Гений, демон, падший ангел... Рудольф Нуреев. Часть 2. Падший ангел
Однажды подростком, выступая в концерте для отдаленных сельских районов, юный танцор попал в ситуацию, которая, казалось бы, могла перечеркнуть его судьбу в искусстве. Он исполнял матросский танец, но чужой костюм был ему великоват и буквально на втором па брюки, заколотые булавками, упали на пол... Рудольф под смех зала возвратился за кулисы, чтобы закрепить матросские клеши. Он вновь выходит на сцену, чтобы через несколько секунд снова оказаться в неглиже перед глазами десятков людей...
Начало в статье «Гений, демон, падший ангел... Рудольф Нуреев. Часть 1. Покорение Олимпа»
Татарин – хороший комплекс звериных черт, и это то, что есть я
Рудольф Нуреев
Когда-то Рудольф прошел через тяжелые для кожника испытания бедностью, голодом, унизительным прессингом индивидуальности. После «побега» резко сменил их вседозволенностью, изобилием кожного общества потребления, деньгами, позволяющими купить все, на что упал взгляд...
Это стало еще большим испытанием для него. Гений и злодейство, как оказалось, вещи совместимые, а жадность, переходящая в чудовищную скупость, оскорбительное неуважение к тем, кто не входил в группу его интересов, отсутствие нравственного стержня, толкавшее его на авантюры весьма сомнительного толка и постоянная гонка за исполнением любого своего «хочу» – все это было частью личности блистательного гения танца. Почему? Чем объяснить сочетание столь высокого и неприемлемо низкого в одном человеке?
Мы все родом из детства... И гении тоже
Феномен существования столь резких противоположностей в личности одного человека становится более понятным, если рассматривать его с позиций системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Природа одарила Рудольфа кожно-зрительной связкой векторов, которая задает человеку чувствительность, эмоциональность, способность любить и умение видеть мир в полифонии цветов и оттенков.
Рудольф обладал в потенциале всеми этими качествами. С самых ранних лет его отличали стремление к красоте, любовь к музыке и танцу, эмоциональность, впечатлительность, чувственность и страстность. Именно поэтому театр балета стал столь притягателен для него.
Но «времена не выбирают – в них живут и умирают...» Рудольфу выпало время и место, когда реалии бытия препятствовали нормальному развитию кожно-зрительного мальчика, а отец, обладатель анального вектора и, следовательно, других ценностей, всеми силами пытался нивелировать индивидуальность сына, вылепить его «под себя».
Хамет Нуреев старался привить Рудольфу собственные взгляды и идеалы «настоящего мужчины». Прививка не удалась. Насилие разрушило драгоценные эмоциональные связи между отцом и сыном. Безвозвратно и навсегда. Рудольф вспоминал с ужасом о том времени, когда отец выключал радио и «часами говорил, говорил, говорил...», пытаясь внушить сыну уважение к собственным приоритетам.
Тяжелая рука Хамета предопределила линию жизни, ее сценарий и исказила естественный интерес Рудольфа к противоположному полу. Для развития зрительного вектора необходимо создавать эмоциональные связи с ребенком, воспитывать его чувства, опираясь на огромный, заложенный природой, эмоциональный потенциал. Ведь у него врожденный страх смерти, который требует преобразования, вывода наружу в виде эмоций сострадания, сочувствия, чувства любви. Когда этого не происходит, зрительник на всю жизнь остается в страхах.
Битый мальчик с кожно-зрительной связкой векторов, красивый, чувственный, как девушка, с хрупкой душой, в дальнейшей жизни будет искать сексуального партнера, создающего иллюзию защитника и временно освобождающего его от страхов. Как правило, им становится мужчина с анальным вектором, в кого природой заложено влечение к мальчикам-подросткам, сублимируя которое он выполняет свою видовую роль – передает им опыт и знания. Сексуальные партнеры Рудольфа в основном были очень крупными представителями мужского пола с анальным вектором. Это неизбежный сценарий битого кожно-зрительного мальчика, оставшегося в страхах на всю жизнь и ищущего защитника.
Травмы детства
Носители кожного вектора отличаются высокой психической гибкостью и способностью адаптироваться к среде. Насилие заставило Рудольфа искать способы выживания. Ложь стала его спасением: «Поскольку дома мне запретили танцевать, а бросить танец я, естественно, не мог, я был вынужден начать жизнь, полную лжи. Мне постоянно приходилось изобретать предлоги, чтобы ускользнуть из дома на репетиции и занятия танцем», – горько признавался Рудольф.
Военное детство и юность, совпавшая с тяжелейшим послевоенным периодом, не могли быть беззаботными для тех, кому выпало родиться в то время. Бедность, вынуждавшая мать Рудольфа надевать на мальчика обноски сестер, на всю жизнь врезалась в его память как одно из самых унизительных воспоминаний детства. Он падал в голодные обмороки и постоянно ожидал насмешек со стороны других детей. Какое же это унижение для амбициозного кожника! Его мелочная жадность и страсть к накопительству уходит корнями именно в детство. Своего рода потребность компенсировать пережитые унижения и бедность.
