослых

Скульптура Михаила Шемякина с таким названием появилась в сквере рядом с Болотной площадью в 2001 году. Пороки (Наркомания, Проституция, Воровство, Алкоголизм, Невежество, Лженаучность (Безответственная наука), Равнодушие, Пропаганда насилия, Садизм, Позорный Столб для тех, кто без памяти, Эксплуатация детского труда, Нищета и Война) окружают детей, у которых завязаны глаза, они лишь беспомощно выставляют вперед ручки, не в силах выйти из окружения самостоятельно…

Вспоминает М.М. Шемякин:

«Лужков вызвал меня и сказал, что поручает создать такой памятник. И дал мне листок бумаги, на котором были перечислены пороки. Заказ был неожиданный и странный. Лужков меня ошеломил. Во-первых, я знал, что сознание постсоветского человека привыкло к городским скульптурам явно реалистическим. И когда говорят: «Изобразите порок «детская проституция» или «садизм» (всего было названо 13 пороков!), ты испытываешь большие сомнения. Поначалу я хотел отказаться, потому что смутно представлял, каким образом можно воплотить эту композицию в жизнь. И только шесть месяцев спустя я пришел к решению».

О памятнике ведутся нескончаемые споры. Есть горячие сторонники сноса памятника порокам. Хоровод ужасных фигур наводит на грустные мысли, которые думать не хочется. О том, что хотел сказать художник, он рассказывает сам:

«Я призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть то, что происходит. И пока не поздно, здравомыслящим и честным людям надо задуматься. Это не памятник порокам и не памятник «детям – жертвам пороков», а памятник нам, взрослым, какими мы становимся, совершая порочные действия сознательно или случайно – с ослиными головами, тучными животами, закрытыми глазами и денежными мешками…»

Россия где-то выше

М. Шемякин живет в Париже, возвращаться на родину не намерен. «Я – американский гражданин и французский житель, но при всем том я – российский художник и служу, в первую очередь, российскому искусству».

На телеканале «Культура» снят цикл «Воображаемый музей Михаила Шемякина», «Союзмультфильм» выпустил полнометражный анимационный фильм «Гофманиада», Шемякин сотрудничает с Мариинским театром, основал благотворительный фонд, его полотна хранятся в коллекциях Русского музея и Третьяковки, его памятники стоят в обеих столицах и других городах России и мира.

Шемякин «семь лет провел в наушниках», записывая песни своего друга Высоцкого. «Володя каждую песню перепевал по несколько раз – весь в поту, в мыле, с пеной у рта. Он добивался безупречности, потому что знал – это то, что останется после него навсегда», ─ вспоминает Шемякин об их совместной работе. О совместных кутежах друзей в Париже рассказывают двенадцать посвященных другу песен Высоцкого.

image description

Как сложилась бы судьба этого художника, не будь обонятельного кнута советского государственного строя, неизвестно. Сейчас этот развитый и, казалось бы, реализованный человек ─ признанный, хоть и не сразу, пророк в своем отечестве. Внешне красивый, сильный и отважный мужчина со шрамами на лице, в черных сапогах и стильной фуражке-восьмиклинке, нет-нет, да и признается в страхе за свою жизнь.

Читать продолжение...

Корректор: Анна Катаргина

Автор публикации: Ирина Каминская, преподаватель
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии. Уже идут 132477 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 132477 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 

Даты лекций будут
скоро назначены

Комментарии 2
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X
Аня Кочанова 13 ноября 2015 в 11:11

спасибо! очень интересная статья!

Swetlana Frontzek 31 октября 2015 в 01:10

"Меня выставили на всеобщее обозрение как талантливого шизофреника, которого надо изучать"

Вспомнила, что лет 15 назад мне довелось побывать на международной выставке художников-любителей. Авторами работ были пациенты психлечебниц из разных стран. Теперь, после курса СВП, понятно, что это больной звук и покорёженное зрение. Спасибо за цикл замечательных статей, Ирина!