Безудержное стремление к мечте
Однажды подростком, выступая в концерте для отдаленных сельских районов, юный танцор попал в ситуацию, которая, казалось бы, могла перечеркнуть его судьбу в искусстве. Он исполнял матросский танец, но чужой костюм был ему великоват и буквально на втором па брюки, заколотые булавками, упали на пол... Рудольф под смех зала возвратился за кулисы, чтобы закрепить матросские клеши. Он вновь выходит на сцену, чтобы через несколько секунд снова оказаться в неглиже перед глазами десятков людей...
Другой на его месте в те времена буквально провалился бы сквозь сцену... Но не Нуреев! Он исполнил свой номер под грохот аплодисментов! Потому что его целью была победа и только. И он был готов платить за нее любую, непомерную для других, цену.
Нуреев неоднократно повторял, что он танцевал, потому что ему нравилось это делать. Но балет – это многочасовые, изнурительные репетиции, это режим и самодисциплина, это изуродованные запредельными нагрузками ноги и каторжный труд... И он был способен выдержать усталость и боль ради того, чтобы оставаться на сцене блистательным и недосягаемым.
Неистовая неординарность
Характерной чертой людей со зрительным вектором является их пристрастие к красоте во всех ее проявлениях. Рудольф обожал архитектуру, часами бродил по Ленинграду, очарованный сказочным городом, запечатлевшим историю в камне. Музеи были местом, где его душа впитывала красоту и откуда он вынес мечту попробовать себя в живописи.
Урезая свой мизерный бюджет, Нуреев покупал билеты в театры и начал брать уроки игры на фортепьяно, что было его давней мечтой.
Тамара Закржевская, с кем Рудольфа связывало нечто большее, чем дружба, вспоминала: «В Рудике было одно совершенно поразительное качество: несмотря на нехватку академического образования, он обладал безукоризненным вкусом и постоянно стремился узнать, увидеть, прочитать что-то новое, пополнить пробелы в своих знаниях. Я ни разу не слышала от него слова „скучно“».
Нуреев оставался мечтателем и немного маленьким мальчиком до последнего вздоха. Ведь именно люди с кожно-зрительной связкой векторов «не стареют душой и телом». В детские годы Рудольф мог часами зачарованно наблюдать за поездами, увозившими других в счастливую жизнь. Его околдовывало движение, скорость...
Движение, перемены, стремительность – суть проявления кожного вектора. Впоследствии Нуреев никогда надолго не задерживался на одном месте, меняя города и окружение каждые несколько дней.
Одним из первых приобретений танцовщика стала модель железной дороги, в которую он, уже звезда балета, обожал играть. Игрушечная дорога открывала безграничный простор фантазии так никогда и не повзрослевшему полностью Нурееву. Позднее его коллекция включала самые необыкновенные модели дорог, которые все также оставались его любимым развлечением.
Ярый и яркий
Пристрастие Рудольфа к эффектным театральным костюмам и к оригинальной повседневной одежде – это не только отзвук детства, отмеченного бедностью. Это одно из проявлений зрительного вектора, который нуждается во внимании. В том числе для снижения уровня страха. Одежда позволяет выделиться из толпы, заявить о себе: «Смотрите, кто пришел!» Рудольф, создавший свой стиль, умел носить одежду эффектно.
А еще, по признаниям современников, он «умел так раздеться на сцене, как никто другой». До него танцовщики никогда раньше не выходили на сцену с обнаженным торсом. Он вынес свою наготу к рампе, сделав свое тело инструментом искусства.
Сцена для зрительного Рудольфа была не местом работы, это были его подиум и пьедестал, где реализовывались глубинные желания – быть в центре внимания, тем самым бессознательно преодолевая страхи. Кожно-зрительные мужчины, оставшиеся в страхах, отличаются страстью к публичности, демонстративности, склонностью к эксгибиционизму. По этой же причине Рудольф не любил одиночество. В редкие моменты оставаясь один, он часами разговаривал по телефону или искал приключений на улицах ночных городов.
Что было бы, если бы…
Жизнь любого человека не застрахована от падений, ошибок, разочарований...
Понимая свою природу, осознавая свои желания и устремления, человек способен выстраивать линию жизни, ведущую к радости, удовлетворению и счастью. Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает это знание, помогает корректировать детские психотравмы, балансировать личные, идущие из бессознательного, побуждения с нормами социума, строить конструктивные отношения с другими людьми.
Если этого не знать, то может оказаться, что гений останется в памяти людей и падшим ангелом... тоже.
Регистрируйтесь на бесплатные онлайн-лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана по ссылке и начинайте смотреть на мир по-новому.
шикарный цикл статей. Прочла мужу, он слушал с огромным интересом